Непрерывное профессиональное развитие социальных работников

Министерство здравоохранения

Республики Казахстан

РОО «Национальная Медицинская Ассоциация»

Законодательные и нормативно-правовые акты по социальной службе в Республике Казахстан

_____________________________________________________

Выполнено в рамках социально-значимого проекта:

«Активизация деятельности социальных работников на уровне ПМСП и их поддержка со стороны неправительственных организаций».

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Астана, 2012 г.

Об утверждении Методических рекомендаций

По организации деятельности социального

Работника в сфере здравоохранения

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

Министр здравоохранения

Республики Казахстан С. Каирбекова

Утверждены приказом

Министра здравоохранения

Республики Казахстан

от__ ноября 2011 года №______

Методические рекомендации

По организации деятельности социального работника

В сфере здравоохранения

Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения
(далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со
статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года
«О специальных социальных услугах».

2. Методические рекомендации предназначены для регулирования деятельности социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере здравоохранения

3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

специальные социальные услуги – комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

социальный работник – работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию соответствующую установленным требованиям;

медико-социальная помощь – это совокупность медико-социально-психологических и профилактических услуг для человека, семьи и сообщества, направленная на восстановление, сохранение, укрепление здоровья населения через удовлетворения его потребностей и нужд для обеспечения социального благополучия и улучшения качества жизни.

2. Основные задачи

4. Основными задачами социальных работников в сфере здравоохранения являются:

1) создание условий для преодоления трудной жизненной ситуации в случае ее возникновения;

2) оказание медико-социальной помощи;

3) осуществление своей деятельности в тесном взаимодействии с врачами, средними медицинскими работниками, психологами и оказание содействия им в понимании социальных и психологических аспектов заболеваний;

4) содействие в медицинской и психологической реабилитации пациента и клиента.

3. Организация деятельности

5. Деятельность социальных работников, оказывающие специальные социальные услуги в сфере здравоохранения, организуется по территориальному принципу.

6. В своей работе социальный работник руководствуется Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года, другими действующими нормативными правовыми актами в области здравоохранения.

7. Выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав социальный работник осуществляет на основе принципов Международного кодекса этики социальной работы и ценностей социальной работы, обеспечивая комплексный подход к личности пациента и его семье, облегчая его физическое и психическое состояние, а также поддерживая социальный и духовный потенциал больного.

8. Специальные социальные услуги осуществляются по видам и в объеме, утвержденные приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 630 «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения».

9. Повышение квалификации и переподготовку социальные работники проходят в медицинских организациях образования и науки (отдел повышения квалификации/ факультет повышения квалификации), в неправительственных и международных организациях, работающих в социально-психологической сфере.

10. Квалификация социальных работников должна соответствовать требованиям, утвержденным приказами Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 марта 2009 года № 134 «Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации» и от 26 ноября 2009 года № 791 «Об утверждении Квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения».

11. Кабинет социального работника организуется в медицинских организациях для оказания медико-социальной помощи, входит в состав отделений больниц, специализированных диспансеров, хосписов, отделений амбулаторно-поликлинических организаций, СПИД-центра, Домов ребенка и отвечает объему работы и характеру деятельности, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

12. Кабинет социального работника обеспечивается компьютерной техникой с доступом в глобальную сеть Интернет, телефонной линией, необходимой учетно-отчетной документацией и профессиональной литературой.

13. Работа кабинета социального работника ведется согласно графику, утвержденная главным врачом.

4. Функциональные обязанности

14. Функциональные обязанности предъявляются к следующим социальным работникам в сфере здравоохранения:

1) социальному работнику по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием);

2) социальному работнику по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения (средним образованием).

15. Функциональные обязанности социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения включают:

1) знание основ гражданского права, законодательства в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и права. Владеть достаточными знаниями по медицине, психологии и педагогике;

2) проведение комплексной оценки проблем, нужд пациента, изучение степени факторов риска и защиты, планирование социальных программ (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж), администрирование социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента и клиента;

3) формирование целевых групп для оказания им социальных услуг;

4) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинских организаций для выявления пациентов, нуждающихся в медико-социальной помощи;

5) информирование медицинских и немедицинских специалистов, пациентов и членов их семей об основных нормативных документах, регулирующих права человека, представление интересов пациента, групп больных в различных инстанциях;

6) осуществление в интересах пациентов и клиентов активное взаимодействие с социальными и медицинскими службами других медицинских организаций;

7) согласование юридических вопросов социальной защиты пациентов и членов их семей с руководителями и специалистами служб социальной защиты, органов юстиции, внутренних дел, опеки и образования;

8) оказание помощи в создании инициативных клубов, групп поддержки самопомощи и взаимопомощи, выявление лидеров из сообщества;

9) участие в организации работы по формированию здорового образа жизни, здоровой модели поведения;

10) обсуждение в медицинских коллективах проблем социального, психологического состояния курируемых пациентов на основе этических правил для повышения качества оказываемых медико-социальных услуг; проведение супервизий тяжелых, трудных и экстренных случаев;

11) решение вопросов социальной поддержки пациента (направление на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации);

12) участие в решении вопросов пребывания детей с ограниченными возможностями в специализированных детских садах, школах, школах-интернатах, санаториях, летних лагерях, оптимального обучения, в том числе профессионального, организации библиотечного обслуживания, медико-педагогической коррекции, обучении родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми-инвалидами, вовлечение их в общественные объединения родителей детей с аналогичными проблемами;

