Раздел ii социальное поведение человека

ГЛАВА 9. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

Общение и коммуникация

Понятие общения. В социальной психологии общение понимается как процесс и результат установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. В этом определении подчеркиваются три основные составляющие процесса общения: обмен информацией (коммуникативный аспект общения), взаимодействие (интерактивный аспект) и восприятие и понимание партнерами по общению друг друга (перцептивный аспект).

Выделяются следующие основные функции общения:

· информационная (коммуникативная);

· связующая (сплочения, контактная, интерактивная);

· эмоционального выражения (самовыражения, эмотивная, эмоциональная);

· самопознания (самоосознания, самоопределения).

Общение способно выполнять эти разнообразные функции, так как само является сложным, многоуровневым феноменом.

Виды общения.Выделяют различные виды общения: непосредственное и опосредованное, межличностное и массовое.

Непосредственное общение предполагает нахождение субъектов общения рядом друг с другом, передача информации происходит непосредственно от одного участника общения к другому без использования опосредующих средств коммуникации.

Опосредованное общение, как следует из термина, – это использование опосредующих средств коммуникации – телефона, писем, компьютерных средств коммуникации (чатов, ICQ) и т. д., что меняет восприятие партнера по общению, оказывает влияние на взаимодействие людей в общении.

Межличностное общение предполагает, что партнерами по общению являются отдельные личности, а не группы людей. Как показали исследования, межличностные контакты оказывают наиболее сильное влияние на установки и поведение личности, по сравнению с опосредованной информацией и массовым общением.

Массовое общение представляет собой: а) множественные контакты незнакомы людей в больших социальных группах; б) общение, при котором одна сторона представлена человеком или небольшой группой людей, а другая сторона – большой группой людей. Массовое общение может быть непосредственным (на митинге, общественном собрании) и опосредованным (с помощью средств массовой коммуникации).

Развитие общества и технологий, изменение положения человека в обществе влияет и на особенности общения в современном мире. К ним относятся:

· увеличение доли массового общения;

· увеличение доли опосредованного общения;

· возрастание количества контактов между людьми при одновременном снижении качества общения;

· появление квазиобщения, т. е. мнимого, кажущегося общения.

Понятие «коммуникации». Специфика коммуникации в человеческом общении. Коммуникация в общении предполагает обмен между партнерами различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. В человеческом общении она имеет свою специфику, не позволяющую рассматривать ее по аналогии с процессом передачи информации в теории информации.

Первая специфическая особенность коммуникации заключается в том, что это интерсубъектный процесс. Каждый участник коммуникативного процесса предстает как активный субъект, воспринимающий и перерабатывающий информацию. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а активный обмен ею.

Второй особенностью коммуникации является то, что обмен информацией обязательно предполагает изменение поведения партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько это удалось.

В-третьих, принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Более того, у общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации общения, это повышает эффективность коммуникации.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, использующихся в коммуникативном процессе, соответственно которым различают вербальную и невербальную коммуникации.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Она является универсальным средством коммуникации, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальная коммуникация.Данный вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую; 2) пара- и экстралингвистические; 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт. Средства невербальной коммуникации выполняют такие функции, как дополнение речи, замещение речи, выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.

Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику и предстает как свойство общей моторики различных частей тела. В настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально изучает данные проблемы.

Пара- и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. В целях изучения особенностей пространственной и временной организации общения возникла особая дисциплина – проксемика. Ее основатель, Э. Холл, исследовал первые формы пространственной организации общения у людей. Так, он зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0–45 см); персональное расстояние (45–120 см); социальное расстояние (120–400 см); публичное расстояние (400–750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

Контакт глаз, или визуальный контакт. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. Визуальный контакт помогает выражать чувства по отношению к собеседнику, а также помогает регулировать разговор (точка в разговоре как бы «скрепляется» прямым взглядом в глаза собеседнику).

Особо следует остановиться на вопросе конгруэнтности (соответствия) вербальной и невербальной информации. Например, когда тон голоса, мимика и жесты человека соответствуют тому, что он говорит, у его собеседника, как правило, не возникает особых проблем с оценкой сообщения. В этом случае невербальное общение помогает нам понять сказанное. Однако невербальные сообщения могут противоречить словам говорящего, возникает неконгруэнтность вербальной и невербальной информации. В такой ситуации люди (осознанно или неосознанно) склонны доверять именно невербальной информации, поскольку она значительно меньше, чем вербальная, поддается сознательному управлению.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Социальная перцепция

Понятие социальной перцепции. Под социальной перцепцией понимается процесс восприятия социальных объектов.

