Вопрос 20: Особенности борьбы с корпоративным мошенничеством в России
В России борьба с корпоративным мошенничеством ведется в основном по следующим направлениям:
1) Создание службы экономической безопасности, состоящей из бывших сотрудников силовых ведомств. В сознании многих людей понятие силовая безопасность и экономическая пока не имеют особых различий. Представители силовых органов действительно эффективны при проверке лояльности сотрудников и поимки явных мошенников, используя связи в правоохранительных органах. Однако данная мера не позволяет обнаруживать скрытые угрозы, и в основном решает проблемы постфактум;
2) Игнорирование потери части прибыли, связанной с корпоративным мошенничеством. Некоторые предприниматели изначально закладывают убыточный процент на воровство. Например, руководители могут занижать заработную плату на «процент воровства». Такой подход очень рискованный, поскольку масштабы такого мошенничества и объемы убытков невозможно предсказать;
3) Полное доверие службе экономической безопасности. Часто руководители считают, что наличие службы экономической безопасности пресекает все риски возникновения корпоративного мошенничества, в то время как, руководитель экономической безопасности может выступать лишь в роли успокаивающего психолога или же сам принимать участие в схемах мошенничества. Важны проверки службы экономической безопасности, которые часто проводятся лишь формально, следствием чего является, случайность, а не систематичность раскрытия корпоративных преступлений.
Перечисленные направления, как показывает практика, не дают явного выхода из сложившейся ситуации, т.к. все они связаны с человеческим фактором. А любое влияние человеческого фактора, может привести к динамике корпоративного мошенничества.
Получается следующее, для того чтобы служба экономической безопасности, проявляла большую бдительность, ее также необходимо контролировать. → В организации увеличиваются затраты на создание службы экономической безопасности + увеличиваются затраты на контроль за ней. → в организациях начинают расти ненужные структурные подразделения, контроль над контролем. Для выхода из сложившейся ситуации можно предложить внешний контроль, частоту которого может устанавливать сам руководитель.
В России противодействие корпоративному мошенничеству является одной из ключевых задач бизнеса. Ее решение позволит не только повысить эффективность компаний и снизить их издержки, но и уменьшить общий коррупционный фон в масштабах государства. Основная проблема в том, что сейчас у компаний нет законодательно закрепленных стимулов внедрять такие процедуры. Должны быть своего рода мотивирующие нормы, которые устанавливают, что, если компания внедрила и поддерживала ряд профилактических мероприятий, она в случае совершения сотрудником коррупционного преступления не будет привлечена к ответственности либо санкции будут снижены. Должно быть усовершенствовано законодательство: гражданское и уголовное право, антимонопольное законодательство, законодательство об административных нарушениях, процессуальное законодательство и законодательство о коммерческой и банковской тайне. Данные изменения должны улучшить бизнесклимат не только в самом экономическом субъекте, но и в масштабах страны и защитить интересы добросовестных предпринимателей.
В современной ситуации для снижения числа корпоративных мошенничеств организации необходима беспрерывно функционирующая служба экономической безопасности, состоящая из компетентных работников, занимающихся не только устранением угроз, но и минимизацией их появления. Экономические решения, также могут влиять как на рост, так и на снижение корпоративного мошенничества, поэтому к экономической службе также должно быть обращено пристальное внимание. Каждый экономический шаг должен быть обоснован. Немногие организации в штате держат аналитиков, а именно грамотный сотрудник таких структур может помочь организации в борьбе с корпоративным мошенничеством. Система контроля, которая будет влиять на экономическую безопасность субъекта, показана в таблице 1.
Таблица 1.