Фазы мотивационного процесса

Описывая систему потребностей, мы раскрываем статический аспект структуры личности, хотя и постулируем ее подвижность. Раскрывая ее функционирование, мы должны воспользоваться понятием мотивационного механизма. Через него система потребностей реализуется в конкретной ситуации, возникают новые цели, осуществляется переход от одной ситуации к другой.

Известны следующие функции эмоций: побуждение, регулирование, следообразование, направление внимания. Поскольку эмоции составляют важнейший компонент мотивационного механизма, то он выполняет и указанные функции. Но понятие мотивационного механизма шире понятия эмоций, поэтому и круг его функций значительно шире. Сам мотивационный механизм должен включать те процессы, которые принято считать когнитивными и исполнительными. Мотивационный механизм интегрирует отдельные когнитивные и двигательные единицы, обеспечивает их согласованное действие.

Известны четыре фазы мотивационного процесса, связанного с решением мыслительной задачи: 1) начало (иногда говорят об инициации), 2) выбор цели, 3) реализация, с контролем и защитой, 4) завершение.

Возможно ли говорить о существовании таких фаз в операторских действиях? Да, если найти те признаки, по которым можно было бы отличать фазы другот друга. По-видимому, наиболее ярким признаком для начальной фазы является неопределенность ситуации. Оператор, наблюдая за приборной доской, отмечает: «что-то не так». В привычном слаженном потоке данных происходит какое-то нарушение. Оператор его только почувствует - и сразу возникает и начинает расти неясное ощущение тревоги. Поиск информации и ее анализ приводят к выделению нескольких вариантов дальнейшего развертывания действия. Этим знаменуется вторая фаза. Она заканчивается выбором одного из вариантов. Для этой фазы характерны сомнения, неуверенность по поводу каждого варианта. Но сами варианты уже четко определены.

В ходе двух первых фаз мотив определяется и приобретает четкую предметную форму. Неясное переживание тревоги, испытываемое оператором, когда он замечает, что «не все ладно», - это и есть состояние мотивации. Мотив пока не определился. Его выделение происходит только в конце второй фазы. Но даже выбранного и предметно определенного мотива недостаточно, чтобы довести действие до конца. Фаза реализации развертывается как волевой процесс, как борьба мотивов. Действие будет закончено, если ведущий действие мотив одержит верх над остальными.

Заканчивается ли действие с достижением цели? Если оценивать только по событиям, да. Но при рассмотрении действия в качестве более широкого процесса необходимо понять, каким образом оно влияет на другие действия, на деятельность в целом. И здесь мы обращаемся к понятию субъекта - волевого, активного, сознательного. Оператор пытается объяснить причины, которые привели к возникновению и развитию ситуации, определить возможные последствия при выборе других вариантов, он оценивает свои действия и действия товарищей.

Без понятия субъекта описание каждой фазы действия было бы неполным. В первой фазе начало, ход и результат будут равными для активного, инициативного и для пассивного операторов. Вторая фаза (выбор, оценка, анализ) является подлинной функцией субъекта. Наконец, рассматривая третью фазу, трудно представить борьбу мотивов как чисто автоматический процесс, происходящий без участия сознательного, активного субъекта.

Отдельные фазы мотивационного процесса мы наблюдали у летчиков, предлагая им специальные задачи. Начальную фазу было легче всего наблюдать с помощью задачи, имитирующей отказ курсовой системы. Штурманы рассматривали карточки с изображением приборов молча, пытаясь понять ситуацию. Сопоставляя показания приборов, они обнаруживали несоответствие в них и отмечали его, но не могли сказать, в чем оно заключается. По мере анализа они начинали высказывать предположения об отказах. Но важно, что за высказыванием об отказе какого-то прибора часто следовали действия, в которых этот прибор учитывался как нормально функционирующий. В задаче требовалось прорисовать фактическую линию пути. Поэтому у нас имелась возможность наблюдать не собственно трудовые действия, а их когнитивный компонент - образ полета, возникающий на основе воспринятых показаний. Но так же ярко обнаруживались свидетельства развернутого мотивационного процесса, аналогично тому, что наблюдается в реальных условиях. Отметим, что действие в экспериментальных условиях не было заранее ограничено по времени, и в этом важное отличие от реальных условий, где действие должно быть втиснуто в тесные временные рамки происходящих событий. Оператор говорит себе: «Успею!» или «Не успею!» На фоне стремления к успеху или страха перед неудачей развертывается мотивация процесса, решение сложной задачи.

