Литературные направления: писатели и поэты
направление | отличительная черта направления | ФИО писателя или поэта | особенности стиля поэта или писателя, творчество которого относится к данному направлению |
1. Классицизм | Изображение человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством | М.В.Ломоносов | 1. Идея «просвещенного абсолютизма», под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха. На него не влияют ни Церковь, ни дворянство. 2. Стремление к разделению литературных произведений на жанры. |
2. Сентиментализм | Изображение личной жизни человека, его задушевных чувств | Г.Р.Державин | 1. В центре изображения – повседневная жизнь простого человека, его личные душевные переживания, его чувства и настроения. 2. Творчество Державина является предвестником реализма в русской литературе |
Н.М.Карамзин | Повесть «Бедная Лиза» - образец русского сентиментализма. ü Раскрытие особенностей личной интимной жизни человека; ü Культ чувств, сердечности, трогательной чувствительности; ü Ориентация на изображение «обычной» личности, имеющей своё достоинство и стремление к её раскрепощению; ü Противопоставление природы и ее чистоты порокам общества | ||
3. Связь классицизма и реализма | Д.И.Фонвизин | ü Творчество Фонвизина несёт в себе черты, противоположные русскому сентиментализму в литературе XVIII века. ü Его творчество проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. ü Основные идеи творчества Фонвизина: ü критика дворянского общества и его бездеятельности невежества; ü требование от дворянства подъёма политической сознательности и активности; ü указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства; ü пропагандирование борьбы с крепостничеством; ü включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплелись во всём творчестве Фонвизина | |
4. Зарождение черт реализма | А.Н.Радищев | ü гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма; ü хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма | |
5. Романтизм | Романтики интере- совались душеной жизнью человека, миром его чувств и страстей, наделяли своих героев чувствами и страстями исключительной силы , ставили их в необычные условия | В.А.Жуковский | ü романтическое двоемирие, то есть противопоставление печальной действительности идеального мира, созданного в стихах, и этот мир – либо мир прошлого, либо неведомые миры других стран; ü использование сюжетов народного творчества, сказок, преданий и легенд, которые также противопоставляются миру реальности; ü использование в лирике фантастики, таинственности, волшебства, которое противопоставлено всему обыденному; ü создание идеального мира с целью возможности мечтать и надеяться на счастье и любовь, блаженство и покой; ü достижение сильного, ярко выраженного психологизма в творчестве через раскрытие не только внутреннего мира другого человека, но и своего собственного; ü философичность, личные переживания автора о вопросах мира, счастья и т.п. |
А.С.Пушкин («южный» период творчества» | ü Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов; ü на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом (философия страстей. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени); ü "Песнь о вещем Олеге": не только использовано летописное предание и блестяще нарисована эпоха древнегреческого язычества, но и взят явно романтический сюжет чудесного таинственного предсказания. Здесь у Пушкина появляется тема поэта-пророка, не подчиняющегося никакой земной власти, наделённого силой безошибочного предвидения, которое выделяет его из среды обыкновенных людей; ü Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика «К морю»). Пушкин видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром в его стихотворении "Узник" орёл, стремящийся на волю , звал поэта улететь "туда , где синеют морские края"; ü Южные поэмы: "Кавказский пленник", «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью. | ||
М.Ю.Лермонтов (раннее творчество) | ü Романтические поэмы «Мцыри» и «Демон. ü В романтическом творчестве Лермонтова ярко выделяются две основные тенденции: это романтическое отрицание действительности, наиболее сильно отражённое в «Демоне» и стремление к идеалу, и вера в лучшую жизнь, отражённая в поэме «Мцыри». | ||
К.Рылеев | идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (К. Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова. | ||
Н.В.Гоголь | «Вечера на хуторе близ Диканьки»: ü реальная жизнь народа имеет черты поэзии, устремления к прекрасному и возвышенному; ü прозе и неустроенности жизни противопоставляется идеальный мир; ü используются сказочные сюжеты; ü реальность переплетается с вымыслом, а эпическое с лирическим | ||
М.Горький (раннее творчество) | В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободе представлены повествованиями умудренного жизненным опытом старого цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагим-оглы. | ||
6. Реализм | Изображение человека разносторонне. Писатели рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях формировался тот или иной герой произведение. Это умение дать типические характеры в типических обстоятельствах и является главной чертой реализма | А.С.Грибоедов | ü Комедия «Горе от ума» включает в себя черты классицизма (единство места и времени, ü пятиактное строение пьесы, деление героев на положительных и отрицательных, «говорящие» фамилии персонажей), ü черты романтизма (противопоставление героя всему окружающему обществу, приподнятость над бытом, вера в силу убеждения, возвышенность и мечтательность натуры, ощущение одиночества в конце комедии, использование дорожной темы в комедии) и ü черты реализма: отсутствие единства действия (одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий), вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (рассказ Фамусова о Максиме Петровиче), отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы, большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (то есть не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствуют не больше 7-8 сценических персонажа. |
А.С.Пушкин | Утверждение в литературе критического реализма. Широта охвата действительности и глубина проникновения в неё, раскрытие противоречий общественной жизни, всестороннее раскрытие человеческого характера, критика современности в согласии со взглядами народа и указание перспектив развития общества – всё это характерные черты пушкинского реализма | ||
