События, вызывающие душевный подъем 3 страница

• «Когда я расстроен,я ______________________________

• «Самое счастливое время для меня — ____________________

Главным недостатком всех проективных тестов является субъективный харак­тер интерпретации ответов. Четкие правила их интерпретации разработаны только для тестов Роршаха, Хольцмана и ТАТ. Тем не менее многие психологи считают, что, несмотря на все недостатки проективных тестов, с них хорошо начинать серию предлагаемых испытуемому тестов. Также они помогают человеку начать говорить о своих проблемах.

Опросники. Цель опросников — выявление свойственных испытуемому черт характера. Каждому вручают перечень утверждений, касающихся характерис­тик личности, например: «В группе я чувствую себя лучше всего тогда, когда я — главный» или «Мне больше нравится побыть дома одному, чем пойти на веселую вечеринку». Испытуемый должен решить, являются ли данные утверждения для него истинными, ложными или истинными лишь до определенной степени. Наибо­лее популярен и широко известен Миннесотский многофакторный личностный опросник, сокращенно MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory)— объемный тест, включающий в себя 550 вопросов. MMPI проводится в основном с целью диагностики людей, страдающих психическими заболеваниями, поскольку ха­рактер их ответов на вопросы отличается от характера ответов нормальных людей. Другой опросник, известный под названием Калифорнийский или CPI (California Psychological Inventory), был разработан для определения черт, не относящихся к патологическим — самоприятие, чувство благополучия, самоконтроль, терпимость и ответственность. Несмотря на то что тест CPI проводится в основном с целью оцен­ки личностных характеристик, в него входят также вопросы, касающиеся оценки интеллекта и достижений. В тестах обоих видов существует специальная шкала для выявления людей, которые, пытаясь произвести хорошее впечатление, прибегают ко лжи. Тем не менее при прохождении этих тестов некоторые негативные характе­ристики личности можно скрыть. Ответы на вопросы этих анкет зависят от того, насколько хорошо вы можете вспомнить свое поведение в определенных ситуациях и определяющие его установки. Часто при прохождении тестов люди понимают, что не могут разобраться в причинах собственного поведения.

Вам, конечно, встречались и так называемые «тесты» в популярных журналах и газетах. Хотя эти быстрые опросники довольно забавны и интересны, полученные с их помощью оценки личности обычно малодостоверны.

Ситуационные тесты и наблюдение за поведением испы­туемого. Самым распространенным примером ситуационных тестов с наблюде­нием за поведением испытуемого является интервью. Психолог тщательно наблю­дает за поведением интервьюируемого субъекта, обращая особое внимание на то, как он адаптируется к ситуации. Существуют различные стили проведения интер­вью. Иногда структура интервью определена заранее и интервьюируемый должен ответить на ряд специально разработанных вопросов. В других случаях интервью проводится в свободной обстановке и направление разговора выбирает сам интер­вьюируемый. Кроме этих крайних случаев существует множество промежуточных вариантов. (Подробнее об интервью будет рассказано в заключительной главе учеб­ника.) Независимо от стиля интервью, психолог не может быть абсолютно уверен, что интервьюируемый субъект в реальной жизненной ситуации, аналогичной об­суждаемой, будет вести себя так же. Некоторые люди во время интервью скрывают свое истинное «Я» под той или иной маской.

Иногда психологи наблюдают за людьми, находящимися в естественных усло­виях, и записывают, какие формы поведения они демонстрируют. Например, психо­лог может наблюдать за игрой двух пятилетних девочек. Он отмечает все проявле­ния агрессии, когда кто-либо из девочек дерется, лягается или толкается. Психолог также фиксирует в своих записях все случаи, когда одна из девочек плачет, дразнит другую или пытается поставить ее в неловкое положение.

