Исполнение наказания и применение исправительного воздействия на осужденных

Исполнение наказаний в настоящее время – это сложный правовой процесс, который применяется к осужденным с целью его исправления.

Основание для начала исполнения наказаний- это приговор суда, а также принимаемые им же постановления и определения, которые изменяют приговор:

Ø акт помилования ;

Ø акт об амнистии.

Исполнение наказание- применение к осужденному определенной совокупности уголовно-правовых мер, которые определяют условия отбывания наказания. Пока осужденный отбывает наказание соответствующие органы могут менять условия, в которых наказание может изменяться. Можно поменять работы осужденному, одежду, условия жилищные, можно изменить режим отбывания наказания (например, увеличить число свиданий). Можно условия отбывания наказания ухудшить- по предыдущем у исправительно-трудовому кодексу осужденному можно было ухудшить все стороны отбывания наказания. Например, питание можно ухудшить в 11 раз.

Есть две группы мер, с помощью которых можно воздействовать на осужденных:

1) Наказания;

2) Применение иных мер уголовно-правового характера.

Наказание в виде лишения свободы определяется исходя из режима: общего, строго или особого. Соответственно, можно изменить условия: т.е. изменить режим. А иные меры можно изменить уже в рамках конкретного режима.

В УК есть раздел о применении принудительных мер медицинского характера и конфискация имущества. В процессе отбывания наказания лицо может заболеть, например, и возможно применение медицинских принудительных мер.

Есть меры, предусмотренные в статье 85 и 86 УИК: меры особых условий и меры безопасности, которые применяются при определенных обстоятельствах (например, при пожаре, массовых беспорядках).

Предусмотрен порядок применения таких мер, указанных в ст. 85 и 86 УИК- например, сообщение в прокуратуру.

Есть ещё одна группа мер- меры воспитательного характера: любая мера наказания включает в себя кару и воспитательную меру. Кара уже уходит из законодательства. Например, в колонии есть сан обработка- в яму с хлором каждый прыгает с головой. Сейчас уже от этого уходят- запрещено этим пользоваться. Нельзя мыть людей в хлорной воде. Эта мера применялась без согласия и в ярком несогласии осуждённых. Кара- это меры воздействия, которые никак не связаны с нормативами.

А есть меры воспитательного характера. Они предусмотрены в зависимости от учреждения в перечне, который применяет администрация.

Есть ещё одна группа мер: основные средства исправления осужденного- ч.2. ст. 9 УИК. Законодатель дает исчерпывающий перечень этих средств. Его нельзя расширительно толковать и по аналогии применять иные средства:

i. Режим

ii. Воспитательные работы

iii. Профессиональная подготовка

iv. Общественное воздействие

v. Общественно полезный труд

vi. Получение общего образования

Все эти меры нужны в целях исправления осужденного. К конкретному лицу применяется конкретные меры воздействия. если меры не будут работать, то тогда осужденный раньше срока не выйдет.

Исправление- формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, к обществу, труду, правилам общежития, а также к действующему законодательству, обычаям, традициям.

Но отбывают наказания лица, которые далеки от знаний, морали. Они ближе к насилию, к алкоголю, к наркотикам. Как воспитать такого осужденного? Это сделать очень сложно. Такому осужденному нужно внедрить уважение к обществу. Осужденные, которые отбывают наказания, понимают, что им нужно вернуться в эти же условия.

Процесс наказания: с одной стороны, это государство в лице системы исполнения наказаний, должностных лиц этой системы, а, с другой стороны, это осужденные. Одна сторона- исполняющая наказание, а другая сторона- отбывающая наказание. Такие термины, как исполнение и отбывание наказания,- это две стороны одного процесса.

Сегодня исполнение наказаний понимается как создание администрацией исправительных учреждений необходимых условий для отбывания осужденными наказания. Под отбыванием понимается обязанность осужденных выполнять все требования, которые предусмотрены либо режимом, другими нормативными актами, либо указанием администрации.

Одной стороны без другой не воспринимается: например, осужденный обязан трудиться. Администрация должна создать условия для работы, т.е. предложить на выбор какой-либо вид деятельности. Либо нужно подготовить осужденного к определенному виду работ. Формируются бригады осужденных, которые работают на том или ином участке, понимая друг друга. До 1997 года администрация не создавала условия для осужденных: им давалось задание и инструменты. Никаких нормативов не было.

Сейчас законодательство изменилось и изменилось отношение к осужденному. И это дает основание к тому, чтобы исправление осужденного было реальным.

Сам процесс исполнения наказаний: законодатель использует и нравственные категории:

1) Для осужденных используются поощрения: например, за добросовестное отношение к труду.

2) Осужденные должны активно участвовать в воспитательной работе.

3) Осужденный должен доказать свое исправление.

Есть отрицательные категории:

1) Злостное нарушение- это повторное совершение одного и того же правонарушения после вынесения взыскания.

Совокупность мер воздействия на осужденных: каждый осужденный индивидуален. Каждый осужденный существенно отличается от другого.

Различают разное отношение к осужденным с точки зрения исполнения наказаний: дифференциация наказания. Есть уголовно-правовая, а есть уголовно-исполнительная.

Уголовно-правовая достигается путем законодательной классификации осужденных по двум группам признаков. Законодатель должен быть уверен, что определенные категории лиц должны отбывать наказание раздельно друг от друга. Это уже не воля судьи что-либо изменить в этом плане.

Признаки:

i. Социально-демографическим:

· Пол (мужчины и женщины отбывают наказание раздельно) По исправительно-трудовому кодексу 70 года был возможен совместный просмотр кинофильмов в одном зале- это только в качестве поощрения с одной и с другой стороны;

· Возраст: несовершеннолетние и взрослые.

· Образование: сейчас число с высшим образованием растет.

· Место жительства (осуждённые должны отбывать наказание по месту жительства либо по месту, где был вынесен приговор судом)

· Профессия: например, нельзя, чтобы в одной колонии отбывали наказание представители общеуголовной профессии (лица, которые совершают преступления общеуголовного характера). Нельзя, чтобы вместе с другими осужденными, отбывали наказания следователи, судьи. Поэтому для работников исправительных органов есть специальные места отбывания наказания.

ii. Уголовно-правовым (уже закреплена в УК):

· Форма вины: те, кто совершил по неосторожности, отбывают наказание отдельно от тех, кто умышленно.

· Рецидив: те, кто неоднократно совершал преступления также содержаться отдельно.

· Факт раннего отбывания наказания: лица, которые уже совершали преступления.

iii. Уголовно-исполнительная дифференциация: осуществляется только администрацией исправительного учреждения- предусматривается разный объем карательных правоограничений.

В основе такой дифференциации лежат психолого-педагогические критерии. Важно определять отношение осужденного к труду, к учебе, к администрации. Сейчас в каждом исправительном учреждении присутствуют психологические службы, там работают специалисты, в зависимости от того, какое учреждение по составу осужденных. Важно, чтобы психологи понимали, на что реагирует осужденный, а на что вообще не будет реагировать.

Осужденные в колониях общего режима не воспользовались правом телефонного звонка- 56%. От свиданий отказываются 39% процентов. Семья есть только у 45% и до 5% создают семью в процессе отбывания наказания. Есть службы, которые наблюдают за осужденными.

20.10.2011.

Наши рекомендации