На выполненных штурманами и пилотами рисунках представлены свидетельства выбора пути; штурманы и пилоты всегда давали подробное обоснование своего выбора.

Ситуация выбора - не редкость в летном труде. В технологии труда выделены несколько моментов, где пилот должен оценить условия полета, состояние техники и принять решение (с взлета при разбеге, о посадке при приближении к аэродрому и пр.). Решение пилот принимает не только в воздухе, но и на земле, например, о том, вылетать или нет, какой трассой вылетать и т.д.

О фазе реализации можно судить по рассказам специалистов, в которых находит выражение типичный случай из совместной деятельности. Второй пилот, получив разрешение от командира на самостоятельное пилотирование при снижении, сразу планирует действие до посадки. Приближаясь к каждому очередному участку (этапу снижения), он планирует определенные операции. Все это делается очень быстро, в уме, и определяется мастерством пилота и его стилем летной работы (пилотирования). Такие периоды самостоятельной работы редко выпадают вторым пилотам и всегда оцениваются ими как возможность самореализации. Они всегда стремятся воспользоваться этой возможностью самостоятельного полета. Есть полное основание считать, что это единственная возможность для пилота реализовать профессиональную потребность - стремление летать.

Часто получается так, что командир вмешивается в действия второго пилота (например, иногда требует действовать быстрее, раньше выпускать механизацию, раньше уменьшать скорость). Но второй пилот действует в соответствии со своим продуманным планом, он реализует собственный стиль, который сформировался и закрепился в период его профессионального становления. При нетерпимом отношении командира, большом различии между их стилями действия дальнейшее выполнение действия зависит от умения второго пилота предупредить возникновение конфликта. Трудность заключается в том, что ситуация развивается очень быстро, режимы снижения предельные, и пилот не имеет возможности одновременно решать сложную проблему и доказывать, что его действия соответствуют требованиям по эксплуатации и обеспечат безопасное снижение.

Подобная ситуация иногда заканчивается сдачей позиций (добровольной или по требованию командира). Бывает, нетерпеливый командир без предупреждения пытается отобрать у второго пилота управление. Возникает типичная ситуация фрустрации потребности. Реакция второго пилота соответствует известным типам, но чаще проявляется регрессивное поведение, т.е. пилот прекращает выполнение намеченного плана, отказывается от своего собственного стиля и становится безропотным исполнителем команд старшего, либо подавив возмущение и обиду, либо спокойным голосом требуя, чтобы командир принял пилотирование на себя. Реакция является глубоко личностной, она обусловлена неустойчивостью, неопределенностью, уязвимостью положения второго пилота - слишком сильно его судьба зависит от старшего пилота, который не всегда способен точно оценить его труд. Такие ситуации надолго оставляют аффективный след.

Следует заметить, что вмешательство в управление является негативным фактором не только потому, что в нем выражается недоверие к члену экипажа. Оно отрицательно сказывается и на самом процессе управления. Если передача управления вторым пилотом затягивается, особенно в сложных условиях, то окончание полета не всегда бывает четким. Отсюда и последствия - взаимные обвинения пилотов, приводящие к разладу отношений в экипаже.

