Основные группы профориентационных методов

Можно условно выделить (перечислить) группы методов в со­ответствии с уже выделенными ранее основными задачами проф­ориентации: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента и методами принятия реше­ния и построения перспектив профессионального развития кли­ента. Знание и владение этими методами не только во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределе­ния консультируемого человека, но и способствуют лучшему по­ниманию смысла выполняемой работы самого профконсультан-та, т.е. способствуют и его собственному самоопределению.

Информационно-справочные, просветительские методы:

- профессиограммы — краткие описания профессий (пробле­
ма в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспри­
нимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий);

- справочная литература (при условии достоверности такой
справочной информации);

- информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимиза­
ции поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «руч­
ные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде
картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации
в ЭВМ). Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС,
но для их эффективной работы нужны не только подготовленные

Основные группы профориентационных методов - student2.ru программисты, но и ирреальные контакты профконсультацион-; ных центров с заинтересованными организациями и учреждения-'; ми. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не { часто;

- профессиональная реклама и агитация (при условии досто- .
верности, оперативности и привлекательности для тех, кому та­
кая реклама предназначена);

- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведе-1
ния (при условии заблаговременного подбора и подготовки
лифицированных ведущих и экскурсоводов);

- встречи школьников со специалистами по различным про-1
фессиям (при условии специального отбора и психолого-педаго-1
гической подготовки таких специалистов по профессии);

- познавательные и просветительские лекции о путях решения
проблем самоопределения;

- профориентационные уроки со школьниками как система
занятий (а не как отдельные «мероприятия»);

- учебные фильмы и видеофильмы;

- использование средств массовой информации (СМИ) может
быть достаточно эффективным, но при обязательном учете и>
специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией^
требующего не только динамичного изложения существа вопро­
са, но и умения произвести впечатление на самую разную аудито­
рию, а также неизбежность сокращения объема профессиографи-
ческой информации и спокойного отношения к разного рода ре­
дакторским правкам и цензуре);

- различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже uoi
казавшие свою эффективность в профориентационной помощи
не только безработным, но и выпускникам школ. На этих «ярмар
ках» безработные и незанятые люди встречаются с представите^
лями различных фирм и учреждений и нередко делают важные
выборы (иногда до 40 % клиентов решают на «ярмарках профес^
сий» свои проблемы). Такая форма работы позволяет эконом*
много времени (не нужно каждый раз куда-то идти, договари-j
ваться и т.п., нужно просто переходить от одного стола к другое

и завязывать контакты с представителями организаций).

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощ\ в самопознании):

- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенные
вопросам);

- открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от-j
влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон^
сультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа^
ции больше, чем традиционное тестирование);

- опросники профессиональной мотивации (специалисты счи|
тают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.<

пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

- опросники профессиональных способностей. Их нужно при­
менять очень избирательно; для их использования и интерпрета­
ции результатов требуется особая подготовка профконсультанта;
эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с
особыми условиями труда; для большинства же профессий проф­
пригодность формируется в самой трудовой деятельности;

- «личностные» опросники. Требуется особая подготовка проф-
консультантов при их использовании — понимание смысла и
ограничений применения такого типа опросников в профкон-
сультации (по-настоящему личность нельзя «просчитать»); на­
стоящий личностный тест — это поступок человека в ответствен­
ные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «го­
лосованиях», когда испытывается способность противостоять
изощренной пропаганде) и в обычных житейских ситуациях. Та­
ким образом, тест на «личностность» — это, с одной стороны,
поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это про­
явление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т. е. очень
сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме
жизни;

- проективные личностные тесты (требуется особая подготов­
ка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

- методы наблюдения — это один из основных научно-практи­
ческих методов работы психолога (при условии владения этим
методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюде­
ния, способов наблюдения и фиксации результатов, способов
интерпретации результатов и др.);

- сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от ро­
дителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при
условии тактичности и этической корректности такого опроса,
когда получение косвенной информации не ставит знакомых и
друзей интересующего профконсультанта человека в положение
доносчиков);

- психофизиологические обследования (в широкой практике
они имеют смысл для профессий, связанных с особыми условия­
ми труда, а в специальных исследованиях могут быть использова­
ны для самых разных видов трудовой деятельности);

