Сущность мотивационного процесса
Мотивация личности – основа формирования организационного поведения. Взаимосвязь понятий: потребности, мотивы, стимулы. Классификация потребностей и мотивов. Модель мотивации. Мотивационные побуждения. Социо-культурная ориентация личности и организации. Роль организационной культуры в системе мотивации личности. Особенности мотивации в организациях различных сегментов бизнеса. Влияние структуры организации на систему мотивации.
Основные мотивационные теории
Основные подходы в содержательных теориях мотивации (А. Маслоу, Р. Альдерфера, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга). Сравнительная оценка содержательных теорий мотивации и их значение для организационного поведения. Условия использования содержательных теорий. Процессуальные теории мотивации. Теория трудовой мотивации Д.Аткинса. Теория ожидания В.Врума. Теория справедливости С. Адамса. Модель Портера – Лоулера. Их особенности и отличия от содержательных теорий. Условия использования процессуальных теорий мотивации.
Зависимость между удовлетворением и производительностью. Поведение при постоянном неудовлетворении работой. Рекомендации в отношении несправедливой оплаты.
Регулирование поведения индивида
Прикладное значение теорий мотивации. Экономическое стимулирование личности, групп. Деньги как средство вознаграждения работника. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в теории мотивации.
Регулирования деятельности индивида. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. Особенности экономического стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемного работника. Оплата труда и участие в доходах. Роль карьеры в управлении поведением индивида.
Раздел 6. Лидерство в организации
Анализ основных теорий лидерства
Сущность лидерства. Истоки и классические исследования лидерства. Формальное и неформальное лидерство, авторитет. Теории характерных особенностей лидерства. Поведенческие и ситуационные подходы к стилям руководства. Теории личностного поведения. Особенности лидерства и его формы в организациях разного типа.
Формальное лидерство и его природа. Власть и полномочия как условия формального лидерства. Особенности формального лидерства в организациях разного типа.
Условия неформального лидерства. Разновидности неформального лидерства. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров. Конфликты между формальными и неформальными лидерами. Формы их преодоления. Взаимодействие формальных и неформальных лидеров.
Формы власти и влияния
Взаимосвязь понятий власть и влияние. Виды власти. Применение власти для изменения установок. Власть как ресурс руководителя. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение. Власть и полномочия. Баланс власти. Поведение, квалификация и действия руководителя.
Сущность стиля руководства. Факторы, определяющие выбор стиля работы руководителя. Классификация стиля руководства, предложенная К.Левиным. “Управленческая решетка” Блейка и Моути. Классификация стиля управления в рамках ситуационного лидерства (Фидлер, Херси, Бланшар). Условия выбора эффективного стиля руководства организацией. Стиль управления и его влияние на поведение личности
Раздел 7. Коммуникативное поведение в организации
Коммуникативные процессы в организации
Основы коммуникаций. Двухсторонний коммуникативный процесс. Коммуникативное поведение. Нисходящие и восходящие коммуникации. Коммуникативные потребности. Другие формы коммуникаций.