Команда как высшая форма развития групп.
КОМАНДА - это небольшая группа людей (обычно 2..5 человек), взаимодо-полняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей при совместной работе.
Стадии развития:
-Образование группы (стадия ориентации).
-Стадия "бури и шторма " (конфронтация).
-Стадия нормирования (дифференциации)
-Стадия исполнения.
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ -это процесс формирования особого способа взаимодействия людей, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям совместной работы команды и организации в целом.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КРИЗИС - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Л
ЛИДЕР (англ. leader - ведущий) - член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.
Лидер - член коллектива, за которым большинством членов признаётся право принимать решения в значимых для коллектива ситуациях.Это лица, способные вести за собой других людей для достижения конкретных целей. Они обладают ценными для группы качествами по умению быстро и правильно оценивать трудные ситуации, находить правильные способы их разрешения, организовать и управлять их совместной деятельностью и поведением в этих ситуациях. Они играет центральную роль в жизни коллектива, особенно в проблемных ситуациях, а также в регулировании взаимоотношений в группе. Неформальные лидеры, как правило, являются авторитетами для членов группы.
ЛИЧНОСТЬ - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
Личеость – субъект и объект биосоциальных отношений
М
МАНЕРЫ - это внешняя форма поведения, это способ держать себя и обращения с другими людьми.
Манеры проявляются в употребляемых в речи выражениях, тоне, интонации, в характере походки человека, его жестикуляции и мимике, одежде. Манеры регулируются этикетом. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ - память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса восприятия).
МЕЛАНХОЛИК (греч. melas (melanos) - черные, chole -желчь) - один из четырех типов темперамента; человек, чье поведение характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью реакций на действующие стимулы, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью.
МЕЧТЫ - планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
МОТИВ (франц. motif - повод к действию) - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
МОТИВАЦИЯ - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
МЫШЛЕНИЕ – этопсихологический процесс отражения наиболее общих свойств и отношений объектов и явлений окружающего мира, познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Н
НАБЛЮДЕНИЕ - метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
НАВЫК - это последовательности (алгоритмы) элементарных действий или движений выполняемые как единое целое без привлечения внимание на промежуточные результаты.
Навыки - это полностью автоматизированные компоненты первичный умений (алгоритмов элементарных действий), реализуемые на уровне бессознательного контроля, т.е. не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Навыки образуются на базе первичных умений, которые автоматизируются в процессе своего формирования путем упражнений и тренировок и становятся операциями как компонентами более сложного элемента деятельности - действия.
Различают следующие группы навыков: двигательные (моторные, речевые), умственные, сенсорные и сенсорно - умственные, сенсорно - моторные и др
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
НАСТРОЕНИЕ - эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и
НЕГАТИВИЗМ - это оппозиционная форма поведения, направленная, как правило, против официальных лиц либо лиц, занимающих доминирующие позиции в общении и навязывающих свою точку зрения. Негативизм проявляется в желании и стремлении делать все наоборот, "назло". Он может проявляться как в пассивной форме (игнорирование предписаний, рекомендаций и т. п.), так и в активной (действиях, высказываниях).
НЕЙРОН (греч. neuron - нерв) - нервная клетка со всеми ее отростками, основная структурная единица нервной системы.
НЕЙРОТИЗМ - свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
НЕПОНИМАНИЕ - трудности осмысления значений.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (греч. neuron - нерв и systema -целое, составленное из частей) - совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.
НОРМЫ - это границы допустимого поведения или деятельности людей.
НОРМАТИВНО ОДОБРЕННЫЙ СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОСД) - это обобщенный и нормативно закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного человека и усредненные условия способ деятельности.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА– это группа, которая складываются стихийно (элемент творчества самих групп), в которых нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может образоваться как самостоятельно, так и внутри формальной группы.
О
ОБИДА - это чувство порождается явным или мнимым ущемлением интересов одной из конфликтующих сторон. Внешние проявления обиды (речь, мимика, пантомимика) отражают эмоциональное состояние человека, связанное с горечью утраты, гневом, ненавистью или завистью.
- Подозрительность.Это скрытое проявление агрессии, выражающееся в недоверии, осторожности, которые обусловлены убеждениями, что другая конфликтующая сторона намерена причинить вред его интересам.