М.Ю.Лермонтов | Роман «Герой нашего времени» - это синтез романтизма и реализма: ü Романтическая необычность героя, доминирование повышенного интереса к психологии личности, истории её становления и развития, романтические происшествия с героем, лирическая окраска пейзажа, общий романтический колорит – признаки романтизма. ü Протест против реалий действительности русской жизни выражается не через символ демона, присущий личности, а через саму личность, её характер, психологию, историю развития – это признаки реализма. | ||
Н.В.Гоголь | «Петербургские повести»: разрабатывается метод реализма «Мёртвые души»: широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов. | ||
И.А.Гончаров | ü Широкая эпичность, так как события, описываемые в романе, развиваются в течение 37 лет; ü Неторопливость, постепенность развития действия, что позволяет с большей полнотой проникнуть в суть характера главного героя и выведенного на основе его образа понятия «обломовщина»; ü Внутренний драматизм и др. | ||
А.Н.Островский | ü Через раскрытие семейных отношений автор раскрывает общие человеческие пороки; ü Развитие конфликта двух «партий»: старших и молодых, богатых и бедных, своевольных и покорных и т.п. ü Этот конфликт является одним из центральных в драматургии Островского | ||
И.С.Тургенев | ü Анализ психологии и характера главного героя; ü Раскрытие сути конфликта; ü Отражение многих черт и примет современной автору эпохи | ||
Н.А.Некрасов | «Кому на Руси жить хорошо» Раскрываются все грани и стороны русской действительности пореформенного времени | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин | Роман «Господа Головлёвы» - вершина русского реализма, так как отражает русскую действительность второй половины XIX века через описание семьи, которая переживает кризис семейных отношений. | ||
Н.С.Лесков | ü Освещение злободневных тем: ü угнетение крестьянства, ü быт простого народа и невозможно тяжелые условия жизни крестьян; ü ликвидация привилегий дворянства и др. | ||
Ф.М.Достоевский | ü особое место монолога, который призван помочь самораскрытию героев, обнажая их объективную натуру; ü использование приемов реализма (реалистичность страданий и картин жизни), ü глубокий психологизм, психологический анализ личности, характеров и поступков героев. | ||
Л.Н.Толстой | ü текучесть человека», динамика характера, «диалектика души»1-вот то, что стоит в центре внимания Толстого-психолога; ü Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти чудесной силой». Эта сила изображения жизни определяется непревзойдённым реализмом творчества Толстого; ü стремлением Толстого к реализму объясняется и то, что Толстой беспристрастно указывает недостатки в характере даже любимых героев. Он не скрывает, например, что Пьер Безухов с головой бросался в безудержный разгул, что Наташа изменила князю Андрею и т. п. ü стремление к глубочайшей жизненной правде вплоть до «срывания всех и всяческих масок» - основная черта художественного реализма Толстого. | ||
А.П.Чехов | ü Это художник иной эпохи и иного реализма, сказавший важные слова: «Мы все народ». Потому и «типы», характеры у него другие – емкие, построенные на неожиданных контрастах, смелом смешении разных красок, положительных и отрицательных черт, из которых и состоит обычно реальный человеческий характер с его «текучестью». ü Его художественное мастерство прозаика бесспорно, однако о нем с полным основанием говорили: «У Чехова за жизнью, как он ее рисует, вы не видите искусства». ü Для Чехова это не только собственный творческий принцип, но и свойство всякой подлинной, чуждой претензий литературы Чеховские «художественные воспроизведения» иногда были беспощадны («Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата № 6»), иногда доброжелательны («Душечка», «Невеста», «Дама с собачкой»), но они всегда художественны и поэтому всегда правдивы; в них тогдашняя Россия вошла во всей ее многоликости и неизменно узнавала себя. ü «В рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли», — говорил Толстой. ü Чехов – признанный мастер «малых» прозаических форм – рассказа и повести, его достижения и открытия в этой сфере позволили ему создать новаторские пьесы, где зрячая критика общественных и людских недостатков сочетается с поэтичностью, лирической смелостью и глубиной. | ||
Символизм: «Старшие символисты» «Младо- символисты» | течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника... | Д. Мережковский З. Гиппиус Ф. Сологуб И. Анненский В. Брюсов К. Бальмонт | Основные принципы символизма: ü символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов; ü ориентация на идеалистическую философию и мистицизм; ü предпочтение лирических стихотворных жанров; ü собственное мифотворчество; ü ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества; ü искусство как интуитивное постижение мира. |
А. Блок А. Белый В.Иванов Эллис | |||
Акмеизм | одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. | Н.С.Гумилев А. А.Ахматова (раннее творчество) О.Э.Мандельштам | Основные принципы акмеизма: ü освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; ü Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления; ü отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; ü стремление придать слову определенное, точное значение; ü предметность и четкость образов, отточенность деталей; ü обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; ü перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». |
Футуризм: Кубофутуризм Эгофутуризм «Мезонин поэзии «Центрифуга» | общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России. | Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский | Основные признаки футуризма: ü бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; ü отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; ü бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; ü поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; ü культ техники, индустриальных городов; ü пафос эпатажа. |
Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев | |||
Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин | |||
Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов | |||
Имажинизм | литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер. | В. Шершеневич, А. Мариенгоф, Р. Ивнев, С. Есенин, художник Б. Эрдман | Основные признаки имажинизма: ü главенство «образа как такового»; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; ü поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; ü эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; ü поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; ü текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала до конца. |
КОРОТКО
Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” – время и “топос” – место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают, как пространственно-временную модель конкретного произведении.