Глава 3
Остановить выброс гормонов!
Я никогда не забуду слова институтского профессора, который вел у нас психиатрию. Раньше он был дерматологом. Однажды я поинтересовался, почему он оставил дерматологию и занялся психиатрией. Он ответил так: «Ко мне тек нескончаемый поток людей, страдающих псориазом и экземой. В конце концов я пришел к заключению, что эти пациенты через кожу выплакивают свою душевную боль. Практически у всех таких больных были тяжелые переживания — они имели право рыдать и стенать. Но они не позволяли себе плакать. И их скорбь выходила через кожу — в виде болезненной, зудящей и мокнущей сыпи».
Исследования показали, что, когда человек испытывает стресс, псориаз и экзема обостряются.
Если бы наше тело могло говорить, то каждое кожное высыпание стало бы воплем: «Посмотри! Я не в силах больше терпеть твои разрушительные эмоции!»
Хоть я и не дерматолог, мой совет таков: «Если ваша кожа начинает кричать — прислушайтесь». А как терапевт я настоятельно вам рекомендую — учитесь снимать стресс.
Что такое восприятие?
Стресс вызывают не столько сами события, сколько восприятие происходящего. Уровень напряжения человека определяется тем, что для него значат те или иные обстоятельства.
Иными словами, то, что один человек считает ужасным или невыносимым, для другого оказывается пустяком. Возьмем для примера идею устроить званый обед на сорок человек. Кто–то станет планировать это грандиозное событие с удовольствием. Он все до мелочей продумает, все сделает и с радостным возбуждением будет предвкушать грядущее торжество. А кого–то одна только мысль о том, чтобы пригласить на дружескую вечеринку трех человек, приведет в полуобморочное состояние.
Является ли званый обед сам по себе стрессом? Нет. Несет ли в себе угрозу количество приглашенных? Нет. Есть ли что–то ужасное, если на обеде не возникнет теплая и дружеская обстановка? Тоже нет.
Вся разница в восприятии — что именно это событие (обед) значит для человека, каковы его возможные последствия и каких усилий потребует его устройство.
Недавно один пациент сказал мне:
— Я ничего не понимаю. В пятницу утром я просыпаюсь совершенно разбитым. Дожить до вечера мне помогает лишь одна мысль: завтра выходной. Когда вечером я валюсь в кровать, меня переполняет радость, что я смогу выспаться и утром не нужно будет идти на работу. Но в субботу я просыпаюсь раньше обычного! С головой погружаюсь в домашние дела, успеваю совершить поход по магазинам и выпить чашечку кофе с друзьями. Вечером иду в кино, а потом ужинаю с подругой. К концу субботы оказывается, что я был занят не меньше, чем в рабочий день — я столько же времени провел на ногах, поговорил с множеством людей, а дел переделал даже больше, чем на работе. Но я остаюсь свежим, как огурчик. В чем же дело?
Я ответил:
— Все дело в вашем восприятии. Вы знаете, что суббота — нерабочий день. Что означают для вас будни? Будни — это работа, то есть усилия, ответственность, плотное расписание, полная сосредоточенность, часто — отсутствие выбора и другие трудности. Суббота означает свободу — развлечения, друзья, магазины, домашние хлопоты. Ваше отношение к тому или иному дню зависит от того, что он для вас значит. Отношение определяет степень напряжения. А от степени напряжения зависит, насколько вы за день устаете.
Один профессиональный футболист рассказал мне, что, играя в футбол, он не испытывает большого напряжения. Да, к концу игры он устает, но это «хорошая» усталость. А вот после того как он час позанимается финансовыми делами, ему нужно вздремнуть — настолько измученным он себя чувствует. Неужели выписывание счетов тяжелее, чем игра в футбол? Нет. Но для этого мужчины футбол — любимое дело, приносящее радость. А счета — занятие трудное и скучное.
Стресс, который получает футболист, определяется тем, как он воспринимает свои занятия.
Американские психологи Томас Холмс и Ричард Рэй, разработавшие шкалу стрессов, по которой оценивается риск возникновения нервного расстройства и некоторых соматических заболеваний (см. Приложение 1), выявили, что даже радостные события — например, рождение ребенка — могут оказаться стрессом. Все дело в восприятии счастливых событий.
Подумайте минуточку и вспомните свои ощущения во время бракосочетания. Не дрожали ли у вас руки? А колени? Не пересохло ли во рту? Не вспотели ли ладони, когда вы надевали кольцо? А теперь представьте себе, что вас остановил дорожный патруль для проверки документов. Похожие ощущения?
Мы все слышали трагические рассказы о человеке, которого хватил удар, когда он узнал о крупном выигрыше в лотерею. Или о сердечном приступе у матери, когда домой неожиданно вернулся давно пропавший сын. Известны и другие истории — о смерти во время занятий сексом. Исследователь стресса Роберт Сапольский пишет: «Почему неожиданная радость может убить человека так же, как и внезапное горе? Да потому, что эти чувства вызывают схожие физиологические реакции. Да, безумный гнев и огромная радость по–разному воздействуют на репродуктивную систему, на рост организма и, вероятно, на иммунную систему. Но на сердечно–сосудистую систему они влияют одинаково».
Вот суть связи между эмоциями и физическим состоянием.