Молодость (от 20-23 до 30 лет).
План:
Главные стороны жизни.
Основные линии онтогенеза.
3.Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
Нормальная линия развития.
Патология развития.
Молодость охватывает период жизни, когда человек «более-менее прочно утверждается во взрослой жизни». Верхняя граница молодости может сдвигаться в сторону следующей за ней зрелости. Молодость, - это прежде всего, время создания семьи, освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Молодости свойственно:
- оптимизм;
- полнота сил и энергии;
- желания осуществить свои цели и идеалы;
- наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности;
- наиболее полно и интенсивно происходит общение;
- легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви;
- самое оптимальное время для самореализации;
- активно ищутся новые возможности достижения целей.
Вопрос 1. Главные стороны жизни: любовь и семья.
А) Любовь.
- период, когда большинство людей заключает первые браки;
- возраст наибольшей половой активности;
- время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению ребенка;
- люди легче всего знакомятся и узнают друг друга;
- легче адаптируются к условиям совместной жизни.
Любовь – сущностная связь с миром, а значит, внутри этой единицы жизни ни сложности, ни трудности не являются значимыми, не определяют сути отношений.
Б) Любовь и влюбленность (их различия):
- если иметь в виду под словом «люблю» именно сущность отношения, можно сказать, что человек – это то, что он любит;
- сущностные отношения между людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связях с миром;
- любовь, привязанности чаще всего возникают вследствие этого созвучия;
- если сущностные связи двух людей не имеют взаимного сходства, между ними редко бывают сущностные связи. Они возможны как безусловная любовь, характерная для родителей. В основе этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира;
- в безусловной родительской любви дети выступают в качестве объекта, сущность которого принимается как данность;
- реже, но встречается объективно неразделенная привязанность детей к родителям;
- более обычны случаи взаимной, объективно разделенной любви между родителями и детьми, не имеющими созвучия в сущностных связях с миром;
- в любви между женщиной и мужчиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Здесь единение сутью происходит в первую очередь на основе созвучия, близости сущностных связей с миром;
- любовь должна быть не только взаимной, но и одинаково значимой, ее роль в жизни каждого из них должна быть равнозначной;
- мужчина и женщина, имея противоположность характеристик, в единстве друг с другом достигают завершенности и целостности, взаимно дополняют друг друга;
- главные особенности любви между мужчиной и женщиной: разделенность и непреходящесть;
а) разделенность любви раскрывает каждого из любящих, делает более самим собой, с нею связана, пожалуй, самая важная для любящих функция любви – понимание.
- понимание является ключевым моментом чувства разделенности и способности быть самим собой;
- любовь позволяет наиболее глубоко проникнуть в личностную структуру любимого человека, понять его «духовное ядро»;
- Стендаль, например, полагал, что для любви характерна «особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами». Этот процесс он назвал «кристаллизацией».
- Два феномена «кристаллизации»:
1й феномен – особая зоркость любящего: согласно В.С.Соловьеву, идеализированное восприятие любимого человека – это не неправильное, а другое восприятие, при котором любящий видит в объекте своей любви не только то, что есть там на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть. Идеализация в данном случае не противоречит знанию. Феномен этого более точного знания хорошо выражен словами М.М. Пришвина: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби меня, и я постараюсь быть лучше себя».
2й феномен – связан с «ослеплением», когда, по выражению Стендаля, «действительность спешит придать себе форму, соответствующую желаниям». Здесь пристрастность вводит в заблуждение, воплощает в воображении несуществующие в настоящем и невозможные в будущем идеальные качества. Идеализация выступает как самообман. Этот феномен имеет место в случаях отсутствия «единения сутью».
б) непреходящесть своей любви осознается любящими, дана как непосредственное знание, обусловлена их сущностью. Сущность по определению неизменна; возникнув, раскрывшись, каждая сторона сущности человека остается с ним навсегда.
Любовь каждого конкретного человека уникальна, зависит от его индивидуальности. Каждый любит так, как может, в соответствии с особенностями и степенью развитости своей сущности.
Единение сутью дает знание сущности объекта и взаимности его ответного чувства. Знание же исключает сомнения и подозрительность, не оставляет места ревности. Как справедливо подчеркивает В. Франкл, «истинная любовь несовместима с ревностью».
Влюбленность.
- отсутствие главного признака любви – «единения сутью»;
- свойственно бурное, интенсивное проявление чувства;
- наделение объекта желаемыми для влюбленного идеальными чертами.
- влюбленность, не становящаяся собственно любовью, отсутствие в связи с этим гармонии в основанных на ней семейных отношениях очень часто связаны с возникновением влюбленности вследствие сильного желания полюбить.