Стратегии поведения по отношению к партнерам
Для описания типов поведения К. Томасом были выделены два показателя: - ориентация человека на интересы других людей;
- внимание к своим собственным интересам.
Стратегия взаимодействия– это совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.
Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия.
Соперничествозаключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.
Компромиссзаключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. В большинстве социальных ситуаций взаимодействия используется именно эта стратегия, так как социальные ситуации редко бывают благоприятны настолько, чтобы интересы обеих сторон были удовлетворены полностью.
Сотрудничество–это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это довольно редко встречающаяся стратегия, так как для ее реализации необходимо сочетания нескольких условий: 1) относительно благоприятная социальная ситуация; 2) психологическая совместимость участников взаимодействия; 3) их желание идти навстречу друг другу.
Приспособление – это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.
Для избеганияхарактерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Стили взаимодействия
С.Л. Братченко под стилем взаимодействия понимает индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемую конкретным человеком.
Критерии выделения стилей:
1) соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение);
2) степень взаимопонимания;
3) результаты, последствия и возможности взаимодействия.
Таблица 6. Стили межличностного взаимодействия (по С.Л. Братченко)
Стиль | Соотношение позиций | Степень взаимопонимания | Возможности |
1. Диалогический | Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение | Высокий уровень взаимопонимания | Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров |
2. Авторитарный | Неравноправие в отношениях, власть одного над другим | Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым | Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого |
3. Манипулятивный | Неравноправие в отношениях, власть одного над другим | Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера | Развитие за счет другого |
4.Альтруистический | Неравноправие в ущерб себе | Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем | Возможности развития собеседника за свой счет |
5. Конформный | Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы | Стремление к некритическому согласию | Отсутствие возможностей для саморазвития |
6. Индифферентный | Прагматическая позиция | Игнорирование психологических проблем взаимодействия | Отсутствие возможностей для развития другого |
Типы взаимодействий.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.
Выделяют три вида кооперативного взаимодействия:
Ø объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);
Ø последовательная совместная деятельность (например, конвейер);
Ø собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)
Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.
Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.
Побробнее мы рассмотрим конфликты, их виды и функции в следующей главе.
У. Шутц является автором концепции динамики межличностных отношений.Выделил 3 основных этапа межличностных отношений:
1) включение во взаимодействие;
2) этап контроля – установление иерархии в отношении, стремление контролировать ситуацию или, в противном случае, находиться под контролем другого человека;
3) интимность.
Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р.Ф. Бейлза. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия людей. При помощи метода наблюдения фиксируются реальные проявления взаимодействия в соответствии с 4 категориями или областями взаимодействия:
1. Область позитивных эмоций: | а) солидарность |
б) снятие напряжения | |
в) согласие | |
2. Область решения проблем: | а) предложение, указание |
б) мнение | |
в) ориентация других | |
3. Область постановки проблем: | а) просьба об информации |
б) просьба высказать мнение | |
в) просьба об указании | |
4. Область негативных эмоций | а) несогласие |
б) создание напряженности | |
в) демонстрация антагонизма. | |
Теория транзактного анализа Э. Берна
Э. Берн (2003) для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакцияпредставляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состояниемпонимается актуальный способ существования Я – субъекта. Выделено три основных эго – состояния, в которых может находиться человек:
1. Эго-состояние Родительпроявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.п.
2. Эго-состояние Взрослый обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы.
3. Эго-состояние Ребеноксвязано с эмоциональными переживаниями индивида.
Таблица 6. Внешние проявления эго-состояний
Проявления | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Характерные слова и выражения | o Все знаю, что… o Ты никогда не должен… o Я не понимаю, как это допускают… o и т.п. | Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… и т.п. | o Я сердит на тебя… o Здорово… o Отлично… o Отвратительно… |
Интонации | Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие и т.п. | Связанные с реальностью. | Очень эмоциональные. |
Характерное состояние | Надменное, сверхправильное, очень приличное и т.п. | Внимательность, поиск информации. | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное. |
Выражение лица | Нахмуренное, недовольное, обеспокоенное. | Открытые глаза, максимум внимания. | Угнетенное, подавленное, удивленное, восторженное и т.п. |
Характерные позы. | Руки в бока, «указующий перст», руки сложены на груди. | Тело наклонено к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним. | Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, дергает пуговицу и т.п. |
Виды транзакций:
Дополнительные или параллельные: трансакции – стимул и трансакция – ответ не пересекаются, но дополняют друг друга. Бывают равные и неравные дополнительные трансакции.
