Места аутрич-работы в Омске
Немного истории
Аутрич - в буквальном переводе с английского (outreach) - достижение во вне, то есть вне офиса, вне больничного учреждения, донесение информации, консультаций и профилактических средств до закрытых социальных групп (потребителей наркотиков, секс работниц, гомосексуалистов) в местах, привычных для них.
Закрытость этих групп определяет их полулегальный статус или нахождение вне
закона. Поэтому представители официальных медицинских и социальных учреждений
зачастую не имеют доступа в такие группы и не могут своевременно реагировать на
проблемы группы. Вместе с тем, именно эти группы относятся к группам повышенного
риска, заражения и распространения инфекционных заболеваний, а также способны внести
в общество значительные изменения, чаще негативного плана. С другой стороны, сами
представители закрытых групп сталкиваются с необходимостью знаний в случаях
нарушения прав человека и в связи с возрастающим числом случаев заражения
различными вирусными заболеваниями. Появление ВИЧ-инфекции, и случаи заражения
среди потребителей инъекционных наркотиков усилили необходимость
профилактической работы.
15-17 лет назад возникли первые программы по поведению аутрич-работы среди
потребителей наркотиков, и их инициаторами были сами потребители. Аутрич-работа
проводилась по принципу «равный - равному».
Спустя некоторое время, по аналогии с программами аутрич для потребителей наркотиков, возникли программы для других групп риска (гомосексуалов, работников секс-бизнеса). В настоящее время существует много программ аутрич-работы, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. Аутрич-команды работает как по принципу «равный - равному», так и включают в состав команды людей, не относящихся к целевой группе.
Что такое аутрич-работа
АУТРИЧ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – уличная социальная работа, проведение консультирования и профилактической деятельности в привычной для целевой группы обстановке, а не в медицинских или социальных учреждениях.
ЦЕЛЬ АУТРИЧ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – изменение рискованного (с точки зрения здоровья человека) поведения на более безопасное.
Цель может реализовываться на двух уровнях:
1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – изменение поведения каждого человека в отдельности (индивида) в сторону менее рискованного
2. ГРУППОВОЙ – это воздействие на сообщество в целом, а не на отдельного конкретного человека, направленное на достижение социо-культурных изменений в сообществе.
ЗАДАЧИ АУТРИЧ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· Распространение информационных материалов (брошюр, буклетов, листовок и проч.) и средств индивидуальной защиты (презервативов, латексных салфеток, смазок и т.п.)
· Предоставление информации о сохранении здоровья, осуществляемое посредством проведения индивидуальных консультаций, проведения акций, обучающих семинаров и т.п.
· Посредничество между целевой группой и существующими службами и специалистами медицинского, социального, психологического, юридического сервиса.
ПЛЮСЫ АУТРИЧ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· Работа осуществляется в привычных местах сбора представителей целевой группы. Это способствует установлению более доверительных отношений.
· Длительность контакта может варьироваться в зависимости от потребности клиента.
АУТРИЧ-РАБОТНИК – уличный социальный работник, который устанавливает и поддерживает контакты с представителями целевой группы (клиентами проекта), предоставляет им современную информацию, профилактические и информационные материалы, проводит беседы (консультации), способствует доступу клиентов к услугам медицинских, социальных, психологических и юридических служб.
Аутрич включает в себя два вида деятельности:
1. Содержательная сторона (знания о ВИЧ/СПИД и ИППП)
Аутрич-работник обязан постоянно расширять свои знания. Если аутрич-работнику задали вопрос, на который он не знает ответа, то он благодарит клиента за вопрос и записывает его, а затем с помощью специалистов, Интернета, коллег, книг восполняет свой пробел в знании (это называется отсрочкой ответа).
2. Налаживание контакта с клиентом
Основная цель аутричера, обратившегося к клиенту – это изменение сексуального поведения клиента на более безопасное. Для этого ему необходимо за короткое время с абсолютно незнакомым или малознакомым человеком наладить контакт, который позволит разговаривать с ним на интимные темы, создать обстановку доверия и вызвать человека на откровенный разговор о сексуальной жизни, чтобы предоставить ему информацию о рисках и выразить точку зрения на возможность их снижения. В тоже время аутричер должен поддерживать именно «рабочий» контакт, в ходе которого есть возможность либо принятия решения об изменении своего поведения, либо осознание риска своего поведения. Для создания «рабочего» контакта необходимо соблюдать ряд принципов.
Давайте рассмотрим основные принципы аутрич деятельности:
Принцип добровольности
Аутрич-работник, обращаясь к человеку, всегда должен спросить о желании человека разговаривать на темы сексуального здоровья, даже в случае согласия, оценить ситуацию и выдать ровно столько информации, сколько клиент может воспринять. «Вываливать» на клиента всё, что знает аутричер, нельзя.
Принцип принятия.
Отношение к МСМ и геям у аутрич работника должно быть ровным. Не должно быть ни ненависти, ни обожания. Истинная толерантность заключается в отсутствии в мыслях человека деления людей на «они» и «мы». К такой степени принятия людей вообще, и людей гомосексуальной ориентации в частности, приходят не сразу. Если же аутричер не может принять некоторых людей по иным соображениям, то он не должен проводить с ними консультирования.
Конфиденциальность.
Любая информация, полученная в ходе беседы - о состоянии здоровья, ВИЧ-статусе, вовлеченности в секс-бизнес и т. д. – запрещена для передачи другим людям.
Дополнительные рекомендации для установления контакта с клиентом:
· Сказать о целях проекта и теме разговора, о том, что может быть предоставлено клиенту аутричером;
· Запоминать имена клиентов и представляться самому;
· Придерживаться дистанции личного общения (не менее 50 см) если позволяют условия;
· Сказать о конфиденциальности разговора;
· Корректность высказываний аутричера, толерантность;
· Объяснение простоты защиты от страшных инфекций;
· Отсутствие в речи сравнений с другими клиентами.
· Активность в налаживании контакта, уверенность в себе;
· Аутрич работник дозирует эмоциональную включённость;
· Аутрич работник должен быть активным в беседе;
· Аутрич работник должен уметь завершить нерабочий или неприятный контакт;
· Отсутствие критических высказываний от аутрич работника к другому аутрич работнику во время работы.
· Аутричер приветлив и улыбается при завязывании контакта;
· Поза аутричера открытая;
· Поддержание «дружеского» разговора, использование юмора;
· Аутричер «дозирует» информацию, говорит на понятном клиенту языке, использует сленг целевой группы;
· Думать о клиенте, встать на место клиента;
· Сказать о том, что аутричер прошёл специальное обучение и готов предоставлять информацию о заявленной теме разговора;
· Задавать уточняющие вопросы, перефразировать высказывания клиента;
· Поощрять вопросы клиента;
· В случае незнания ответа на вопрос поблагодарить за него и обещать найти ответ к следующей встрече;
· Поддерживать, соглашаться с клиентом, если он выражает отличное от точки зрения проекта мнение, сказать о возможности существования нескольких точек зрения и выразить свою, как одну из возможных;
· Делать паузы в разговоре для осмысления клиентом услышанного;
· Запоминать содержание контакта с клиентом;
· Отсутствие в речи аутричера советов.
Эти принципы могут пополняться новыми способами налаживания контакта, ухода от «нерабочего» контакта и другими важными в аутрич работе навыками и стандартами.
Места аутрич-работы в Омске
· Тематические вечеринки – круглый год
· Плешка – в теплое время года по необходимости
· Парковка – в теплое время года
· Квартиры – по мере появления такой возможности
· Улица – неформальное общение