- Аутоагрессия, или чувство вины. В данном случае агрессивное поведение ориентировано на самого себя. Оно может проявляться в широком диапазоне - от незначительных признаков самообвинения до глубоких депрессий, суицида.
ОБОБЩЕНИЕ - выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации (см. абстракция).
ОБРАЗ - субъективная обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Это процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности.
ы "отгородиться" от собеседника.
ОНТОГЕНЕЗ (греч. on, род. падеж ontos - сущее, genesis -рождение, происхождение) - процесс индивидуального развития организма или личности.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ - форма памяти, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
ОПЕРАЦИЯ (лат. operatic - действие) - единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.
Операция - это либо элемент индивидуального действия, либо конкретный способ его выполнения в конкретных условиях. Операции имеют подчиненную роль по отношению к действию. Особенностью операции состоит в том, что она не отвечает ни мотиву, ни цели действия, а лишь тем условиям, в которых задана эта цель или задача.
ОПЫТ - результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений и привычек.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ - нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих субъект об изменениях в окружающей среде и в его организме.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (КОРПОРАТИВНАЯ) КУЛЬТУРА -это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры в форме норм, правил и моделей их поведения и действий.
ОТНОШЕНИЕ – это сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого-либо объекта (предмета, явления, других людей) или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий по отношению к ним.
ОТРАЖЕНИЕ - всеобщее свойство живой и неживой природы, которое проявляется в изменении внутреннего состояния одного предмета (или явления) под влиянием воздействия другого предмета (или явления). Суть отражения - это способность объектов (предметов и явлений) воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов, с которыми они связаны. Различают: физическое, физиологическое и психическое отражение.
ОЩУЩЕНИЯ - это психический процесс субъективного отражения отдельных свойств и качеств окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы человека.
П
ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
Память - это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации.
ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение (то есть наследственная).
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ - память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ - память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - (см. оперативная память).
ПАНИКА (греч. panikon - безотчетный ужас) - массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувства страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий (один из видов поведения толпы).
ПЕРЕЖИВАНИЕ – субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида.
ПОВЕДЕНИЕ - рассматривается как присущее живым существам результат их взаимодействия с окружающей средой (физической и социальной), проявляющийся в их внешней (двигательной) или внутренней (психической) активности.
В поведении человека всегда присутствуют два аспекта:
1) внешне воспринимаемый окружающими - реакции и действия человека в ответ на воздействие среды, обстоятельств, стимулов;
2) внутренний - то, что связано со смыслом его поведения, преднамеренностью, целеустремленностью, мотивацией.
Внешняя активность (внешние проявления поведения) людей проявляется в совокупности их действий, поступков, высказываний, а также в невербальных проявлениях (взгляде, мимике, пантомимике и вегетативных изменениях).
Внутренняя активность (внутренние проявления поведения) – это представления, суждения и умозаключения, цели, ценности, нужды и побуждения людей, их переживания, что в совокупности отражает сущность их внутреннего мира (психики) и взаимоотношений с окружающей средой,.
Само поведение обусловливается рядом факторов:
1) биологических (строением тела, состоянием здоровья);
2) психологических (уровнем развития психики);
3) социальных (влиянием среды, жизненным опытом, профессией и т.д.).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АКТ- элемент поведения, вычленяемый по признаку его относительной однородности. Актом может быть действие или часть его, но непременно акт деятельности имеет определенное начало, протекание и завершенность
ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – это поведение во многом определяемое личностными особенностями человека:
- направленностью личности ;
- доминирующими мотивами и потребностями личности;
- его волевыми качествами и опытом;
- психическим состоянием и эмоциями;
- социальными установками и привычками личности.
- индивидуально - психологическими особенностями личности, обусловленными темпераментом, характером, способностям человека.
ПОВЕДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ – подчинение поведения индивида (группы) заранее принятой, осознанной, преднамеренной цели.
Применительно к здоровым физически и психически людям поведение рассматривается как процесс осознанного и целесообразно взаимодействия индивида или группы с физической и социальной средой, в которой они решают сознательно поставленные цели, превращая их в конкретные результаты.
ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА В ГРУППЕ) – это поведение человека в группе,определяемое его статусом, социальными ролями и ожиданиями членов группы, а также усвоенной и принятой индивидом организационной (корпоративной) культуры организации (группы), главным образом, ее основных составляющих - идеалов (системы идеализированных представлениях о различных сторонах жизнедеятельности (группы) коллектива организации), ценностей (того, что коллектив считает наиболее важным значимым для себя), морально – этических норм , правил и моделей (стереотипов) поведения . Все вышеуказанные социальные факторы корректируют индивидуальное поведение членов группы.
ПОВЕДЕНИЕ СТИХИЙНОЕ - поведение вне контроля сознания, неорганизованные действия и поступки.
Неконтролируемые действия и поступки совершаются рефлекторно или автоматически (например, реакция защиты или выполнение стереотипных действий «по привычке» и др.) : инстинкты(генетически закрепленные, приспособительные формы поведения) или автоматизмы. Стихийность поведения может также проявляться при искусственном «отключении»сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, приеме наркотиков и др.)
Стихийное поведение, как неосознанное поведение, может не соответствовать социально-нравственным нормам и правилам людей.
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –это внутренняя и внешняя активность конкретного исполнителя, отражающая индивидуальные особенности выполнения им заданной работы. Это осознание и понимание исполнителем условий выполнения работы, своих возможностей и прилагаемых усилий и т.д.. При этом исполнитель своим поведением демонстрирует свое осознанное отношение к тому, что он делает и к получаемым результатам и выгодам. В процессе любой работы следует различать сам процесс деятельности и о поведении человека в процессе деятельности. В некоторых ситуациях это представляет определенные трудности.
ПОДВИЖНОСТЬ - одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
ПОДРАЖАНИЕ - сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.
ПОЗНАНИЕ – это общественно – исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.
ПОНИМАНИЕ – способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.
ПОСТУПКИ:
- это действия, которые подчинены нравственным принципам, морали и отражают индивидуальное отношение человека к тому, что он собирается делать или делает;
– это способ осуществления какого-либо конкретного действия, исходя из индивидуальных особенностей человека и его состояния
ПОТРЕБНОСТЬ – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.
ПРАВИЛА - это рекомендации по способам, приемам и моделям (стереотипам) поведения персонала организации.
Принципы - это общие правила.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - процесс и результат воспроизводства в виде психических образов реальных предметов, явлений и событий ранее воспринятых, запечатленных и сохраненных в психике человека.
ПРИВЫЧКА– это закрепленный способ поведения в определенных ситуациях.
Привычка – это действие (или деятельность), которые становятся потребностью , в которых человек нуждается. Привычки могут быть как положительными, например, все делать аккуратно, так и отрицательными.
ПРОСТУПОК - социально - негативно оцениваемый акт поведения.
ПСИХИКА (греч. psychikos – душевный) –этосистемное свойство высокоорганизованной материи, заключающее в активном отражении субъекта (человека) объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - это динамические формы отражения Выделяют познавательные и эмоционально-волевые психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, воля.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВАИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ – это статические устойчивые психические явления, проявляющиеся в психических процессах, и характеризующие индивидуальность конкретного человека. Это его темперамент, опыт, направленность, характер, способности др.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ –это уровень психической активности человека, на фоне которого осуществляется динамический отражательный процесс в его качественном (личностном) выражении, т.е. как функционирует психика
Психическое состояние. - это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной психической активности личности.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это сложные формы отражения, включающие системно все структурные элементы психики (процессы, свойства и состояния личности) и ориентированные на решение специфических целей жизнедеятельности человека.
ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ – это способность человека отражать («строить») в своем сознании (подсознании) целостные образы («модели», «картинки» и др.) предметов и явлений окружающей действительности или их отдельных свойств и качеств, а также отражать свое отношение к отражаемому.
ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ - это эмоциональная составляющая коллектива, отражающая самочувствие персонала.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности, в плане достижения конкретной цели.
Р
РАЗДРАЖИТЕЛЬ - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
РАЗДРАЖЕНИЕ. Это еще не физическая, вербальная или косвенная агрессия, а только готовность к их проявлению. Раздражение обусловлено внутренним возбуждением, готовностью конфликтующего к отпору. Проявляется раздражение в изменении мимики, взгляда, позе, жестах, паралингвистических характеристиках речи, внутреннем напряжении.
