Межличностный конфликт как социально-психологический феномен
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Межличностный конфликт как социально-психологический феномен
Конфликт представляет собой столкновение сторон, мнений, противоположно направленных интересов и позиций, перерастание конфликтных ситуаций в открытое столкновение. До сих пор не прекращаются споры о том, какое влияние на деятельность человека оказывают конфликты — отрицательное или положительное. Как отметил А. А. Урбанович (36, с. 318,), одни утверждают, что конфликт есть благо, потому что он:
• помогает выявить проблему и разные точки зрения на нее, а также разные подходы к устранению проблем;
• способствует повышению эффективности деятельности;
• иногда может сплотить коллектив против внешнего давления.
Сторонники другой точки зрения утверждают, что конфликт есть зло, потому что он:
• повышает нервозность людей, приводит к стрессам;
• ведет к ухудшению социально-психологического климата;
• отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей.
Исходя из этого видно, что конфликт — чрезвычайно сложное и противоречивое психологическое явление, и ученые только приступают к исследованию глубинных причин его возникновения и развития. Скорее всего, правы те и другие, а истина лежит где-то посередине. Ведь в коллективе всегда есть место трениям, недовольству, противоречивым мнениям и интересам, а значит, в межличностных отношениях конфликы неизбежны. В некоторых случаях без такихконфликтов не может быть решена та или иная проблема. Важно одно: с конфликтами в организации менеджеру приходится сталкиваться, находить пути разрешения конфликтных ситуаций.
При работе с персоналом, когда производятся кадровые перестановки, применяются моральные и материальные способы стимулирования, типичными для организации будут следующие конфликты (31, с. 454):
• между менеджерским персоналом и подчиненными по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей (по вертикали);
• между персоналом в связи с принятием новых сотрудников, распределением работ, оплатой труда и т. д. (по горизонтали);
• между самими управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности.
Важно подчеркнуть, что многие исследователи, например, А. Я. Анцупов, Б. Зигерт, А. И. Китов, К. Ланг, Б.Ф. Ломов, А. А. Малышев, Л. А. Петровская, относят разрешение конфликтов к числу управленческих функций руководителя.
Основными компонентами конфликта являются: объект конфликта, субъекты (участники) конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.
Объект конфликта представляет собой конкретные причины, движущие силы конфликта. Точное знание объекта позволяет прогнозировать поведение участников конфликта. Объект конфликта как социальное явление вызывает определенную конфликтную ситуацию, которая возникает в результате безуспешного решения спорного вопроса противоборствующими сторонами, определенной проблемы и т. п.
Субъекты (участники) конфликта — это отдельные лица или группы людей. Как частный случай субъектами конфликта могут выступать организации(фирмы). Наличие объекта и участников конфликта создает конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными межличностными отношениями, претендуют на единоличное манипулирование объектом.
Конфликтная ситуация понимается как противоречивая позиция сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использованию различных средств для их достижения, несовпадение интересов и желаний*. В основе конфликтных ситуаций лежат противоречия. Однако иногда бывает достаточно мелочи — неудачно сказанного слова, высказанного мнения, — чтобы возникло противоречие. Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы определенные условия: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия, препятствия со стороны одного из оппонентов для достижения целей других участников, превышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему препятствию. Конфликтная ситуация изменяется под влиянием ряда факторов (взгляда оппонента, подмены объекта конфликта, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.). Примером подмены объекта конфликта является малопродуктивный вариант спора, когда предмет дискуссии забыт и партнеры переходят к оценке интеллектуальных, профессиональных, характерологических качеств друг друга.
Конфликтная ситуация — это необходимое условие для возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Выделяют три группы причин, вызывающих конфликты:
Причины, порожденные процессом деятельности:
• технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех;
• перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напряженности и в отношениях по горизонтали;
• невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель - подчиненный». Например, руководитель не обеспечивает
надлежащих условий деятельности
для подчиненных или подчиненные не выполняют требований руководителя, что ведет к типичному вертикальному конфликту;
• несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу усвоить нормы межличностных отношений, царящих там, и это также ведет к конфликту.
Вторая группа причин порождается психологическими особенностями человеческих отношений:
• взаимные симпатии и антипатии;
• неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (наличие противоборствующих группировок, культурных различий и др.);
• плохая психологическая коммуникация (люди не считаются с потребностями других, не учитывают их психические состояния);
• нарушение принципа территориальности (когда нарушаются установленные эмпирические зоны и территории, которые существуют у каждого человека).
К третьей группе относятся причины, порождаемые личностным своеобразием членов коллектива (характерологическими чертами личности):
• неумение контролировать себя;
• низкий уровень самоуважения;
• повышенная тревожность;
• агрессивность;
• низкая коммуникабельность;
• чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом и др.