- «профессиональные пробы» в специально организованном
учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фуку-
ямы (см.: Укке, 1990). Они обычно требуют очень больших матери­
альных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересован­
ности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень
подходят к условиям современной РФ;

- использование различных игровых и тренинговых ситуаций,
где моделируются различные аспекты профессиональной деятель-

ности (например, особенности общения или нравственного вы-1 бора). Это позволяет строить прогнозы относительно будущего про­фессионального поведения участников этих процедур;

- исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в]
трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе-|
рут на работу с испытательным сроком);

- использование для исследования работника различных тре-|
нажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изу-|
чается и прогнозируется сама готовность осваивать новые про-|
фессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

- группы общения (в профориентации чаще используются для!
создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобраз-|
ной формой развития подобных групп применительно к проф-
ориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу»
их всевозможные модификации, где в благоприятной психологи­
ческой атмосфере удается более эффективно рассматривать и соб­
ственно профориентационные вопросы;

- тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить не-|
которые коммуникативные навыки поведения при приеме на ра­
боту, на экзаменах и при различных деловых контактах);

- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапи»
(НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.). Иногда они помогают
клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности ил*
смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, свя­
занных с самоопределением; эти методы требуют особой подго­
товки профконсультанта;

- пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторс
ироничное к ним отношение, такие выступления при умелол
использовании могут сформировать серьезную мотивационнук
основу самоопределения у ряда клиентов. Правда, они мог
стать и сильным средством манипуляции по отношению к кли­
ентам;

- профориентационные и профконсультационные активизи-|
рующйе методы (игры) с элементами психотренинга;

- личное обаяние профконсультанта (то, что от природы,
то, что можно самостоятельно в себе развивать);

- различные положительные (успешные) примеры самоопре­
деления, на которые может ссылаться профконсультант для по-|
вышения уверенности клиента в принципиальной возможнс
разрешения своих проблем;

- «праздники труда», повышающие престиж конкретных про­
фессий (естественно, при умелой организации и учете специфи-*
ки той аудитории, для которой такой праздник организуется,
чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не тор-ч
жественно-заорганизованное мероприятие).

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии ре­шения:

- построение «цепочки» основных ходов (последовательных дей­
ствий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перс­
пектив, позволяющих наглядно (на бумаге) представить клиенту
и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы
(траектории) самоопределяющегося человека;

- построение системы различных вариантов действий клиента
(в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к опреде­
ленной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные ва­
рианты профессиональных перспектив (траекторий);

- использование различных схем альтернативного выбора из
уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведе­
ния или специальности в конкретном заведении (обычно исполь­
зуются на заключительных этапах консультации).

Типы профконсультаций

Ранняя, детская консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также по выбору кружка или спецшколы для детей, проявивших раннюю одаренность. Реально пока такую помощь родителям оказывают воспитатели и преподаватели этих спецшкол, опираясь, скорее, на свою профессиональную интуицию и опыт. Для психологов-проф-консультантов этот тип консультирования является, скорее, перс­пективным, потенциально очень продуктивным. Ведь ведущая дея­тельность дошкольника (а частично и младшего школьника) — игровая, и с учетом того, что играют дети больше в профессии, имитируя деятельность взрослых, данное обстоятельство стано­вится решающим не только для будущей социализации ребенка, но и для формирования основы для будущего профессионального самоопределения.

Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе (под­готовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и опера­циональной основы самоопределения, когда у школьника фор­мируется представление об основных действиях по выбору и реа­лизации своих жизненных целей). Также важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения, при этом начинать надо с профессий, которые изначально интересны школь­никам, но потом постепенно расширять их кругозор, создавая системную ориентировку в мире профессионального труда. Делать к этом возрасте акцент на определении «профпригодности», на наш взгляд, ошибочно, ведь ребенок еще до конца не сформиро­вался и работа должна носить диагностико-корректирующий (не

Основные группы профориентационных методов - student2.ru Основные группы профориентационных методов - student2.ru диагностико-рекомендательный) характер (подробнее см. 1.4). Хот.. если школьник будет интересоваться своей готовностью к каким-то профессиям, то можно провести с ним определенные диагно-ii стические методики, не делая при этом окончательных выводов и'1 рекомендаций.