РЕАКЦИЯ (лат. re - против, actio - действие) - ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде.
РЕЛАКСАЦИЯ (лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - это группа, к которой человек себя добровольно причисляет или членом которой он хотел бы стать, так как цели этой группы, ее ценностные ориентации и нормы поведения он разделяет. Именно здесь он находит образцы для подражания.
РЕФЛЕКС (лат. reflexus - отражение) - опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ - приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.
РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio - обращение назад) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, т. е. осознание себя как личности.
РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА - понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру (см. афферентный), перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители.
РЕЦЕПТОР (лат. recipere - получать) - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. д. - и их преобразования в нервные электрические импульсы.
РЕЦИПИЕНТ (лат. recipientis - получающий) - субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение.
РЕЧЬ - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
РИГИДНОСТЬ (лат. rigidus - жесткий, твердый) - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.
РОЛЬ (франц. role) - социальная функция личности; понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т. п.).
РУКОВОДИТЕЛЬ– это лицо, на которое официально, в рамках формальной структуры, возлагаются функции управления коллективом организации и его деятельности.
Руководитель представитель формальной структуры рабочей группы, наделенный полномочиями по принятию решения и возможностями по организации и управлению коллективом, но ему еще требуется завоевать авторитет.
С
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
САМООБЛАДАНИЕ - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
САМООЦЕНКА - оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего "Я".
САНГВИНИК (лат. sanquis - кровь) - тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой реакций, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - устойчивые особенности нервной системы, влияющие - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности человека.
СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensus - чувство, ощущение) - характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - свойство нервной системы. выдерживать длительные и большие нагрузки.
В ней в разных пропорциях представлены признаки поведения, обусловленные исполнением разных ролей (формальных, межгрупповых, межличностных, индивидуальных).
СИСТЕМА ГРУППОВЫХ ОЖИДАНИЙ- это совокупность мнений членов группы (организации, коллективе) об ожидаемом поведении индивида в данной группе в соответствии с морально этическими нормами и правилами этой группы (организации, коллектива).
СИТУАТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ(классификация):
- общефункциональные состояния, определяющие обшей поведенческой активностью индивида на ситуацию;
- состояния доминирования отдельных психических процессов - познавательных, мотивационных, эмоциональных или волевых;
- состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
- конфликтные психические состояния.
СМЫСЛ – субъективное понимание сути ситуации (предмета, явления) и отношение к ней (им).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЦЕЛОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) – это процесс совместной (внутренней и внешней) активности всех исполнителей, организованный и направленный к достижению единых коллективных целей (промежуточных и конечных) в соответствии с однонаправленной мотивацией и одинаковым пониманием способов достижения целей всеми участниками.
СОВМЕСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ- это основной элемент деятельности команды, который отвечает той или иной подцели совместной деятельности. Мотивы совместного действия имеют относительную самостоятельность, в основном они ориентированы на мотивы деятельности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ – это информация, которая в межличностных и деловых контактах передается от одного человека другому.
Эта информация представлена образами представлениями, мыслями и суждениями, опытом (знаниями, навыками и умениями), оценками, переживаниями, установками и др.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира и понимание своего местоположения в нем, в результате чего достигается возможность познания и преобразования окружающей действительности.
СОЦИАЛЬНОЯ РОЛЬ -это функция социальной активности человека и нормативно одобренная модель его поведения в социальном окружении.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ (классификация ролей:
-Социальные (положение в обществе, организации, группе, семье и т.д.).
-Профессиональные (профессия, специальность).
-Бытовые(в соответствии с закрепленным или незакрепленным служебными и домашними обязанностями).
-Психологические (нигде документально не зафиксированными, но стабильно выполняемыми на работе или в семье).
Кроме того, роли бывают:
-предписанные(согласованные, конвенциональные );
-стандартизированные (складываются в процессе работы);
-субъективные (зависящие от личностных качеств исполнителя);
-межличностные.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ (диапазон исполняемых ролей):
- Формальная (официальная) роль. Это поведение, которое строится в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества (организации), выполняя ту или иную официальную социальную функцию.