Изредка психологи пользуются ситуационными тестами, когда человека спе­циально ставят в такое положение, что он испытывает фрустрацию. В одних случа­ях испытуемых просят в течение долгого времени заниматься каким-нибудь скуч­ным делом, например сортировать пуговицы по коробкам. В других случаях человек должен выполнить сложное задание в условиях нехватки времени. В то время как испытуемый пытается, например, собрать из деталей замысловатую конструкцию, психолог постоянно напоминает ему: «У вас осталось только две минуты; всего одна минута; теперь — 45 секунд» и, наконец, «осталось только 8 секунд». Во время ситу­ационного теста психолог наблюдает за тем, как испытуемый реагирует на фрустра­цию, и записывает свои наблюдения.

Для фиксации наблюдаемого поведения часто используются оценочные шка­лы. Приходилось ли вам заполнять анкету, вопросы которой касались другого чело­века? В таких тестах надо оценить по пятибалльной системе (например, оценка «1» означает «никогда», а оценка «5» — «всегда»), насколько часто данный человек бы­вает правдивым, исполнительным, дружелюбным, агрессивным, ответ­ственным и аккуратным. Вы должны оценить поведение человека на основе своих наблюдений за ним. Одним из недостатков шкал являет­ся то, что с их помощью трудно получить объективные оценки. Когда вас просят оценить поведение вашего хорошего друга, то вам, вероят­но, захочется ему помочь, особенно если от ваших наблюдений будет зависеть, примут ли его на хорошую работу или в колледж. К тому же если вам нравится ваш друг, то у вас о нем в целом благоприятное мнение. В результате вы будете склонны оценивать все его качества с положительной точки зрения. Психологи называют необъективность такого рода эффектом ореола. Поэтому при применении оценочных шкал для обеспечения точ­ности результатов желательно, чтобы оценку проводили как можно больше судей.

Упражнение 9.5

Для каждого из следующих методов оценки личности укажите по одному при­сущему ему недостатку.

а. Проективные тесты: _______________________________

б. Опросники: ____________________________________

в. Интервью: _____________________________________

г. Оценочные шкалы: _________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Упражнение 9.6

Что может сделать психолог для преодоления этих недостатков?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Эффект ореола: предвзятое мне­ние о человеке, когда при нали­чии одного до­стоинства не за­мечают многих его личных недостатков.

Проблемы, возникающие при исследовании личности

Предприятия и организации при приеме на работу все шире применяют тести­рование будущих сотрудников для определения и оценки их личностных характери­стик. Часто используется лишь один тест или метод. Отдел кадров может послать на предыдущее место работы коллегам предполагаемого сотрудника опросник с' оце­ночной шкалой, предложить ему анкету для самостоятельного заполнения, провес­ти интервью или проективное тестирование, но при применении любого из этих методов результаты не будут полностью достоверными. Для обеспечения хорошей точности необходимо применение сразу нескольких методов.

Тесты личности разработаны для клинической психологической диагностики и консультирования. И надо всегда помнить, что любую оценку личности, проведен­ную без согласия на это самого человека, можно расценивать как нарушение чело­веческих прав.

Контрольные вопросы

В столбце слева перечислены механизмы психологической защиты. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву.

9. ______ Подавление а. Уход в воображаемый мир

10. ______ Вытеснение б. Искажение истины в целях оправдания

11. ______ Уход в. Возврат к детским формам пове­дения при невозможности

справиться с неприятной ситуацией

12. ______ Фантазирование г. Направление неприемлемых по­ буждений в область

созидания и творчества

13. ______ Регрессия д. Сознательные и целенаправлен­ные попытки избегать

неприятных мыслей

14. ______ Рационализация е. Поведение, прямо противоположное неприемлемым

побуждениям, имеющимся у человека

15. ______ Проекция ж. Бессознательно мотивированное забывание

16. ______ Перенос з. Возмещение недостатков, допу­щенных в одной области

деятельности, успехами в другой области

17. ______ Реактивное и. Стремление избегать неприятных ситуаций

образование

18. ______Компенсация к. Поиск жертвы для вымещения своей агрессии

19. ______Сублимация л. Обвинение другого человека в своих личных недостатках

Для каждого из методов, перечисленных слева, подберите конкретные приме­ры справа. Для каждого метода надо найти минимум два примера.

