II.1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса
Практический психолог в силу своих функциональных обязанностей является своеобразным экологом ребенка и образова-Тельного учреждения. Именно ему более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника ребенка от «педалиро-вэния» его возможностей и способностей (термин А. В.Запорож-^а), от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмо-
ций, от чрезмерных притязаний родителей и смещенной каузальной атрибуции педагогов. Его стратегия должна заключаться в том, чтобы декларированные гуманистические цели приблизить к реальному воплощению. Педагогический процесс, главной целью и ценностью которого является ребенок, его полноценное развитие, требует, чтобы личностью прежде всего был сам педагог. Именно психологу, занимающемуся коррекцией воспитательного микросоциума запущенного ребенка, предстоит обратиться к личности педагога: мотивам его деятельности, профессионально-личностным установкам, Я-концепции, способам общения с детьми, психическим состояниям; помочь ему увидеть личность в себе, ребенке, научить его смотреться в воспитанника как в зеркало, адекватно рефлексируя свои достоинства и недостатки.
Психологическая служба образования сегодня — это скорая помощь, которая помогает психологически выжить и преодолеть негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов на развитие, становление и самореализацию личности. Ее деятельность в основном базируется на°симптоматическом и этимологическом принципах.
Психологическая служба образования завтрашнего дня — это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближайшего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом. Основные ее принципы — развитие и гуманизация. Она создает оптимальные психологические условия для развития каждого субъекта и очеловеченной системы образования в целом.
Исходя из этого, выделим приоритетные задачи деятельности психологов образования:
активное распространение гуманистических ценностей в образовании;
ориентация своей профессиональной деятельности на защиту -прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;
реализация главной цели психологической службы образования — психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;
развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;
создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;
ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей;
переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса;
разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы, ориентированных на специфику социокультурных и психолого-педагогических условий;
разработка инвариантной (федеральной) и вариативной (региональной, школьной) частей планирования деятельности;
выработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи;
активное участие в экспертизе всех педагогических инноваций в системе образования, аттестации управленческих и педагогических кадров, оценке психологической эффективности и безопасности педагогических экспериментов, а также их психологическом обеспечении.
Условиями для реализации поставленных задач являются:
дальнейшее повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно высшую школу;
качественное инструментальное обеспечение профессиональной деятельности психолога;
создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования^
сотрудничество и преемственность в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;
объединение в единой структуре психологической службы специалистов «помогающих» профессий в целях комплексной поддержки развивающейся личности;
координация усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессиональной изоляции и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;
развитие личностного потенциала самого психолога.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются технократическая и гуманистическая парадигмы «бучения?
2. Каковы сущность, основные принципы и критерии гуманизации Педагогического процесса?
3. Каким образом К.Роджерс трактует функции учителя и условия гуманизацииобучения?
4. В чем состоит роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса?
Темы семинарских занятий
1. Гуманизация образования: теория и практика.
2. Гуманизация целостного педагогического процесса как фактор развития личности.
3. Концепции личностно ориентированного обучения К.Роджерса и И.Л.Якиманской; возможности их применения в современной школе.