- Неформальная (межличностная) роль, Это поведение, которое мы принимаем на себя с учетом ожиданий, предъявляемых на неформальном уровне при включении в структуру отношений персонала стихийно сложившихся межличностных, основанных на симпатиях- антипатиях взаимоотношений в группе.
- Внутригрупповая роль. Это поведение, которое мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых участниками данной группы, на основе сложившихся в ней взаимоотношений, групповых норм.
- Индивидуальная роль. Это поведение, которое мы строим исходя из собственных ожиданий.
В реальных условиях человеку приходится исполнять одновременно несколько ролей. Такое сочетанное исполнение ролей "здесь и сейчас" принято называть актуальной ролью. Некоторые из них могут быть выражены существенно и определять ведущий индивидуальный стиль поведения человека.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ - ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.
СТАТУС (лат. status - положение, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитетав глазах остальных участников группы.
Статус - это положение человека в системе межличностных отношений и взаимодействий в организации, связанное с его определенными правами, обязанностями и привилегиями.
Различают социальный и личностный статус.
Социальный статус- это профессиональная, должностная и или имущественная ценность личности по оценкам общества.
Статус личности -это ценность человека в рамках одной группы, который может обусловлен различными привлекательными для группы характеристиками ее члена (образованием, профессионализмом, культурным уровнем, индивидуальными качествами, собственностью, наружностью и др.).
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ – это модель поведения человека в общении, которая накладывает характерный индивидуально – психологический отпечаток на все акты отношений в любых ситуациях общения.
СТРАТЕГИЯ ОБЩЕНИЯ – это целеполагание и планирование будущих взаимодействий и взаимоотношений с партнеров, решаемые на интерактивном этапе общения, которые должны реализоваться в тактике, т.е. в практическом воплощении целей м планов общения партнеров на коммуникативном этапе общения.
СТРЕСС (англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Стресс (stress - напряжение, давление)- есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Стресс (в практической психологии) - это состояние психического напряжения . возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ - - это избыточная активация психологических и физиологических систем, ответственных за эмоционально-волевое возбуждение, которая наиболее чаще и сильнее проявляется в ситуациях затруднения деятельности или при возникновении угрозы жизнедеятельности человека. Различают эмоциональный и информационный психологические стрессы.
СТРЕСС- ФАКТОР (стрессор) - любое воздействие окружающей среды обитания и деятельности, дестабилизирующее состояние организма и психики.
СУБЪЕКТ (лат. subjectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ – характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе.
При оценке групповой сплоченности, следует учитывать многослойность структуры группы:
-Внешний слой: эмоциональные межличностные отношения.
-Средний слой: ценностно – ориентировочное единствогруппы.
- Глубинный слой: принятие всеми членами целей группы.
Три слоя групповой структуры могут рассматриваться как три уровня развития групповой сплоченности.
СПОСОБНОСТИ - совокупность устойчивых свойств индивида, позволяющие ему освоить и в дальнейшем успешно выполнять те или иные виды деятельности.
Различают следующие виды человеческих способностей:природные, общие, специальные (теоретические и практические),учебные и творческие, способности к общению, способности межличностного характера (умение убеждать и др.).
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного партнера к другому.
Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Т
ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ – способность реализации в конкретной ситуации общения коммуникативной стратегии на основе владения и умения эффективно использовать техники, знания, навыки и правила общения.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и др.
Различают четыре основных вида темперамента::
- сангвинический(живой);
- флегматический(медленный, спокойный);
- холерический(энергичный, страстный);
- меланхолический(замкнутый), склонный к глубоким переживаниям).
ТОРМОЖЕНИЕ - активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.
ТРЕВОГА - это субъективное переживание, опасение за нарушение привычных условий жизни и деятельности человека.
Тревога выступает в качестве психологического предвестника скрытой опасности. Это или осознаваемое, а нередко и неосознаваемое предвидение опасности.
ТРЕВОЖНОСТЬ - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
ТРЕВОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ:
1.Состояние ощущения внутреннего напряжения.
2.Состояние повышенной чувствительности (гиперстезическая реакция) .
3.Собственно состояние тревоги.
4.Страх:
-беспокойство;
-боязнь:
-испуг:
-ужас.
5.Состояние неотвратимости надвигающейся катастрофы.