20. ______ Проективные тесты а. Миннесотский многофакторный личностный опросник

21. ______ Анкеты для самосто- б. Оценочные шкалы

ятельного заполнения

22. ______ Ситуационные тесты в. Тематический апперцептивный тест

с наблюдением за пове-

дением испытуемого

г. Тест Роршаха

д. Интервью

е. Тест «Нарисуй человека»

ж. Калифорнийский психологический опросник

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжить чтение данного разделов главы.

Типы личности

Несмотря на то что специалисты в основном применяют личностные тесты для выявления проблем адаптации, некоторых психологов и терапевтов заинтересовала возможность использования тестов для изучения взаимосвязи между характером личности и здоровьем человека. Были разработаны специальные тесты для опреде­ления типов личностей, сильнее других подверженных некоторым видам болезней. По современным научным представлениям, тип личности и ее адаптационные воз­можности играют важную роль в возникновении болезней сердца, которые являют­ся главной причиной смертности среди взрослого населения.

Приложение 9.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

СТРЕСС: ГИПОТЕЗА О ЛИЧНОСТЯХ ТИПА «А»

Если действительно поведение типа «А» приводит к тому, что человек стано­вится уязвимым для ишемической болез­ни, то одной из причин этого может быть повышенное артериальное давление, ку­рение и высокий уровень холестерина в крови. Недавно проведенное исследова­ние показало, что 22% пациентов с впер­вые поставленным диагнозом гипертонии относились к личностям типа «Б»; среди людей с нормальным давлением к типу «Б» относятся 40%. Психологи, прово­дившие интервью с людьми, у которых было повышенное давление, отмечают, что у них выше уровень агрессивности. Даже непродолжительный психологиче­ский стресс приводит к увеличению «клейкости» тромбоцитов. Эти мелкие клетки образуют на стенках сосудов атеросклеротические бляшки, что приводит к дальнейшему сужению коронарных со­судов, поэтому встает вопрос: может ли эмоциональный стресс способствовать развитию ишемической болезни при от­сутствии других факторов риска? Более того, это открытие дает основания пред­полагать, что стресс может способство­вать образованию тромбов внутри коро­нарных сосудов, таким образом ухудшая кровоснабжение сердечной мышцы и приводя к инфаркту.

Источник: (1992, January). Stress: The type «A» hypothesis. Harvard Heart Letter, 104.

Личность типа «А»: характерно стремление к соперничеству и нетерпимость.

Кардиологи Фридман и Розенман (Freedman and Rosenman, 1974) обнаружи­ли, что вероятность возникновения сердечных болезней зависит от типа личности сильнее, чем от любого из прочих факторов. Среди менее значимых оказались куре­ние, избыточный вес, высокий уровень холестерина в крови и недостаточная физи­ческая активность. Кардиологи отнесли личности со склонностью к сердечным за­болеваниям к типу «А», а личности, для которых проблемы с сердцем маловероят­ны, — к типу «Б». Люди с личностью типа «А» склонны к соперничеству, нетерпеливы, дисциплинированны, им постоянно не хватает времени. Они легко расстраиваются, могут целиком погружаться в пустяковые проблемы, и их жизнь полна стрессов. Недавно проведенные Американской ассоциацией кардиологов (American Heart Association, 1990) исследования позволяют предположить, что люди с личностью типа «А» испытывают сильные чувства враждебности и неприяз­ни к окружающим, и именно этот факт, а не сам характер их личности приводит к повышению вероятности развития у них болезней сердца. В выдержке из статьи, приведенной в Приложении 9.2, объясняются причины повышенной вероятности инфаркта у людей с таким типом личности.

Тем не менее у личности типа «А» есть и свои преимущества. Ис­следования Гласса (Glass, 1981) показали, что люди с личностью типа «А» обычно лучше учатся и зарабатывают больше денег, чем люди оди­накового с ними уровня интеллекта, но с личностью типа «Б». Его от­крытия получили подтверждение в исследованиях Мэтьюса (Matthews et al., 1981), которые обнаружили, что авторами лучших работ по психологии являются психоло­ги с личностью типа «А». Недавние исследования показали: несмотря на то что муж­чины с личностью типа «А» сильнее подвержены инфарктам, вероятность выздоров­ления для них выше, чем для мужчин с личностью типа «Б».