Профконсулыпация учителей учащихся. Часто, прежде чем начи-j нать разговор о проблемах детей, некоторые учителя хотят немно-| го рассказать о себе, поэтому важно уметь выслушивать и соб-j ственные проблемы учителей, иначе возникнет риск, что с ними* так и не сформируются доверительные отношения. В целом же, важно организовать реальное сотрудничество с учителями (осо-, бенно с классными руководителями и учителями труда), при ко­тором удалось бы распределить некоторые функции в профориен-] тационной помощи подростку.

Профконсулыпация родителей учащихся. Так же как и в работе i учителями, важно быть готовым выслушивать собственные про-» блемы родителей, постепенно выводя их на уровень реальног сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.

Профконсультация старшеклассников и выпускников школ (глав-| ная особенность этого типа профконсультации — помощь в конк-< ретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора). Кон­сультация данного типа должна быть максимально прагматичной! и здесь важную роль играет не только просчет и осмысление peJ альных обстоятельств (факторов) выбора, но и волевая готовнс клиента сделать конкретный выбор.

Помощь абитуриентам в уточнении специальности (или факуль­тета, кафедры) уже выбранного учебного заведения. Главная про­блема — школьные профконсультанты могут и не знать особен^ ностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений^ поэтому важно либо обеспечить взаимодействие с представителя*! ми этих заведений, либо найти и подготовить профконсультантов в самих этих заведениях.

Профотбор на профессии с особыми условиями труда (оператор-1 ские, военные, летные). Часто проводится с использованием пси-J хофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тесто­вых норм для конкретных трудовых постов, а не просто нормь «для летчика» или «для оператора».

Профконсультация безработных при смене работы предполагает:! а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор про-{ фессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опь взрослого клиента. Часто приходится предлагать непривлекатель-| ные варианты (акцент переносится не на выбор, а на помощь обретении смысла в непривлекательном варианте).

Профконсультация работников кадровых служб предприятий^ организаций, учебных заведений. Важно помнить, что эти работни-|

ки сами неплохие «житейские» психологи. Главная проблема мно­гих кадровых работников — недостаток такта при общении со свои­ми клиентами (но консультировать их по данному вопросу следует так, чтобы они не восприняли помощь как «морализаторство»). Перспективными здесь представляются различные коммуникатив­ные тренинги с моделированием ситуаций собеседования при прие­ме на работу или при решении различных трудовых споров.

Профконсультация подростков и взрослых инвалидов. Особое тре­бование — компетентность при использовании методов клини­ческой психологии. Очень важен особый такт при работе с данны­ми категориями клиентов (инвалиды ранимые, чувствительные, «тонкокожие», как сказала одна воспитательница из школы-ин­терната для детей с ДЦП). Они быстро «влюбляются», «открывают душу», но и быстро «разочаровываются» в психологе, если обна­ружат фальшь, неискренность, слабую заинтересованность в сво­их проблемах. Многие исследователи отмечают, что часто само­оценка инвалидов сильно завышена, особенно в интернатах, где они окружены теплотой и заботой. Как это ни парадоксально, но именно после окончания таких заведений подросток-инвалид может впасть в настоящую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны нашего замечательного, «демократического», «рыночно-базарного» общества.

Консультация уже работающих специалистов по вопросам пла­нирования и реализации карьеры в рамках данной организации. Обычно этим занимаются психологи труда и менеджеры по пер­соналу, работающие в конкретных фирмах. Главные особенности такого рода помощи заключаются в том, что приходится учиты­вать реальности данной организации, в том числе и отношение к карьере данного сотрудника со стороны коллег и руководства. Важ­ная роль при этом отводится специально составляемому плану развития сотрудника, который играет особую роль, когда утверж­дается руководством (или обсуждается на собрании коллектива). Обычно такие планы обязывают работника заботиться о своем профессиональном росте, ведь после утверждения такой план становится не только личным делом данного человека. Естествен­но, со всеми работниками проводить такую работу малореально, поэтому подобные планы уже сами по себе являются своеобраз­ным стимулом работнику для личностного и профессионального

роста.

Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый чело­век стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует гово­рить такому клиенту правду (например, в случаях, когда человек может «сломаться», не «пережить» эту правду). Иногда для неко­торых людей бывают полезны и иллюзии, что их жизнь все-таки Удалась (это особенно важно для старых и пожилых клиентов).

Наши рекомендации