Индивидуальные методы воздействия на осужденных
Наиболее распространенным индивидуальным методом воздействия сотрудников на осужденных в пенитенциарных учреждениях является беседа.
Беседа – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации, изучения личности и воздействия на нее (в психоанализе, бихевиоризме, нейролингвистическом программировании, гештальттерапии, логоте-рапии, трансактном анализе, дианетическом и других направлениях).
Часто это важнейшее, а иногда и единственное средство взаимодействия персонала пенитенциарного учреждения и осужденных, особенно психолога, социального работника и начальника отряда. Поэтому следует обращать особое внимание на психологическую сторону бесед, совершенствование приемов и способов их проведения.
В беседе с осужденным ставятся задачи:
а) выяснить, как он намерен отбывать уголовное наказание, собирается ли работать или учиться;
б) разъяснить ему права и обязанности и т.п.
Типы (виды) бесед, их цель и структурное содержание, техника и методика проведения могут быть различными.
Например, в рамках трансактного анализа беседы ведутся по темам:
1. Деньги.
2. Семейные обеды.
3. Половые роли.
4. Кризис.
5. Темы и роли родительских сценариев.
6. Отношение к детям.
Беседа всегда обусловлена особенностями личности осужденного, поводом для ее проведения, временем и местом проведения, ситуацией, складывающейся в ее ходе. Несмотря на различия, все беседы служат одной цели – оказать помощь осужденному в решении жизненно важных для него проблем.
Данное обстоятельство не всегда правильно оценивается, однако обладает большим психологическим смыслом. Любой человек, нередко интуитивно, осознает, как с ним говорят: ради формы или по существу, искренне или фальшиво, желая добра или равнодушно и т.д. В соответствии с этим он определяет свою стратегию и тактику в беседе.
В рамках клинической модели неотъемлемыми составляющими беседы являются:
1) активизирование сфер, в которых возникли проблемы;
2) конфронтация и ее осознание клиентом;
3) интерпретация, чтобы клиент ее понял;
4) завершающий этап – подведение итогов.
Беседы, проводимые персоналом учреждения, можно разделить на две основные группы (вида).
Беседа направленная (фокусированная) имеет своей целью сосредоточить внимание осужденного на строго определенных фактах или явлениях. Сотрудник заранее знает, что ему нужно уточнить, выяснить, какую информацию получить или сообщить, какие ошибочные взгляды, установки осужденного необходимо иметь в виду в индивидуальной работе с ним. Деловитость, лаконичность, строгость – отрицательные черты индивидуальной беседы.
Программа и методы проведения индивидуальной беседы с осужденными (В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, Е.Н. Казакова, 2000):
1. Начало беседы.
1.1. Цели:
– установление психологического контакта;
– пробуждение интереса к беседе;
– «перехват» инициативы.
По первым двум-трем предложениям беседы определяют внутреннее отношение к ней собеседника.
1.2. Методы начала беседы.
1.2.1. Метод снятия напряженности (позволяет установить тесный контакт – это достигается высказыванием нескольких теплых слов).
1.2.2. Метод «зацепки» (поиск для осужденного интересующего его события).
1.2.3. Метод стимулирования игры воображения (постановка множества вопросов).
1.2.4. Метод прямого подхода (без вступления).
1.3. Общие рекомендации к началу беседы.
1.3.1. Обозначить цели беседы, определить последовательность вопросов.
1.3.2. Быть беспристрастным и объективным к собеседнику.
1.3.3. С самого начала беседы нужно постараться поставить себя на место собеседника.
Психологический контакт прерывается на словесном уровне (исчерпана тема разговора или сказана фраза: «Извините, тороплюсь») и на невербальном уровне (поворот туловища, понижение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т.п.). Наиболее распространенная ошибка в общении – сосредоточение внимания только на словесном уровне.
Беседа проходит несколько стадий развития.
1-я стадия – ориентировка в окружающих условиях и выбор объекта: встреча с партнером, осмысливание возможных затруднений при ведении разговора с ним.
2-я – привлечение к себе внимания объекта. Не продолжайте беседу, пока не убедитесь, что партнер обратил на вас внимание и хочет понять, с чем вы пришли к нему.
3-я – пристройка (приспособление) к объекту, или, по словам Станиславского, зондирование души объекта щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и видений субъекта.
4-я – передача своих видений объекту и воздействие на него, то есть попытка заставить партнера «увидеть внутренним зрением, что и как видит сам общающийся субъект».
5-я – восприятие отклика партнера на воздействие.
Беседа воспитательная (терапевтическая) ставит своей целью помощь осужденному в осознании его затруднений, их преодолении, выяснении причины негативного отношения к действиям администрации и т.д. Этот вид бесед имеет иной психологический смысл: важны не столько ответы осужденного на вопросы, сколько его поведение (тон, скорость, обдуманность, наличие колебаний, запинок, неуверенности, неопределенности). Нередко данный тип беседы недооценивается. Между тем именно она выступает чаще всего средством воспитательного воздействия (табл. 18).
Таблица 18