Люди с типом личности «Б», напротив, менее честолюбивы, более терпели­вы, и им легче удается расслабиться. Они, как правило, меньше курят, и у них ниже содержание холестерина в крови. Тем не менее даже если исключить из рассмотрения два последних фактора, то все равно у них реже бы­вает инфаркт. Чтобы помочь людям с личностью типа «А» избавиться от враждебных чувств, изменить свое поведение и больше походить на личности типа «Б», психологи применяют групповую психотера­пию. Но поскольку большинство психологов и кардиологов сами относятся к личностям типа «А», то непросто найти спокойных и раскованных руководителей для се­ансов групповой психотерапии. Однако, если для руководства группой все же най­ден специалист с личностью типа «Б», с членами группы происходят заметные изме­нения.

Личность типах Б»: характерно спо­койствие и урав­новешенность.

Упражнение 9.7

Укажите, к какому типу относятся личности описанных ниже персонажей — к типу «А» или к типу «Б».

а. Улисс очень терпелив. Он может часами выпол­нять кропотливую работу, которая вызвала бы раз­дражение у другого человека. ___________

б. Валери не интересуется продвижением по служ­бе. Она предпочитает свою теперешнюю работу, поскольку у нее установлено регулярное время обеденного перерыва, в которое она может рассла­биться и побыть с друзьями. ____________

в. Эвита одержима учебой. Она занимается каждую свободную минуту, чтобы быть уверенной в том, что закончит колледж с отличием. ____________

г. Клаудио не выносит, когда приходится терять вре­мя в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задержи­вает. ____________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Упражнение 9.8

Расскажите, как можно помочь людям с личностью типа «А»

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

Существуют некоторые характеристики личности, которые хотя и не приводят к физическим болезням, тем не менее мешают повседневной жизни и нормальной адаптации. Если в вашей жизни присутствуют такие факторы стресса, как чувство вины, бессонница или шок от столкновения с непривычными для вас проявлениями культурной среды, то вы столкнулись с адаптационными проблемами. В лучшем случае ваша жизнь будет приносить вам недостаточное удовлетворение и удовольствие. В худшем — чувство вины, бессонница и культурный шок могут быть причиной тя­желой депрессии.

Чувство вины

Чувство вины испытывал каждый человек. Вспомните какой-нибудь свой по­ступок, который вызвал это чувство. Быть может, однажды вы, сказавшись боль­ным, не пошли на работу, хотя были в тот день абсолютно здоровы. Или, возможно, вы оставили больного друга одного дома, а сами отправились развлекаться. Когда вы в последний раз звонили или писали своей одинокой бабушке? Чувство вины по­рождает угрызения совести. Оно возникает, когда вы нарушаете свои собственные внутренние моральные принципы.

Чувство вины вполне естественно, нормально и даже необходимо для поддер­жания моральных принципов и правил в любом обществе. Но почему одни люди испытывают более сильное чувство вины, чем другие? Очевидно, у них более стро­гие понятия о морали. Роттер (Rotter, 1966) предположил, что неко­торые люди сильнее других ощущают ответственность за свои поступ­ки. Он назвал их интерналами, то есть людьми с внутренним локусом контроля. Интерналы считают, что они сами управляют своей судьбой. Людей с противоположными взглядами Роттер назвал эк-стерналами. Экстерналы думают, что все происходящие с ними со­бытия лично от них почти или совсем не зависят. Они считают себя жертвами случая или судьбы. Фэйрес (Phares, 1976) обнаружил, что интерналы в своих неудачах винят самих себя и испытывают более сильный стыд и вину, чем экстерналы.