Удовлетворение от трудового процесса. Мотивационный механизм в труде отличается особым качеством удовольствия и особым социальным характером процесса удовлетворения. Успех в труде приносит чувство удовлетворения, уважение и авторитет. К труду побуждает страх наказания и утраты рабочего места, утраты уважения окружающих. Но это осознанные побудители. Они наполняют смыслом рабочие действия, заставляют преодолевать те трудности, скуку, усталость, бессмысленность, оскорбления и утраты, с которыми сталкивается человек в трудовой активности. Удовольствие доставляют человеку усилия, которые он прикладывает, преодоление сопротивления материала, которое удается человеку в труде. Удовольствие человек получает от самого процесса исполнения, в ходе исполнения, действия. Человек может испытать удовольствие от контакта с предметом или с орудиями, с удовольствием может ощутить тепло дерева, холодок металла. Мощь машины, которая становится воплощением совершенства, служит источником особого рода удовольствия: с мощью машины человек приобретает уверенность в себе, в своем благополучии, своей силе и безопасности. Управляя мощной машиной, человек освобождается от страха, от постоянной тревоги, которую он испытывает во враждебном окружении. Это спокойное удовольствие уверенности и защищенности. Решая новые задачи, человек испытывает удовольствие от достижений. Удовольствиеот переживания и осознания своих широких возможностей.

Но удовольствие в труде - это переживание особого рода, оно отличается от удовольствия от питья, еды или полового акта. Оно телесно только временами и в отдельных видах труда, связанных с ритмическими двигательными процессами. Удовольствие, которое испытывает человек, освободившись от бремени труда, сравнимо с физическим удовольствием, возникающим при резкой смене телесных ощущений. После долгой ночной смены в душном цехе приятно увидеть траву, солнце, вдохнуть свежий воздух. При этом важно чувствовать, что работа есть, что она будет и завтра, что труд будет вознагражден и что будущее обеспечено. Удовольствие в труде можно еще обозначить как удовлетворенность, которая является, несомненно, сознательным чувством.

Удовлетворение в труде нужно рассматривать в паре с теми трудностями, которые приходится испытывать человеку. Труд -это прежде всего трудности преодоления и упорядочения. Преодоление себя, своей инертности, лени, медлительности, усталости и болезней. Рано вставать и никогда не опаздывать. Получать задания и выполнять их независимо от желания. Систематически, упорядочение, день ото дня и по распорядку. Труд -это преодоление следов социальных отношений: унижений, оскорблений, обид, которым всегда противопоставляется порядок. Необходимо ходить на совещания и выслушивать поучения и инструкции, давать отчеты и присутствовать на разборах, несмотря на неприятные впечатления и переживания, которые приходится испытывать. Здесь мы переходим в область этики и правил поведения. Они неотделимы от психологии, поскольку речь идет о человеке в целом. Ритуалы, правила, этикет, необходимость их исполнения смягчают остроту переживаний и заставляют искать пути решения задач. Решенные задачи рождают переживание удовлетворения.

Вообще сам термин «удовольствие» является глубоко субъективным, он требует каждый раз раскрытия его специфики.

Термин «потребность» появляется на свет, когда чего-то не хватает. Пользуясь этим принципом вычитания, рассмотрим различные составляющие трудового процесса. Потребность в труде, профессиональной деятельности проявляется при угрозе потери работы и при безработице. Остро чувствуют эту потребность люди, если, сохраняя физическое здоровье, вынуждены оставить работу по возрасту. Люди прежде всего лишаются занятия - необходимости сосредоточенного исполнения деятельности. То, что деятельность хорошо известна и удается, - доставляет удовольствие и приносит покой. Все предметы, которые составляли привычное окружение на производстве, становятся предметами потребности -человеку их недостает. Огромную роль здесь играет привычка. Привычка к предметам, пространству, времени, движениям, действиям. Можно сказать, что человек испытывает потребность и в действии с предметами. Разумеется, потребность пожилого, «выжженного» трудом человека, которому становится просто трудно выдержать целую смену (рабочий день), нужно рассматривать отдельно, отличая ее от потребности человека средних лет. У пожилых и эмоции «горят» ровнее. Профессиональная судьба может быть развернута как картина изменений в системе потребностей.

Наши рекомендации