Процессы социальной перцепции в полном объеме включают различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия (отдельная личность и группа). Ниже будут рассмотрены только процессы межличностной перцепции, или восприятие человека человеком. В самом общем плане можно отметить, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Итак, перцептивная сторона общения предполагает не просто восприятие, но более глубокое познание партнера. Здесь уместно поставить вопрос о механизмах такого глубокого познания. Считается, что такого рода познание собеседника неразрывно связано с самопознанием личности: чем лучше человек понимает сам себя, тем тоньше, при прочих равных условиях, он сможет понять другого человека, и наоборот. Исходя из этого положения, принято выделять следующие механизмы понимания партнера в процессе общения: идентификацию, эмпатию и рефлексию.

Идентификация, буквально обозначающая отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Идентификация и эмпатия помогают нам понять состояние другого человека.

Что касается рефлексии, то она помогает ответить на вопрос, как будет партнер по общению понимать меня. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Общение будет успешным, если партнеры более или менее объективно представляют себе то, как они воспринимаются друг другом.

Содержание и эффекты процесса социальной перцепции. Постижение человека человеком в процессе общения на первом этапе требует тщательного анализа особенностей его внешности, речи, действий, поведения в целом, направленный на создание общей концепции личности партнера. На основании такой концепции строятся взаимодействие и взаимоотношения с человеком.

Процесс формирования впечатления о другом человеке на первых порах представляет собой объединение отдельных признаков, сторон личности познаваемого человека в целостные понятия, в которых фиксируются наиболее существенные с точки зрения воспринимающего субъекта характеристики. Развивая свои представления о личности партнера по общению, люди склонны к выстраиванию логически связной, непротиворечивой системы представлений о нем. Стремление к построению непротиворечивого образа другого человека приводит в дальнейшем к избирательному отношению к его личностным характеристикам и свойствам. Характеристики и свойства, не вписывающиеся в созданную концепцию личности, либо упускаются из виду, либо не принимаются в расчет, либо подвергаются целенаправленной обработке с целью сделать их приемлемыми для включения в концепцию личности. Человек воспринимается как бы «в ореоле» своих главных личностных качеств, и этот «ореол» задает избирательность по отношению к информации об этом человеке. Данное явление получило название «эффект ореола» или «гало-эффект».

Одно из самых важных значений в формировании образа другого человека принадлежит первому впечатлению. Несмотря на то, что это впечатление выстраивается на основании ограниченного объема информации, оно приобретает достаточно устойчивый характер и во многом определяет последующую избирательность в восприятии и анализе свойств данной личности. Это явление получило название эффекта первичности.

Характеристики личности, воспринимаемые человеком, дополнительная информация, полученная о ней, если они противоречат оформившейся на уровне первого впечатления связной непротиворечивой концепции личности, не исчезают бесследно, а сохраняются. В случае достижения ими некоторого «критического уровня» они приводят к изменению предшествующей концепции личности партнера по общению и задают новый характер избирательности по отношению ко вновь получаемой информации об этом человеке. Это явление получило название эффекта новизны.

В процессе межличностного восприятия люди склонны упрощать свои представления о другом человеке, сводя их к заранее имеющимся шаблонам и сложившимся схемам восприятия. Такие шаблоны восприятия явления, процесса или человека носят название стереотипов; поэтому данное явление получило название эффекта стереотипизации. Стереотипизация облегчает восприятие незнакомых нам явлений и людей, сводя их к уже имеющимся у нас знаниям. Однако данный процесс может привести к значительным искажениям образа воспринимаемого объекта, а также к возникновению предубеждений как положительного, так и отрицательного характера.

Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка атрибуции.Теории каузальной атрибуции занимаются проблемой того, как люди объясняют себе явления объективной действительности, т. е., кому или чему человек приписывает причину действия.

Наиболее известной является теория каузальной атрибуции Г. Келли. Согласно этой теории приписывание причины человеческого поведения производится двумя способами.