Пересекающиеся:трансакции – стимул и трансакции – ответ не совпадают (на схеме изображаются в виде пересекающихся векторов). Именно пересекающиеся трансакции часто являются причиной или следствием конфликта.
Скрытые:те трансакции, смысл которых не связан с наблюдаемым поведением; включают в себя одновременно два уровня – явный, выраженный вербально (социальный) и скрытый, подразумеваемый (психологический). Явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Обычно явное, открытое другим присутствующим, происходит с позиций Взрослый – Взрослый, скрытое взаимодействие, направленное только к партнеру, происходит с иной позиции. Скрытые трансакции бывают угловые и двойные.
Стандартные цепочки трансакций образуют игры, которые противопоставляется спонтанному, открытому общению. Игры осуществляются для получения определенных «вознаграждений»: снятия напряжения, похвалы, структурирования времени, сочувствия и т.д. Различают 3 типа игр: в жертву, преследователя и избавителя.
Кроме анализа игр Э.Берн считал важным анализировать жизненные сценарии. Под сценарием он понимал «то, что человек собирается сделать в будущем» (Берн Э., 2003). То, что получается на самом деле, он называл жизненным путем. Основой жизненного сценария человека является его Родительское программирование.
Задания.
1. Какой из феноменов взаимодействия людей наглядно проиллюстрирован в небезынтересном опыте, проводившемся в 20-ые годы в Берлине в школе К.Левина. Испытуемыми выступали студенты – люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а лишь внимательно следил за испытуемыми и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и в большинство вставали из-за стола голодными.
2. Прочитайте отрывок из гоголевской "Женитьбы".
АРИНА ПАНТЕЛЕЙМОНОВНА. Прошу, прошу, Алексей Дмитриевич; хоть шерсти не продам, а приходу рады. Прошу покорно садиться. (Все уселись. Молчание).
ЯИЧНИЦА. Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло.
АГАФЬЯ ТИХОНОВА. Да-с, уж эта погода ни на что не похожа: иногда ясно, а в другое время совершенно дождливая. Очень большая неприятность.
ЖЕВАКИН. Вот в Сицилии, матушка, мы были с эскадрой в весеннее время: если пригонять, так выйдет к нашему февралю; выйдешь, бывало из дому: день солнечный, а потом этак дождик, и смотришь, точно как будто дождик.
О каком стиле общения между героями пьесы Н. В. Гоголя в данном случае можно сказать?
3. О каком стиле общения Павла Ивановича Чичикова со старухой, хозяйкой трактира, мы можем говорить?
"Старуха пошла копаться и принесла тарелку, салфетку, накрахмаленную до того, что дыбилась как засохшая кора, потом нож с пожелтевшею костяного колодочкою, тоненький, как перочинный, двузубую вилку и солонку, которую никак нельзя было поставить прямо на стол.
Герой наш по обыкновению сейчас вступил с нею в разговор и расспросил, сама ли она держит трактир или есть хозяин, и сколько дает доходу трактир, и сними ли живут сыновья, и что старший сын - холостой или женатый человек, и какую взял жену, с большим ли приданым или нет, и доволен ли был тесть, и не сердился ли, что мало подарков получил на свадьбе, словом, не пропустил ничего".
4. Какой стиль общения мы можем наблюдать в разговоре между Чичиковым и Коробочкой при обсуждении возможности продажи последней "мертвых душ"?
- Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых еще не продавала.
- Еще бы! Это бы скорей походило бы на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?
- Нет, этого-то я не думаю. Что же в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.
- Ну баба, кажется, крепколобая! - подумал про себя ЧИЧИКОВ. -Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого...
- Ох, отец мой, и не говори об этом! - подхватила помещица. - Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.
- Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?... Отерши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли ее навести на путь какою-нибудь иного стороною.
- Вы матушка, - сказал он, или не хотите понимать слов моих, или так нарочно говорите, лишь бы что-нибудь говорить...