Основные группы профориентационных методов
Можно условно выделить (перечислить) группы методов в соответствии с уже выделенными ранее основными задачами профориентации: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента и методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента. Знание и владение этими методами не только во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределения консультируемого человека, но и способствуют лучшему пониманию смысла выполняемой работы самого профконсультан-та, т.е. способствуют и его собственному самоопределению.
Информационно-справочные, просветительские методы:
- профессиограммы — краткие описания профессий (пробле
ма в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспри
нимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий);
- справочная литература (при условии достоверности такой
справочной информации);
- информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимиза
ции поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «руч
ные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде
картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации
в ЭВМ). Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС,
но для их эффективной работы нужны не только подготовленные
программисты, но и ирреальные контакты профконсультацион-; ных центров с заинтересованными организациями и учреждения-'; ми. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не { часто;
- профессиональная реклама и агитация (при условии досто- .
верности, оперативности и привлекательности для тех, кому та
кая реклама предназначена);
- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведе-1
ния (при условии заблаговременного подбора и подготовки
лифицированных ведущих и экскурсоводов);
- встречи школьников со специалистами по различным про-1
фессиям (при условии специального отбора и психолого-педаго-1
гической подготовки таких специалистов по профессии);
- познавательные и просветительские лекции о путях решения
проблем самоопределения;
- профориентационные уроки со школьниками как система
занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
- учебные фильмы и видеофильмы;
- использование средств массовой информации (СМИ) может
быть достаточно эффективным, но при обязательном учете и>
специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией^
требующего не только динамичного изложения существа вопро
са, но и умения произвести впечатление на самую разную аудито
рию, а также неизбежность сокращения объема профессиографи-
ческой информации и спокойного отношения к разного рода ре
дакторским правкам и цензуре);
- различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже uoi
казавшие свою эффективность в профориентационной помощи
не только безработным, но и выпускникам школ. На этих «ярмар
ках» безработные и незанятые люди встречаются с представите^
лями различных фирм и учреждений и нередко делают важные
выборы (иногда до 40 % клиентов решают на «ярмарках профес^
сий» свои проблемы). Такая форма работы позволяет эконом*
много времени (не нужно каждый раз куда-то идти, договари-j
ваться и т.п., нужно просто переходить от одного стола к другое
и завязывать контакты с представителями организаций).
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощ\ в самопознании):
- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенные
вопросам);
- открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от-j
влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон^
сультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа^
ции больше, чем традиционное тестирование);
- опросники профессиональной мотивации (специалисты счи|
тают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.<
пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
- опросники профессиональных способностей. Их нужно при
менять очень избирательно; для их использования и интерпрета
ции результатов требуется особая подготовка профконсультанта;
эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с
особыми условиями труда; для большинства же профессий проф
пригодность формируется в самой трудовой деятельности;
- «личностные» опросники. Требуется особая подготовка проф-
консультантов при их использовании — понимание смысла и
ограничений применения такого типа опросников в профкон-
сультации (по-настоящему личность нельзя «просчитать»); на
стоящий личностный тест — это поступок человека в ответствен
ные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «го
лосованиях», когда испытывается способность противостоять
изощренной пропаганде) и в обычных житейских ситуациях. Та
ким образом, тест на «личностность» — это, с одной стороны,
поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это про
явление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т. е. очень
сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме
жизни;
- проективные личностные тесты (требуется особая подготов
ка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
- методы наблюдения — это один из основных научно-практи
ческих методов работы психолога (при условии владения этим
методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюде
ния, способов наблюдения и фиксации результатов, способов
интерпретации результатов и др.);
- сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от ро
дителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при
условии тактичности и этической корректности такого опроса,
когда получение косвенной информации не ставит знакомых и
друзей интересующего профконсультанта человека в положение
доносчиков);
- психофизиологические обследования (в широкой практике
они имеют смысл для профессий, связанных с особыми условия
ми труда, а в специальных исследованиях могут быть использова
ны для самых разных видов трудовой деятельности);
- «профессиональные пробы» в специально организованном
учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фуку-
ямы (см.: Укке, 1990). Они обычно требуют очень больших матери
альных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересован
ности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень
подходят к условиям современной РФ;
- использование различных игровых и тренинговых ситуаций,
где моделируются различные аспекты профессиональной деятель-
ности (например, особенности общения или нравственного вы-1 бора). Это позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
- исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в]
трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе-|
рут на работу с испытательным сроком);
- использование для исследования работника различных тре-|
нажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изу-|
чается и прогнозируется сама готовность осваивать новые про-|
фессиональные действия.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
- группы общения (в профориентации чаще используются для!
создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобраз-|
ной формой развития подобных групп применительно к проф-
ориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу»
их всевозможные модификации, где в благоприятной психологи
ческой атмосфере удается более эффективно рассматривать и соб
ственно профориентационные вопросы;
- тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить не-|
которые коммуникативные навыки поведения при приеме на ра
боту, на экзаменах и при различных деловых контактах);
- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапи»
(НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.). Иногда они помогают
клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности ил*
смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, свя
занных с самоопределением; эти методы требуют особой подго
товки профконсультанта;
- пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторс
ироничное к ним отношение, такие выступления при умелол
использовании могут сформировать серьезную мотивационнук
основу самоопределения у ряда клиентов. Правда, они мог
стать и сильным средством манипуляции по отношению к кли
ентам;
- профориентационные и профконсультационные активизи-|
рующйе методы (игры) с элементами психотренинга;
- личное обаяние профконсультанта (то, что от природы,
то, что можно самостоятельно в себе развивать);
- различные положительные (успешные) примеры самоопре
деления, на которые может ссылаться профконсультант для по-|
вышения уверенности клиента в принципиальной возможнс
разрешения своих проблем;
- «праздники труда», повышающие престиж конкретных про
фессий (естественно, при умелой организации и учете специфи-*
ки той аудитории, для которой такой праздник организуется,
чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не тор-ч
жественно-заорганизованное мероприятие).
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
- построение «цепочки» основных ходов (последовательных дей
ствий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перс
пектив, позволяющих наглядно (на бумаге) представить клиенту
и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы
(траектории) самоопределяющегося человека;
- построение системы различных вариантов действий клиента
(в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к опреде
ленной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные ва
рианты профессиональных перспектив (траекторий);
- использование различных схем альтернативного выбора из
уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведе
ния или специальности в конкретном заведении (обычно исполь
зуются на заключительных этапах консультации).
Типы профконсультаций
Ранняя, детская консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также по выбору кружка или спецшколы для детей, проявивших раннюю одаренность. Реально пока такую помощь родителям оказывают воспитатели и преподаватели этих спецшкол, опираясь, скорее, на свою профессиональную интуицию и опыт. Для психологов-проф-консультантов этот тип консультирования является, скорее, перспективным, потенциально очень продуктивным. Ведь ведущая деятельность дошкольника (а частично и младшего школьника) — игровая, и с учетом того, что играют дети больше в профессии, имитируя деятельность взрослых, данное обстоятельство становится решающим не только для будущей социализации ребенка, но и для формирования основы для будущего профессионального самоопределения.
Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе (подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей). Также важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения, при этом начинать надо с профессий, которые изначально интересны школьникам, но потом постепенно расширять их кругозор, создавая системную ориентировку в мире профессионального труда. Делать к этом возрасте акцент на определении «профпригодности», на наш взгляд, ошибочно, ведь ребенок еще до конца не сформировался и работа должна носить диагностико-корректирующий (не
диагностико-рекомендательный) характер (подробнее см. 1.4). Хот.. если школьник будет интересоваться своей готовностью к каким-то профессиям, то можно провести с ним определенные диагно-ii стические методики, не делая при этом окончательных выводов и'1 рекомендаций.