К сожалению, чувство вины иногда бывает необоснованным и преувеличенным, и тогда оно может нанести вред. Неоправданное чув­ство вины может стать причиной постоянной усталости, фригидности и даже самоубийства. Причины возникновения болезненного чувства вины часто вытесняются из памяти. В таких случаях необходимо с помощью специалиста из­влечь эти причины из сферы бессознательного. После этого становится возможным оценить адекватность чувства вины. По рекомендациям Льюиса (Lewis, 1992) про­стейший метод справиться с чувством вины — это смириться с ним и дать этому чувству постепенно угаснуть. Не признавать же свою вину вообще — опасно.

Упражнение 9.9

Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них высказаны людь­ми с внутренним локусом контроля (интерналами), а какие — людьми с внешним локусом контроля (экстерналами).

а. Мне повезло, что я успел приехать в этот район

вовремя. ___________

б. Если бы у меня был хороший преподаватель, я сдал бы зачет по этому предмету. ___________

в. Победить в теннисном турнире мне помогли дол­гие годы тренировок.

г. Как глупо с моей стороны было забыть намазаться солнцезащитным кремом; теперь у меня солнеч­ные ожоги.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Локус контроля: качество,ха­рактеризующее склонность че­ловека приписы­вать ответствен­ность за резуль­таты своей дея­тельности внеш­ним сила (экс­терналы) либо собственным усилиям и спо­собностям (интерналы).

Приложение 9.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ДВА СПОСОБА ЛЕЧЕНИЯ БЕССОННИЦЫ

Психологи, которые занимаются ле­чением бессонницы, обнаружили, что ча­сто назначаемый в таких случаях седативный препарат триазолам (Halcion®) дей­ствует быстрее, чем психотерапия, но психотерапия в конечном счете оказыва­ется эффективнее. В эксперименте уча­ствовали тридцать человек, страдавших хронической бессонницей, которые по их собственным оценкам и по оценкам их родственников тратили на засыпание в среднем почти полтора часа.

Во время лечения, которое продол­жалось три недели, половина участников эксперимента принимала триазолам, а половина посетила шесть сеансов психо­терапии. Сеансы психотерапии состояли из обучения упражнениям на мышечную релаксацию и на устранение раздражите­лей. Предлагались следующие советы: ложитесь спать и вставайте в одно и то же время; если вам не удается заснуть в те­чение получаса, вставайте и занимайтесь чем-нибудь до тех пор, пока не почув­ствуете сонливость; ложитесь в кровать только для того, чтобы спать или зани­маться сексом; не пейте жидкости перед сном и не спите днем.

На второй неделе эксперимента чле­ны обеих групп стали засыпать быстрее, но у пациентов, принимавших лекарство, улучшение было более заметным. К чет­вертой неделе пациенты, посещавшие сеансы психотерапии, догнали вторую группу и намного обгоняли ее в последу­ющие пять недель после окончания лече­ния. К этому времени им удавалось зас­нуть в среднем за 35 минут, в то время как у принимавших лекарство на это ухо­дило более часа; кроме того, утром они чувствовали себя более отдохнувшими. Эти результаты заставляют все больше сомневаться в полезности триазолама, у которого к тому же есть серьезные по­бочные эффекты — привыкание, бессон­ница и иногда ухудшение памяти.

Источник: (1991, March). Two treatments for insomnia. Harvard Mental Health Letter, 6.

Бессонница: затрудненное засыпание и/или некрепкий сон с частыми про­буждениями.

Бессонница

Одной из распространеннейших проблем саморегуляции организма является бессонница или неспособность заснуть, которой страдает едва ли не треть человече­ства. Страдающего бессонницей по ночам одолевают тревоги или чув­ство вины. Лежа без сна, человек находит все новые причины для стра­ха и начинает бояться, что сон не придет к нему никогда. Подобные дополнительные опасения приводят к тому, что заснуть становится еще труднее. Медики единодушны в том, что бессонница не излечивается с помощью медикаментов (National Institutes of Health, 1984). Хотя лекарства и помогают на короткое время, в конечном счете психотерапия оказывается более эффективным методом лечения бессонницы (McClusky and others, 1991). В статье из Приложения 9.3 описываются результаты работы Маккласки. Чтобы избежать возникновения бессонницы, психологи советуют постоянно соблюдать режим, вклю­чающий в себя ежедневные физические упражнения, не содержащую кофеина дие­ту (исключить кофе, чай, колу и шоколад), а также релаксацию перед сном (теплая ванна, просмотр спокойных телепередач или слушание музыки).

