Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика мобильной зависимости должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.
Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: “…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному “контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни” (1, с.52 Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. - М.:Семья и школа, 1995. ).
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой мобильной зависимости актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика мобильной зависимости невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности. В подростковом возрасте «….решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе» (22, с.163Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995.). «…Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?» (22, с.165). В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Таким образом, перспективным методом борьбы с мобильной зависимостью является профилактика, ведь проблему легче предупредить, чем потом лечить. В наше время профилактические мероприятия направлены в основном на детей и молодежь, как на наиболее подверженные вероятности негативного влияния слои населения. В ходе профилактических мероприятий у участников процесса формируется:
1) стратегическая мотивация, благодаря которой слушатели определяют свои жизненные приоритеты, дабы, потеряв ориентир, не попасть в плен к зависимости;
2) производится включение подростков в социальные группы по интересам, разнообразные творческие кружки и объединения с целью расширения социальных связей и уменьшения шанса появления желания впасть в зависимость от чего-либо.
3) переориентация молодежных и детских ценностей в сторону использования мобильных телефонов, гаджетов с целью переосмысления их влияния на организм;
4) формирование личной ответственности за свое поведение и привычки.