Конфликты по вертикали - «руководитель - подчиненные» чаще всего возникают из-за несвоевременного и низкого контроля исполнения управленческих решений, покровительства руководителя приближенным и любимчикам, потакания доверенным лицам, низкого самоконтроля и постоянной нехватки
времени из-за неупорядоченности своего личного образа жизни. Н. Н. Обозов отмечает, что напряженность в отношениях как эмоционально окрашенное разногласие мнений возникает при одностороннем или двустороннем неприятии позиций участников спора (25, с. 7). Это происходит из-за нежелания или неумения встать на место другого и с его позиций рассмотреть ситуацию, осознать возникшее противоречие. Идентификация как отождествление себя с другим во многих случаях помогает людям разрешить возникшие противоречия в межличностных отношениях. Отсюда следует важный вывод: при возникновении напряжения в отношениях следует стремиться, не к разобщенности и избеганию встреч друг с другом, а наоборот, искать пути к общению, по возможности применяя механизм идентификации, то есть понимания и интерпретации другого человека путем отождествления себя с ним. Такой механизм обеспечивает взаимопонимание партнеров по общению и во многих случаях способствует снятию напряженности, натянутости, обиды.
Опираясь на данные исследований Э. Кречмера, У. Шелдона, Н. Озерецкого, Н. Н. Обозов разработал концепцию трехкомпонентной структуры поведения личности, включающей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Преобладание познавательного или информационного компонента характеризует «мыслителя», аффективного (эмоционально-коммуникативного) — «собеседника», а практического (поведенческого, регулятивного) — «практика» (27, с. 4). Исходя из данной концепции Н. Н. Обозов определил и три различных типа поведения в конфликте. Ниже приводятся данные по этим трем типам личности, как они описываются в книге «Психология конфликта и способы его разрешения» (Обозов Н. Н., 1995. С. 11-13).
Для «мыслителя» самое существенное в жизни — процесс познания окружающего мира и своего личного мира. «Мыслитель» выстраивает сложную систему доказательств собственной правоты и неправоты своего оппонента. И только изменившиеся жизненные обстоятельства могут вывести конфликтующие стороны из тупика. «Мыслитель» более осторожен в действиях, он продумывает логику своего поведения. В отношениях с сотрудниками придерживается определенной дистанции, поэтому в конфликтных ситуациях оказывается реже, чем другие типы. В силу ориентированности на себя и плохой управляемости извне «мыслители» друг с другом сотрудничают малоэффективно. Конфликты между ними отличаются тем, что для них общение — весьма важный элемент, это позволяет лучше осознать причину конфликта и понять друг друга.
«Собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомств у них достаточно широк, на длительное противостояние позиций в конфликте они не способны. А вот между «мыслителем» и «практиком» отношения остаются напряженными достаточно долго, этому способствует погруженность «мыслителя» в себя, его медлительность.
Самые опасные для деловых и личностных взаимоотношений длительные конфликты. Они препятствуют выявлению отношений в общении. К сожалению, так складываются отношения между «практиками». Практический тип такие отношения сглаживает, компенсирует ориентацией на деятельность или на поиск контактов с другими людьми.
«Собеседник» может разрешать конфликтные ситуации лучше, чем другие типы, у него конфликт меньше затрагивает глубинные чувства личности, такие люди стремятся сглаживать возникающие противоречия в самом начале. «Собеседники» предпочитают любое сотрудничество, умеют в него включаться. «Практики» же предпочитают официальное взаимодействие, регламентирующее позиции «лидер -' ведомый», когда он легко и с удовольствием управляет другим, или может покорно принимать создавшиеся обстоятельства, вынуждающие его подчиняться.
В различных литературных источниках конфликты классифицируются по-разному. Но в основе любого конфликта независимо от уровня протекания могут лежать организационные, производственные и межличностные причины. По этому признаку можно разделить конфликты на три группы: организационные, производственные и межличностные.
Организационный конфликт. Возникает в коллективе вследствие рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членовколлектива. К каждому работнику предприятие (организация) предъявляет целый ряд требований, зафиксированных в определенных документах (правилах, временных распоряжениях, должностных инструкциях и пр.), а также закрепленных в межличностных традициях и нормах поведения. Однако поведение любого работника индивидуально.
Он ищет свое служебное и личное место в коллективе, стремится найти применение своим способностям, удовлетворение в общении с другими сотрудниками организации и т. д.
Конфликт возникает, если работник не выполняет требования должностных инструкций, установленные правила и нормы поведения. С другой стороны,конфликт может возникнуть, если сами требования, предъявляемые работнику, противоречивы, нечетки. Этому способствует низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т. д.
Производственный конфликт. Возникает в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами этого могут быть изношенная техника, технологическое оборудование, морально устаревший станочный парк, не приспособленные для нормальной работы служебные помещения и т. д. Такие конфликты могут возникать также из-за недостаточной информированности управленческого персонала, неквалифицированных управленческих решений (непродуманных норм выработки, низкой квалификации работников и т. д.). Преодоление этих конфликтов связано с внедрением научной организации труда с опорой на экономические и психологические методы управления.
Ниже более подробно рассматриваются межличностные конфликты.