Упражнение 9.10

Мистер И. страдает бессонницей. Пометьте галочкой, какие из перечислен­ных ниже советов вы рекомендовали бы ему применить, чтобы избавиться от этой проблемы:

______ принимать снотворное.

______ есть на ночь шоколад.

______ не употреблять кофе.

______ ежедневно заниматься физическими упражнениями.

______ перед сном заниматься активными видами деятельности.

______ перед сном принимать теплую ванну.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

«Культурный шок»

Приходилось ли вам бывать в других странах и испытывать трудности, связан­ные с привыканием к чужим для вас обычаям? Когда американки путешествуют по странам, где женщины не столь независимы, как на их родине, они обычно испыты­вают фрустрацию и стресс. Почти всем иностранцам бывает трудно привыкнуть к странной пище, изменениям в режиме сна, незнакомому языку и различиям в систе­мах ценностей. Все эти проблемы приводят к расстройству, которое иногда может даже подорвать здоровье, — к «культурному шоку».

Если вы не являетесь уроженцем той страны, в которой живете, то, вероятно, можете вспомнить некоторые из проблем, возникавших у вас сначала. (Возможно, какие-нибудь из этих проблем не решены у вас до сих пор.) Как уже упоминалось ранее в этой главе, американская культура принадлежит к числу немногих культур, основанных на индивидуализме. Представителю культуры, в которой семье прида­ется больше значения, чем отдельной личности, будет гораздо труднее даже просто прочитать эту главу. Гринфилд (Greenfield, 1992) сообщает о трудностях, испыты­ваемых обучающимися в США студентами с Филиппин, из Мексики и Китая. Их родители ожидают, что они будут ставить интересы семьи выше своих личных по­требностей, возникающих в процессе учебы. Эти студенты страдают от кризиса, вы­званного противоречиями между их собственной культурой, которая отдает предпочтение семейным ценностям, и американской культурой, которая выдвигает на первый план личный успех. При любом выборе неизбежно возникает стресс и чув­ство вины.

Приложение 9.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

КАК ПЕРЕЖИВАТЬ НЕПРИЯТНОСТИ

Д-р Линда Джеймс Майерс (Linda James Myers), профессор психологии и психиатрии в университете штата Огайо, рекомендует:

Проявите терпение. Если вы будете фор­сировать процесс преодоления неприят­ностей и ставить себе нереальные цели, ваши ожидания могут не оправдаться. Неприятности не проходят за одну ночь.

Мыслите позитивно. Бывают случаи, ког­да человеку настолько плохо, что кажет­ся, хуже и быть не может. Но попытай­тесь и в этой ситуации найти хорошие сто­роны. Взгляните на свою неприятность как на представившуюся возможность для личного роста и развития.

Старайтесь не жалеть себя. Если вы по­грязнете в жалости к самому себе, то тем самым только продлите свои страда­ния и замедлите процесс преодоления неприятностей.

Опирайтесь на духовные ценности. По мнению Майерс, те, кто имеет «духов­ную основу», легче справляются с непри­ятностями. Какова бы ни была ваша ду­ховная опора — глубокие религиозные чувства, философские убеждения или внутренняя вера в успех, — используйте ее в качестве отправного пункта для пре­одоления неприятностей.

Старайтесь не упускать из вида полную картину. Неприятности могут сыграть важную роль в росте и развитии челове­ческой личности. Негативные пережива­ния могут предоставить возможности для личностного роста. Недаром говорится, что жизнь подчиняется закону единства и борьбы противоположностей, и для того, чтобы по-настоящему оценить хорошее, надо познать и плохое.

Не стесняйтесь просить помощи.

Источник: Johnson, M. (1993, April). Coping with adversity. Essence, 78.

