Ярошевский М.Г. История психологии.
Контрольные вопросы
1. В чем роль гештальта в развитии восприятия?
2. В чем сущность понятия «психологического поля»?
3. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
4. Какова роль инсайта в творческом мышлении?
5. Чем различаются волевое и полевое поведение?
Раздел 5: «Глубинная психология и ее развитие в ХХ веке»
Вопросы для самостоятельного изучения
Теория Фрейда
1. Понятия вытеснения и сопротивления в теории З. Фрейда (Хрестоматия; «О психоанализе. Пять лекций»)
2. Техника толкования снов по Фрейду (Хрестоматия; «О психоанализе. Пять лекций»)
3. Явления регресса и фантазии, боязни освобождения вытесненного в психоаналитической работе З. Фрейда. (Хрестоматия; «О психоанализе. Пять лекций»)
4. Понятия идентификации и стадного инстинкта в психологии масс Фрейда (Фрейд З.
«Я» и «Оно». Кн. 1. –Тбилиси, 1991. С. 102-117.)
Направления классического психоанализа
1. Индивидуальная психология Адлера (Хрестоматия)
2. Структура души по Юнгу (Юнг К. Г. С. Проблемы души нашего времени. – М., 1996. С.111-133)
3. Понятие архетипа в теории Юнга (Юнг К. Г. С. Проблемы души нашего времени. – М., 1996. С.134-157; Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. С.95-128.)
Развитие психоанализа в 30-50-е гг.
1. Изучение тревожности в трудах К. Хорни.
2. Психологическая теория личности Х. С. Салливана.
Рекомендуемая литература
1. История психологии. XX век. – М., 2002.
2. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.
3. Фрейд З. «Я» и «Оно». Кн. 1. –Тбилиси, 1991.
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
5. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.
6. Юнг К. Г. С. Проблемы души нашего времени. – М., 1996
Раздел 6: «Модификация глубинной психологии во второй половине XX века» Вопросы для самостоятельного изучения
1. Проблемы души человека в психологии Э. Фромма. Способность к добру и злу, формы насилия, любовь к мертвому и живому, свобода и детерминизм) (Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. С. 13 – 109)
2. Проблемы нравственного развития человека в трудах Э. Фромма (Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. С.99-192.)
3. Две разных формы существования: обладание и бытие – в теории Э.Фромма (Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. – М., 2000. С. 204-347.)
5. Жизненный цикл в теории эпигенеза идентичности Э. Эриксона (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. с. 100-153)
6. Формирование чувства идентичности в теории Э. Эриксона (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. с. 244-277)
7. Понятие «внутреннего» и «внешнего» пространства в трудах Э.Эриксона (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. с. 277-308)
8. Структура личности и ее социальные связи в трудах Э.Берна (Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1992)
Рекомендуемая литература
1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1992
2. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
3. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
4. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. – М., 2000. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Раздел 7: «Становление и развитие гуманистической психологии»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Логотерапия В. Франкла
2. Иерархия потребностей А. Маслоу.
3. Рост, мотивация и познание в психологии А. Маслоу.
4. Мышление, помогающее росту личности и характерные черты помогающего поведения (К. Роджерс)
Рекомендуемая литература
1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. – М., 2002.
2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
Раздел 8: «Генетическая и когнитивная психология»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Психологическая теория Ж. Пиаже.
2. Когнитивная психология У. Найссера.
3. Когнитивная теория личности Дж. Келли.
4. Основные положения когнитивного консультирования А. Бека.
Рекомендуемая литература
1. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
2. История психологии. XX век. – М., 2002.
3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
4. Обухов Л.Ф. Концепция Пиаже: за и против. – М., 1981.
5. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
Раздел 9: «Развитие отечественной психологии»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Психология России в XIX – начале XX вв.
2. Становление экспериментальной психологии в России.
3. Эмпирическая психология в России в начале XX века.
4. Философская психология.
5. Советская психология.
6. Психологическая теория отношений.
Рекомендуемая литература
1. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982.