В первом случае по следующими правилами:

1) согласия: если в различных ситуациях человек ведет себя так же, как и окружающие его люди, то в качестве основной причины его действий выступает склонность следовать другим;

2) отличия: если человек в разных условиях ведет себя по-разному, то в качестве основной причины его действий может быть рассмотрена ситуация (объект);

3) постоянства: если в различных ситуациях человек действует одним и тем же образом, то причина его действий кроется, возможно, в его внутренних состояниях;

Во втором случае приписывание причины производится в соответствии с другими правилами:

1) обесценивания: роль некоторой причины в данном действии обесценивается, если в наличии имеются другие допустимые причины;

2) усиления: если поступок имеет высокую значимость, требует самопожертвования и риска, причина поступка в большей степени будет приписываться человеку, совершившему его.

Особый интерес представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что также имеет место в межличностной перцепции. Исследования в этой области позволили выявить ряд закономерностей, которые влияют на восприятие и интерпретацию поступков. Они также показали, что наблюдатели склонны приписывать большую ответственность за происходящее деятелям, нежели ситуации; в то время как деятели в большей степени склонны винить ситуацию, чем себя. Этот феномен, как оказалось, носит универсальный характер и присутствует в большинстве ситуаций определения ответственности. Он получил название фундаментальной ошибки атрибуции.

Место и роль взаимодействия в общении. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Это та сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позвляющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Позиции партнеров по взаимодействию. Данный термин обозначает взаимный социальный статус партнеров по общению в данной конкретной ситуации общения. Наиболее известной стала модель взаимодействия, разработанная в рамках транзактного анализа, основанная на понятии «эго-состояния» личности (Э.Берн).

Под эго-состоянием понимается устойчивый тип восприятия и переживаний, связанный с соответствующим устойчивым типом поведения. Каждая личность имеет три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребенок. Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, взятые извне, в первую очередь от своих родителей. Эго-состояние Взрослого ориентировано на восприятие текущей реальности и получение объективной информации. Эго-состояние Ребенка содержит установки, переживания и поведение, характерные для детского возраста.

Взаимодействие может осуществляться с каждой из этих позиций (однако в текущий момент актуализированным может быть только одно эго-состояние). Эго-состояния общающихся людей придают взаимодействию специфику и влияют на его (взаимодействия) эффективность.

Понятие «трансакция» описывается Берном как взаимодействие партнеров по общению, занимающих определенные позиции. Выделяются следующие виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

Дополнительные трансакции возникают, если партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, одинаково понимают и направляют свои действия в ожидаемом другим направлении; пересекающиеся трансакции – когда партнер отвечает с «другой» позиции (если партнеры не найдут взаимопонимания, то взаимодействие может принять конфликтный характер); скрытые трансакции включают взаимодействие одновременно на двух уровнях – явном и скрытом, когда вслух говорится одно, а подразумевается при этом другое. Они предполагают глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения.

Ситуации взаимодействия.Следующим важным фактором, определяющим взаимодействие в процессе общения, является ситуация. Существует несколько классификаций ситуаций взаимодействия. Психологи выделяют основные черты взаимодействия: цели взаимодействия, правила взаимодействия, система ролей, языковые средства взаимодействия и т. д (М. Аргайл и А. Грэм). Эти черты определяют тип ситуации взаимодействия: официальные события, межличностное взаимодействие с друзьями и родственниками, встречи со знакомыми, формальные контакты, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

В классификации А. А. Леонтьева в основу выделения различных типов ситуаций взаимодействия положен принцип целей общения. На этом основании описываются социально-, предметно- и личностно-ориентированные ситуации. Взаимодействие в социально-ориентированных ситуациях направлено на изменение психологических характеристик групп людей в сторону их унификации либо рассогласования, в предметно-ориентированных ситуациях – на урегулирование совместной деятельности людей, в личностно-ориентированных ситуациях – на изменение психологических характеристик личности.

Э. Берн выделяет шесть типов совместного проведения времени.

1. Отсутствие – «психологическое» отсутствие партнера, когда он «мыслями и чувствами далеко».

2. Ритуалы – привычные, не несущие никакой смысловой нагрузки, кроме собственного повторения, действия.

3. Развлечения – полуритуальные разговоры на всем известные темы в целях приятного времяпровождения.

4. Совместная активность – целенаправленное взаимодействие.

5. Игры – такое взаимодействие, при котором каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой. Игры носят скрытый манипулятивный характер.

6. Интимность – свободное от игр общение, предполагающее теплое, заинтересованное отношение к партнеру по общению.