Что можно сделать для облегчения последствий «культурного шока»? Триендс (Triands and others, 1988) дает некоторые советы людям с индивидуалистическими ценностями, попадающим в культурную среду с коллективными ценностями, и на­оборот. Если вы, например, являетесь американцем (обладаете индивидуалистичес­кими ценностями) и приехали в Китай или пришли в гости в китайскую семью, жи­вущую по соседству (преобладают коллективные ценности), то для привыкания и сведения к минимуму «культурного шока» вам следует:

• Предварительно выяснить, кто входит в данную группу и кто является в ней лидером.

• Обратить особое внимание на то, чтобы ваше поведение находилось в гармо­нии с поведением остальных и соответствовало обстановке.

• Проявить терпение и не ожидать быстрого возникновения тесной дружбы.

• Говорить почтительно и отзываться о самом себе скромно.

• Рассказать о своем общественном положении.

Если же вы принадлежите к культуре, где ценится сплоченность семьи (Мек­сика), и приехали в страну с индивидуалистической ценностной ориентацией (Анг­лия или США), то вам следует:

• Сосредоточиваться на личных взглядах и установках каждого человека

• Не бояться обсуждать личные выгоды и выступать с критикой.

• Быстро включаться в дело; для этого достаточно нескольких поверхностных дружеских реплик.

• Представлять себя в позитивном свете и описывать свои достижения.

• Стараться чувствовать себя вполне комфортно наедине с самим собой и не ожидать, что вас всегда будет кто-нибудь сопровождать.

Упражнение 9.11

Когда прошлым летом Бетси, которая живет в Америке, ездила в Шотландию, она легко привыкла к новой стране. Этим летом Бетси поехала в Таиланд и испыта­ла «культурный шок». Перечислите три причины, из-за которых «культурный шок», испытанный Бетси в Таиланде, значительно сильнее.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Термин психическое здоровье обычно обозначает отсутствие психических за­болеваний или проблем регуляции. Но так же как отсутствие конкретных физиче­ских болезней еще не означает, что человек здоров, отсутствие адаптационных про­блем еще не является достаточным условием психического здоровья личности. От­сутствие психических расстройств является лишь минимальным условием психического здоровья. Ниже приводятся некоторые рекомендации для поддержа­ния психического здоровья и достижения самочувствия зрелой личности (Allport, 1961;Mahoney, 1971).

• Не жалейте сил. Если вы по-настоящему увлечены своей работой, семьей, каким-нибудь делом или чем угодно, имеющим для вас большое значение, то вы будете лучше относиться и к самому себе.

• Не замыкайтесь в себе и проявляйте заботу об окружающих. Проявляя сострадание и теплоту к другим людям, вы начнете относиться к ним, да и к самому себе, терпимее. В результате у вас повысится ощущение защищен­ности и вам легче будет смириться с собственными слабостями.

События, вызывающие душевный подъем 3 страница - student2.ru

Рис. 9.6. Если мы не желаем просить помощи у окружающих, то адаптироваться становится еще труднее.

• Сосредоточьтесь на положительных сторонах своей жизни. Часто нали­чие проблем мешает человеку думать. Погребин (Pogrebin, 1980) предложил время от времени отводить целый день на развлечения и удовольствия. Возьмите на работе выходной и выспитесь в свое удовольствие. Затем спо­койно позавтракайте в ресторане вместе с каким-нибудь приятным вам че­ловеком. Сходите в кино, театр или на спортивные соревнования. День мож­но завершить прослушиванием любимой музыки и ванной. Все это делается с целью научиться радоваться простым вещам. В качестве альтернативы можно заставить себя составить на бумаге перечень минимум из пяти пунк­тов, где будет перечислено все хорошее, что есть в вас и в вашей жизни.

• Возьмите на себя ответственность за свою жизнь. Думайте о будущем и планируйте его заранее. Поставьте себе цели и выработайте в себе умения и навыки, которые помогут вам добиться этих целей. Признайте, что ваши ус­пехи зависят только от вас.

Наши рекомендации