13) привлечение добровольных помощников (волонтеров) к оказанию социальной помощи нуждающимся, организацию их обучения навыкам поддержки и оказания социально-психологических услуг;

14) владение всеми контактами и достоверной информацией о работе государственных, в том числе медико-социальных экспертных комиссий, медицинских организаций, центров социальной помощи, а также общественных и международных организаций по вопросам социально-психологической и правовой помощи;

15) проведение обучений и тренингов, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности (с приглашением профессионалов для проведения обучения);

16) повышение профессионального уровня с изучением и внедрением передового зарубежного и отечественного опыта;

17) проведение анализа результатов анкетирования пациентов, специалистов организаций по социальным проблемам и качеству оказываемых медико-социальных услуг;

18) ведение необходимой документации по социальной работе (план работы социального работника, статистическая карта пациента, журнал регистрации индивидуальных консультаций, журнал посещений на дому, журнал по групповой работе с населением (группа пациентов по социально значимым заболеваниям, группа поддержки самопомощи и взаимопомощи, инициативных клубов, тренинговой деятельности, волонтерство), документации по нормативно-правовым актам, социальный паспорт семьи с планом развития семьи, отчеты о проделанной работе (далее - документация);

19) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений;

20) предоставление информации в СМИ, осуществление публикаций в профессиональных и популярных журналах, газетах о проводимой работе и внедрении новых социальных технологий, заниматься научной деятельностью.

16. Функциональные обязанности социального работника по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения включают:

1) знание основ гражданского права, законодательства в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и права; владеть достаточными знаниями по медицине, психологии и педагогике;

2) проведение общей диагностики социальной ситуации пациента на приеме, на дому (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж) и определение пакета социальных услуг, согласованное со специалистом по социальной работе в сфере здравоохранения и медицинскими работниками;

3) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинских организаций для выявления пациентов, нуждающихся в социальной помощи;

4) формирование целевых групп для оказания им социальных услуг;

5) участие в планировании социальных программ;

6) информирование медицинских и немедицинских специалистов, пациентов и членов их семей по вопросам нормативного регулирования прав человека, представление интересов пациента, групп больных в различных инстанциях;

7) осуществление в интересах пациентов и клиентов взаимодействие с социальными и медицинскими службами других медицинских организаций;

8) прохождение специальной подготовки по курсу доврачебной помощи с навыками парентеральных вмешательств (инъекции), измерение артериального давления, температуры, гигиенического массажа, смены повязок, манипуляции по профилактике пролежней и другое;

9) организация при необходимости вызова врача на дом, сопровождение пациента в медицинскую организацию;

10) оказание помощи пациенту при приеме в стационар или хоспис в адаптации к атмосфере и режиму клиники, обучение его навыкам самообслуживания, самоконтроля и общения;

11) планирование ухода после выписки из стационара или хосписа; обучение пациентов, членов их семьи навыкам ухода, доврачебным манипуляциям; оказание помощи в решении личных проблем, связанных с болезнью, критическими периодами в его жизни;

12) участие в решении вопросов социальной поддержки пациента, опеки и попечительства (помощь в оформлении запросов, доверенностей, оформлении направления на МСЭК, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации);

13) участие в решении вопросов пребывания детей с ограниченными возможностями в специализированных детских садах, школах, школах-интернатах, санаториях, летних лагерях, оптимального обучения, в том числе профессионального, организации библиотечного обслуживания, медико-педагогической коррекции, обучении родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми-инвалидами; вовлечение в общественные объединения родителей детей с аналогичными проблемами;

14) содействие при необходимости в получении средств передвижения, различных видов протезирования и других технических средств реабилитации;

15) владение всеми контактами и достоверной информацией о работе государственных, в том числе медико-социальных экспертных комиссий, медицинских организаций, центров социальной помощи, а также общественных и международных организаций по вопросам социально-психологической и правовой помощи;

16) привлечение добровольных помощников (волонтеров) к оказанию социальной помощи нуждающимся, организация их обучения навыкам поддержки и оказания социально-психологических услуг;

17) оказание помощи в создании инициативных клубов, групп поддержки самопомощи и взаимопомощи, выявление лидеров из сообщества;

18) участие в организации работы по формированию здорового образа жизни, здоровой модели поведения;

19) участие в обсуждении в медицинских коллективах проблем социального, психологического состояния курируемых пациентов на основе этических правил для повышения качества оказываемых медико-социальных услуг;

20) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений;

21) повышение профессионального уровня с изучением и внедрением передового зарубежного и отечественного опыта;

22) проведение анкетирования пациентов, специалистов организаций по социальным проблемам и качеству оказываемых медико-социальных услуг;

23) ведение документации по социальной работе;

24) предоставление информации в средства массовой информации, осуществление публикаций в профессиональных и популярных журналах, газетах о проводимой работе и внедрении новых социальных технологий.

Непрерывное профессиональное развитие социальных работников

17. Непрерывное профессиональное развитие социальных работников осуществляется в течение всей профессиональной жизни.

18. Непрерывное профессиональное развитие осуществляется медицинскими организациями образования и научными организациями в области здравоохранения, а также международными организациями.

Наши рекомендации