Психология труда в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны изучение процессов труда проходило по следующим направлениям:
1. Использование психологии в маскировочной технике. Для сокрытия от врага важных объектов во время войны использовались материалы психологических исследований, накопленные в этой области еще в 20–30-е гг. Так, к работам этого направления относится цикл исследований, проведенных в 20–30-е гг. в Высшей школе военной маскировки под руководством Б.М. Теплова, а также сотрудниками руководимой им лаборатории зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА. Результата исследований отражены в публикациях Б.М. Теплова: «Психология как основа для маскировочной техники» (1926); «Белый халат» (1927); «Исследование защитных свойств фона, условий погоды и освещения» (1927); «Задачи и методы работы в области изыскания защитных цветов» (1928).
2. Проблемы повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов. В книге К.Х. Кекчеева «Психофизиология маскировки и разведки» (1942) обобщаются данные психологических исследований по всем видам чувствительности, даются конкретные рекомендации для ее повышения и методы борьбы с различными негативными явлениями, обсуждаются вопросы контрастной чувствительности и разрешающей способности глаза, стереовосприятия, восприятия движений, цвета, особенности зрительного восприятия в условиях низкой освещенности, вопросы слухового восприятия, осязательно-двигательного, лабиринтного и обонятельного. К.Х. Кекчеев ставит задачу раскрыть значение человеческого фактора в боевых условиях, хотя бы только в сфере восприятия, и наметить пути его лучшего использования.
По рекомендациям К.Х. Кекчеева, опиравшимся на работы Л.А. Орбели, С.В. Кравкова, Д.Е. Розенблюма и др., оказалось возможным увеличить на 50-100% чувствительность зрения (ночного) и слуха на срок до 1,5 – 2 часов. Метод сенсибилизации органов чувств изложен в книге Кекчеева «Ночное зрение» (1942).
3. Значению личностных, морально-волевых качеств бойцов и командиров были посвящены публикации Н.Д. Левитова «Воля и характер бойца» (Военный вестник, 1944); Н.А. Коновалова «Роль эмоций в боевом действии» (Военный вестник, 1944); М.П. Феофанова «Воспитание смелости и мужества» (Советсая педагогика, 1941); С. Сарычева и Ф. Спиридоновой «К вопросу о воспитании боевой выносливости» (1944). К этому циклу работ относится и исследование Б.М. Теплова «Ум и воля военачальника» (Военная мысль, 1943).
4. Психологи внесли существенный вклад в подготовку военных летчиков. Примером может служить работа группы психологов под руководством И.Н. Шпильрейна, исследовавшей процесс летного обучения в школе военных летчиков. (1934).
5. Психология восстановительной трудотерапии после операций. Психология труда использовалась, прежде всего, в качестве обоснования системы восстановительной трудотерапии при ранениях верхних конечностей. В частности, здесь нашли применение психологические знания о трудовых действиях, принципах регуляции трудовых движений. Методика трудотерапии, предложенная С.Г. Геллерштейн, оказалась достаточно эффективной, положительный результат достигался в 80 % случаев.
Психологи труда помогали инвалидам войны в трудоустройстве: проводили консультирование по подбору подходящей (с учетом дефекта трудоспособности) профессии, давали рекомендации для профессионального обучения, помогали в трудоустройстве.
Использование труда как метода лечения, восстановления функций и социальной реадаптации при ических заболеваниях было начато также еще в 30-е гг. Так, В.Н. Мясищев рассматривал работоспособность личности как один из важных критериев ее психического здоровья. Личностный подход был реализован в практической психологической помощи людям, страдавшим нервно-психическими расстройствами в годы войны, перенесшим трагедию ленинградской блокады.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
В книге К.Х. Кекчеева «Ночное зрение» (1942), наряду с изложением фундаментальных закономерностей зрительного восприятия, автор предлагает для разведчиков в пехоте и коннице, для наблюдателей в артиллерии и Военно-Морском Флоте, а также для пилотов ночных истребителей специальные памятки, которые вооружали соответствующих специалистов психологическими средствами повышения чувствительности ночного зрения, рекомендует способы ускорения процесса темновой адаптации глаза, особенно важные для летчиков, разведчиков, наблюдателей. Представьте, дежурная группа летчиков ночью ожидает сигнала к вылету в комнате для отдыха. Люди читают, беседуют, спят. По сигналу они выбегают на летное поле, садятся в самолет и взлетают. По законам военного времени все это происходит в темноте без дежурных огней. Глаза летчиков должны адаптироваться к темноте после комнаты отдыха. Время темновой адаптации составляет 30-40 мин., следовательно, в этот период летчик не может в совершенстве ориентироваться в пространстве, видеть противника, управлять самолетом и вести бой. Сокращение времени темновой адаптации равносильно введению дополнительных самолетов. Для ускорения темновой адаптации летчики в ожидании сигнала к вылету постоянно находились в красных очках, что несколько ускоряло темновую адаптацию.