Межличностные отношения

Понятие «социального статуса» и «социальной роли». В процессе жизни в обществе, взаимодействии с окружающими людьми человек постоянно выполняет различные социальные функции. В зависимости от требований ситуации, ожиданий окружающих и своего социального положения человек совершает те или иные действия. Конечно, эти действия изменяются от ситуации к ситуации, но определенная мера устойчивости в жизнедеятельности каждого конкретного человека все же остается. Эта «неизменная составляющая» социальной деятельности каждого конкретного человека и получила название «социальная роль». Как уже сказано, она опосредуется положением человека в обществе и ожиданиями окружающих его людей.

Социальная роль – нормативно одобренное поведение, ожидаемое от каждого, кто занимает определенное положение в обществе.

Социальный статус – позиция человека в обществе по отношению к другим людям. Социальная роль может определяться как функция социального статуса.

Социальная роль определяет права и обязанности человека, который эту роль исполняет. Каждая социальная роль имеет два аспекта: ролевые ожидания и ролевое исполнение. Ролевые ожидания отражают тот факт, что роли существуют на уровне общественного сознания в виде определенных норм поведения, а ролевое исполнение свидетельствует о том, что роль реализуется в поведении конкретного человека. Согласованность ролевого ожидания и исполнения является основой эффективного социального взаимодействия.

Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Все роли, исполняемые личностью, можно условно разделить на собственно социальные и межличностные.

Собственно социальные роли с вязаны с социальным положением, профессией или видом деятельности (студент, частный предприниматель, иждивенец). Эти роли подразумевают наличие стандартизированной модели поведения, строятся на основе прав и обязанностей, независимых от того, кто их исполняет.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне и определяются индивидуальными особенностями человека (лидер, «бука», «домашний тиран» и т. п.). Каждый человек в жизни выполняет одновременно несколько социальных и межличностных ролей.

Можно также выделить активные и латентные социальные роли. Активные роли обусловливаются актуальной ситуацией и реализуются в определенный момент времени. Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации.

Зачастую ролевые требования приходят в противоречие и вызывают ролевой конфликт, который может быть обусловлен противоречием между межличностными и собственно социальными ролями. Он может быть также вызван несоответствием ролевого исполнения ожиданиям окружающих (межличностный ролевой конфликт), либо явиться следствием противоречия ролевых требований личностным особенностям человека (внутриличностный ролевой конфликт). Варианты разрешения ролевых конфликтов многообразны. В каждом случае многообразие исполняемых личностью социальных ролей осуществляет стабилизирующую (личность) функцию, позволяя достичь баланса положительных и отрицательных эмоций.

Характеристики социальной роли.К основным характеристикам социальной роли относятся: масштаб, способ получения, уровень эмоциональности, формализация, мотивация.

Масштаб социальной роли зависит от диапазона отношений, допускаемых ролью; чем шире этот диапазон, тем больше масштаб роли. К масштабным ролям относятся, например, роли супругов, родителей и детей; к маломасштабным ролям – роли продавца и покупателя.

Способ получения роли определяет то, насколько неизбежной, или, наоборот, труднодоступной, является та или иная роль для человека. К неизбежным ролям можно отнести социальные роли женщины / мужчины, молодого человека или старика и т. п., к труднодоступным – роли студента, кандидата наук и т. п.

Уровень эмоциональности роли задает возможности эмоционального проявления субъекта, который эту роль исполняет. Существуют роли, предписывающие эмоциональную сдержанность (врач, чиновник), в то время как другие – эмоциональность (влюбленные).

Формализация определяет специфику межличностных отношений носителей социальной роли. Одни роли допускают установление формальных отношений между людьми (чиновник, продавец), другие – проявление неформальных отношений (друзья, соседи).

Мотивация роли зависит от тех мотивов, которые обусловили исполнение личностью социальной роли. Без сомнения, выбор одной и той же социальной роли (например, роли супруга/супруги) может быть обусловлен различными мотивами. Мотивация вносит нюансы в исполнение человеком социальной роли.

Социальные роли и развитие личности. Процесс развития личности человека часто выступает как динамика освоения им социальных ролей. Особо ярко это проявляется в детстве, когда дети играют в сюжетно-ролевые игры. В результате они усваивают различные социальные функции, учатся взаимодействовать с другими людьми, развивают свои способности рефлексировать.

Наши рекомендации