Профконсулыпация учителей учащихся. Часто, прежде чем начи-j нать разговор о проблемах детей, некоторые учителя хотят немно-| го рассказать о себе, поэтому важно уметь выслушивать и соб-j ственные проблемы учителей, иначе возникнет риск, что с ними* так и не сформируются доверительные отношения. В целом же, важно организовать реальное сотрудничество с учителями (осо-, бенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориен-] тационной помощи подростку.
Профконсулыпация родителей учащихся. Так же как и в работе i учителями, важно быть готовым выслушивать собственные про-» блемы родителей, постепенно выводя их на уровень реальног сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.
Профконсультация старшеклассников и выпускников школ (глав-| ная особенность этого типа профконсультации — помощь в конк-< ретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора). Консультация данного типа должна быть максимально прагматичной! и здесь важную роль играет не только просчет и осмысление peJ альных обстоятельств (факторов) выбора, но и волевая готовнс клиента сделать конкретный выбор.
Помощь абитуриентам в уточнении специальности (или факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения. Главная проблема — школьные профконсультанты могут и не знать особен^ ностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений^ поэтому важно либо обеспечить взаимодействие с представителя*! ми этих заведений, либо найти и подготовить профконсультантов в самих этих заведениях.
Профотбор на профессии с особыми условиями труда (оператор-1 ские, военные, летные). Часто проводится с использованием пси-J хофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тестовых норм для конкретных трудовых постов, а не просто нормь «для летчика» или «для оператора».
Профконсультация безработных при смене работы предполагает:! а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор про-{ фессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опь взрослого клиента. Часто приходится предлагать непривлекатель-| ные варианты (акцент переносится не на выбор, а на помощь обретении смысла в непривлекательном варианте).
Профконсультация работников кадровых служб предприятий^ организаций, учебных заведений. Важно помнить, что эти работни-|
ки сами неплохие «житейские» психологи. Главная проблема многих кадровых работников — недостаток такта при общении со своими клиентами (но консультировать их по данному вопросу следует так, чтобы они не восприняли помощь как «морализаторство»). Перспективными здесь представляются различные коммуникативные тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу или при решении различных трудовых споров.
Профконсультация подростков и взрослых инвалидов. Особое требование — компетентность при использовании методов клинической психологии. Очень важен особый такт при работе с данными категориями клиентов (инвалиды ранимые, чувствительные, «тонкокожие», как сказала одна воспитательница из школы-интерната для детей с ДЦП). Они быстро «влюбляются», «открывают душу», но и быстро «разочаровываются» в психологе, если обнаружат фальшь, неискренность, слабую заинтересованность в своих проблемах. Многие исследователи отмечают, что часто самооценка инвалидов сильно завышена, особенно в интернатах, где они окружены теплотой и заботой. Как это ни парадоксально, но именно после окончания таких заведений подросток-инвалид может впасть в настоящую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны нашего замечательного, «демократического», «рыночно-базарного» общества.
Консультация уже работающих специалистов по вопросам планирования и реализации карьеры в рамках данной организации. Обычно этим занимаются психологи труда и менеджеры по персоналу, работающие в конкретных фирмах. Главные особенности такого рода помощи заключаются в том, что приходится учитывать реальности данной организации, в том числе и отношение к карьере данного сотрудника со стороны коллег и руководства. Важная роль при этом отводится специально составляемому плану развития сотрудника, который играет особую роль, когда утверждается руководством (или обсуждается на собрании коллектива). Обычно такие планы обязывают работника заботиться о своем профессиональном росте, ведь после утверждения такой план становится не только личным делом данного человека. Естественно, со всеми работниками проводить такую работу малореально, поэтому подобные планы уже сами по себе являются своеобразным стимулом работнику для личностного и профессионального
роста.
Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует говорить такому клиенту правду (например, в случаях, когда человек может «сломаться», не «пережить» эту правду). Иногда для некоторых людей бывают полезны и иллюзии, что их жизнь все-таки Удалась (это особенно важно для старых и пожилых клиентов).