По свидетельству В.А. Каращана, специалиста в области истории военной и авиационной психологии, тематика исследования практического мышления полководцев возникла не случайно. Перед началом Великой Отечественной войны к Б.М. Теплову обратилось руководство страны, Советской Армии с просьбой помочь вернуть в строй оставшихся в живых незаслуженно репрессированных в 30-е гг. офицеров, военачальников. Теплов, сам много лет, отдавший военной службе в 20-е гг. в качестве военного психолога-исследователя, должен был теперь оценить меру сохранности личности этих безвинно пострадавших людей, уровень их мышления, поработать с ними в качестве не только диагноста, но и психотерапевта. В результате Советская Армия получила блестящих командиров, таких, как маршал Конев, Рокоссовский и др.
Группа психологов под руководством И.С. Шпильрейна, исследовала процесс летного обучения в школе военных летчиков в г. Ейске. В группу исследователей-психологов входили С.Г. Геллерштейн, В.М. Коган, Ротштейн, Э.Л. Лапан. Все они прошли в качестве курсантов цикл обучения летному делу и совершили свой первый полет с инструктором. По воспоминаниям В.М. Когана, оказалось, что до 90 % курсантов оказывались непригодными к летному делу после того, как они, завершив цикл теоретического обучения, допускались к первому полету с инструктором. Учебный самолет был оборудован двумя местами с параллельным управлением самолетом. Радиосвязи не было и контакт между курсантом, сидевшим впереди, и инструктором, сидевшим сзади него, осуществлялся жестами. Курсант видел в боковое зеркало, что инструктор, подняв самолет в воздух, в определенный момент поднимал вверх обе руки. Это означало, что самолет лишен управления и курсант должен взять его на себя.
Курсанты, плохо владевшие собой, не могли совладать со страхом, который приводил к полной парализации разумных действий, при этом курсанты зажимали руль управления и нередко это приводило к гибели экипажа. Для того чтобы вывести курсанта из состояния ступора, инструктор брал заранее приготовленную палку и ударял курсанта по голове. Таким образом, некоторые курсанты приходили в сознание и начинали пробовать двигать руль управления. Иногда страх, сопровождающий человека, впервые попавшего на высоту и понимающего, что от его действий зависит состояние самолета, проявлялся в беспорядочных движениях за рулем, что также могло привести и приводило к катастрофе. В результате исследований были выявлены и описаны необходимые летные умения, свойства, требующие тренировки и развития, включая наземную подготовку. Результаты работы были одобрены командованием.
Книга С.Г. Геллерштейна, посвященная методике трудотерапии, была опубликована в 1942 г. на газетной бумаге (при поддержке А.Р. Лурия по решению руководства Челябинской области была использована всего тиража газеты «Челябинский рабочий» за один день). Издание 1943 г содержит развернутое теоретическое обоснование системы восстановительной трудотерапии при ранениях верхних конечностей. В данной книге используется положение о специфической ценности именно трудовых движений в восстановлении нарушенных функций (по сравнению с механотерапией и лечебной физкультурой).
Литература
1. Бодров В.А. Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.
2. История советской психологии труда: хрестоматия. – М., 1983.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М., 1998.
4. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: учеб пособие. – М., 1992.
5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестоматия). – М., 1995.
6. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917 – 1957): Учеб пособие /Под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
7. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Е.А. Климова. – М.: издательский центр «Академия», 2004.
8. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
9. Шпильрейн И.Н. Трудовой метод в изучении профессии. Тексты. История советской психологии труда /Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. – М., 1983.