В. Психофизиологические аспекты
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо
понимать особенности человеческого восприятия:
- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным
из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их
применять;
- речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2,5
слов в секунду;
- фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает
осознаваться;
- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а
после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;
- любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание...)
обычно затрудняет понимание других;
- типичный собеседник как "слышит", так и понимает намного
меньше, чем он хочет показать;
- люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех,
кто не задумывается над своим внутренним миром;
- беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры
обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не
очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или
воспринимают неверно;
- неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие
сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному
значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные
эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные
выражения - смешат, банальные - нередко раздражают, ошибочная лексика
- настраивает на иронию...);
- у большинства людей есть некие критические слова, особенно
воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно
возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
- мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной
враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже
эмоциональный шок;
- когда нужно воздействовать на чувства человека - ему говорят
преимущественно в левое ухо, когда на логику - в правое;
- людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить,
чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов
нейтрализации конфликтов;
- активность восприятия в огромной степени зависит от способности
полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там
воспоминания;
- то, что всецело ново для партнера и никаким образом не
стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а
чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют
частности и нюансы;
- когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом,
последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается
первичным сообщением о нем;
- известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем
полученным в дальнейшем;
- люди обычно преувеличивают информационную ценность событий
подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую
ей;
- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а
слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают - 60%, в памяти
же у них остается от 10 до 25%;
- чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию,
необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и
положения;
- чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
- "средний человек" удерживает в памяти не более четверти того,
что было сказано ему лишь пару дней назад;
- лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9
часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько
хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается;
- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек
делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два
раза лучше чем законченные;
- слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку
и препятствует ее переработке;
- интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже
- стоя, совсем плохо - лежа;
- пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые - вечером;
- люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над
сидящим;
- взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на
говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка
растягивать слоги, глаголы типа "запрещаю" ставить в начале фразы,
типа "разрешаю" - в ее конце;
- "мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она
передается";
- "иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе
расставляемые мысли произведут другое впечатление";
- при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается
не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий
при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в
кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием
резервов сахара и жира...), блокируя "ненужную" работу мозга;
- женщина рассматривает разговор как способ устанавления
контакта, высказывания чувств или симпатий - антипатий, а главное -
как способ поиска решения различных проблем;
- мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем
слушать о чужих, женщины - наоборот;
- мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит
на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями;
он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость;
- женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли,
намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки
во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем
поступкам.