6.Состояние тревожно-болезненного возбуждения.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это определенная последовательность выполняемых действий, приводящих к намеченной цели (технология деятельности). Она рассчитана на абстрактного исполнителя, имеющего соответствующие профессиональные знания, навыки и опыт подобной работы.
У
УМЕНИЕ - способность выполнять определенные действия и движения в определенной последовательности ( в соответствии с заданным алгоритмом), своевременно и с хорошим качеством , что позволяет успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия (алгоритмы).
Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на знании правила и алгоритма исполнения. Делаются первичные практические усилия по использованию знаний в процессе решения определенного класса задач. Следует различать умение первичное и умение действовать (мастерство):
- Умение первичное -это способность человека воспроизвести на практике ранее усвоенные на этапе практических знаний алгоритмы действий (движений), с фиксаций сознания на начальные условия их выполнения и полученный результат.
На базе сформированных первичных умений путем упражнений формируются навыки.
- Умение действовать (мастерство)-это способность человека целенаправленно и творчески оперировать имеющими у него специальными знаниями и навыками в процессе выполнения задач профессиональной деятельности.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений - посылок.
УСТАНОВКА - (attitude) - это внутренняя предрасположенность реагировать определенным образом на тот или иной объект действительности. В процессе деятельности - это предрасположенность или готовность исполнителя воспринимать или действовать определенным образом при предвосхищении им определенных ситуаций или объектов, исходя из прошлого своего опыта:
Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Установка – также рассматривается как механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путём внушения
УТОМЛЕНИЕ - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Ф
ФЛЕГМАТИК (греч. phlegma - слизь) - тип темперамента человека, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой и приспосабливающийся к новой обстановке.
ФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА – Это группа, четко заданы должностными инструкциями статусы и роли членов группы, определена система руководства и подчинения.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ:
- Монологическая (доклад, сообщение, инструктаж и др.).
- Диалогическая ( деловой разговор, беседа, интервью и др.).
- Групповая ( собрание, совещание, семинар, конгресс и др.).
Кроме того, различают такие формы общения как: прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
1. Социальные функции общения:
- организация совместной деятельности;
- управление поведением и деятельностью;
- социальный контроль;
- социализация человека;
- интеграция;
- трансляция;
- побуждение.
2. Психологические функции общения:
- инструментальная;
- функция обеспечения психологического комфорта личности;
- удовлетворение потребности в общении;
- функция самоутверждения;
- экспрессивная.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ - это структурные единицы операций.
Например, при анализе структуры операции слежения были выявлены:
- блок формирования программ моторных инструкций (он связан с латентной скрытой стадией начала движений);
- блок реализации программы (определяет стадию выполнения движений);
- блок контроля и коррекции.
Указанные блоки фактически отражают соответственно ориентировочно- исследовательскую, исполнительную и контролирующую функции операции слижения. Они реализуются одиночными или групповыми взаимосвязанными сенсорными, интеллектуальными и моторными актами, включенными в структуру функциональных блоков.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (лат. functio - исполнение и systema - целое, соединение) - сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта.
Х
ХАРАКТЕР (греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.
ХОЛЕРИК (греч. chole - желчь) - тип темперамента человека, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.
Ц
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Различают одиннадцать целей общения:
- побуждение;
- предупреждение;
- передача информации;
- получение информации;
- обучение;
- воспитание;
- согласование действий (намерений) в совместной деятельности;
- установление личных взаимоотношений;
- прояснение личных взаимоотношений;
- установление деловых взаимоотношений (взаимодействий);
- прояснение деловых взаимоотношений (взаимодействий.
ЦЕННОСТЬ – это то, что группа считает важным, значимым для своего существования.
ЦЕННОСТИ - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.
Ч
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.
ЧУВСТВО - высшая, культурно обусловленная, эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Э
ЭГОИЗМ (лат. ego - Я) - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.
ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego - Я и centrum - центр круга) - сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
ЭЙФОРИЯ (греч. eyphoria) - состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
ЭКСПЕКТАЦИИ (англ. expectation - ожидание) - система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.
ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra - вне, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.
ЭМОЦИИ (лат.- потрясаю, волную) - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
ЭМПАТИЯ (греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к сопереживанию, умение "вчувствоваться" в состояние другого человека, понимать его не "умом", а "сердцем".
Я
ЯЗЫК – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4