Отраслевые принципы психологии управления
Принцип развития (диалектика) применяют при прогнозировании и моделировании этапов становления и развития личности руководителя, кадров управления, путей оптимизации управленческой карьеры.
Принцип единства сознания и деятельности основывается на том, что сознание и деятельность находятся в тесной связи, предопределяют друг друга, как процесс достижения индивидом поставленных целей, поиска способов осуществления планов.
Принцип гуманизма он признает и трактует человека как наивысшую ценность, как личность.
Принцип активности признает, что активная взаимосвязь человека с окружающей средой является необходимым условием ее жизнедеятельности.
Принцип социальной направленности предусматривает учет в процессе управленческой деятельности интересов общества, конкретной отрасли, конкретной организации.
Принцип законности заключается в соблюдении правовых норм в осуществлении управленческой деятельности.
Принцип гласности предусматривает обеспечение в системе управления участия всех представителей управленческих отношений в компетентном обсуждении проблемы, в принятии управленческих решений на основе широкой осведомленности.
Принцип соотношения единоначалия и коллегиальности сочетает персональную ответственность руководителя за принятие управленческих решений, коллегиальность, которая является формой коллективной подготовки проектов решений.
Принцип соотношения полномочий и ответственности предусматривает такое распределение полномочий и ответственности, которое обеспечило бы самое эффективное действие системы, когда решения принимают один раз, а не переадресовывают от одной инстанции к другой.
Принцип обратной связи оказывается в том, что процесс управления эффективен при условии, что руководитель постоянно будет получать информацию об эффекте действия определенной подсистемы, о достижении или не достижении цели.
Принцип иерархии рассматривает систему как часть большей системы.
Тема 2 Психология личности
План
2.1. Понятие личности
2.2. Индивидуально-неповторимые черты личности
2.3. Психологические профили руководящих кадров
2.4. Основные психологические требования к менеджеру
Понятие личности
Человек – родовое понятие, которое указывает на причастность существа к высшей степени развития живой природы – человеческому роду; специфическое, уникальное единство биологического и социального; система, в которой физическое и психическое, естественное и социальное представляют неразрывное единство.
Психология изучает в человеке психику, ее развитие, индивидуально психологические особенности.
Индивид – отдельный человек, лицо в группе или обществе, отдельный представитель человеческого сообщества.
Сущность индивида определяет не телесная отдельность, а совокупность духовно-психологических черт, которые представляют его самобытность.
С целью целостной характеристики отдельного человека, его оригинальности, самобытности используют понятие «индивидуальность».
Индивидуальность – совокупность своеобразных особенностей и свойств человека, которые характеризуют человеческую неповторимость и оказывается в чертах характера, специфике интересов, качеств, способностей, которые отличают одного человека от другой.
Индивидуальность является непременным и важнейшим признаком личности.
Личность – человек, социальный индивид, который сочетает в себе черты общечеловеческого, общественно значимого и индивидуально неповторимого.
Личность – главнее всего в человеке, важнейшая ее социальный признак. Она представлена социально предопределенными, психологическими характеристиками, которые оказываются в общественных связках, отношениях, являются стойкими, определяют поведение человека, который имеет существенное значение, как для самого лица, так и для ее окружения.
В европейской культуре, примененной на христианстве личностью считался святой, праведник, подвижник; в восточной культуре о личности ведут речь со времен Конфуция, который считал личностью «благородного человека», которая участвует в управлении государством, заботится о ее благо. В современной западной традиции личность – это, прежде всего индивидуальность, которой отдают предпочтение над обществом. Восточная традиция рассматривает личность как человека, который добровольно знает себя служению обществу.
Структуру личности по З.Фрейду составляют три инстанции:
1. «Оно» – это первоначальная, основная центральная часть структуры личности, содержит все унаследованное при рождении, ее содержание почти целиком бессознательное.
2. «Эго» «Я» – психическая инстанция, которая подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и производит эффективные способы общения с внешним миром.
3. «Супер Эго» «Сверх-Я» – моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для нее определенного способа поведения. Эта психическая инстанция развивается не из «Оно», а с «Я», она является судьей и цензором личности. В функции «Сверх-Я» принадлежат совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
Тревога, неудовлетворенность собой эмоциональным воспроизведением в сознании индивида борьбы «Оно» и «Сверх-Я».
Структура личности включает:
Общечеловеческие качества (ощущение, восприятие, мышление, память, воля, эмоции);
Социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
Индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).