Заключительные замечания

Мы начали эту главу с указания на то, что наше восприятие тендеров в качестве «противоположностей» не подтверждается ре­зультатами исследований тендерных различий, а также с рассмот-

рения, как социальное познание гендера может объяснить наше стойкое убеждение, что различия между тендерами существуют. В частности, особое внимание обращалось на то, как присущие нам от рождения стратегии обработки информации могут способство­вать преувеличению тендерных различий. Основная идея здесь за­ключается в следующем: если у нас имеются ожидания относитель­но тендеров, то мы с большей вероятностью будем замечать и запоминать все случаи, подтверждающие наши ожидания. Это бу­дет происходить из-за того, что наши ожидания действуют как схе­мы. Схемы, разумеется, это когнитивные категории, помогаю­щие нам выборочно работать с информацией, которая в противном случае воспринималась бы хаотичным потоком стимулов.

Содержание групповых схем в значительной степени социально детерминировано. Другими словами, социальная информация, ос­нованная на поло-ролевой сегрегации, внушает нам, что опреде­ленные категоризации являются точными и соответствующими действительности. Все сказанное выше вполне справедливо и для тендерных схем. Сандра Бем (Bern, 1981, р. 362) объясняла широ­кое распространение методов обработки информации с использо­ванием гендерных схем как следствие «уверенности общества в фун­кциональной важности тендерной дихотомии»:

Типичный американский ребенок не может не заметить: поведение, которое родители, учителя и сверстники рассматривают в качестве приемлемого для того или иного человека, зависит от его пола... Таким образом общество учит ребенка двум важным вещам, связанных с тендером. Во-первых,... оно дает представление о совокупности связанных с гендером ассоциаций, которые могут выступать в качестве когнитивной схемы. Во-вторых, оно показывает, что дихотомия между мужчинами и женщинами имеет экстенсивную и интенсивную

значимость практически для каждого жизненного аспекта.

*

Концепция, признающая одновременное «различие и равенст­во» полов, кажется мне нежизненной. Одна из основных целей этой главы заключалась в том, чтобы показать, что тендерная кате­горизация может привести к возникновению пристрастного отно­шения к своей и чужим группам и что тендерная сегрегация вносит свой вклад в тендерную категоризацию.

Большинство социальных ролей выполняется главным образом либо мужчинами, либо женщинами, а большинство людей с само­го раннего возраста ограничивают свой круг общения представите­лями своего пола. Когда мы идентифицируем себя в качестве муж-

чины или женщины и начинаем в определенной мере формировать свою самооценку и идентичность на тендерной основе, у нас появ­ляется мотивация для взаимодействия главным образом с предста­вителями своего тендера. После этого начинают возникать различ­ные внутригрупповые и внегрупповые процессы, стимулирующие дальнейшее разделение и стереотипирование людей на тендерной основе.

У женщин, которых начинает тревожить свой более низкий, чем у мужчин, социальный статус, появляется чувство гордости за свою группу и солидарности с ней, основанное на взгляде на муж­чин как на представителей иной группы. При этом мужчины могут почувствовать, что их атакуют, и также начать рассматривать жен­щин как представителей чужой группы. Существование на протя­жении тысячелетий раздельных церемоний, ритуалов и сфер дея­тельности для женщин и мужчин во многом связано с меньшими возможностями женщин (Kimmel & Kaufman, 1994).

Социальные психологи для снижения остроты межгрупповых конфликтов часто рекомендуют заострять внимание на суперорди-натных целях, то есть таких целях, которые являются общими для обеих групп и достижение которых требует от них совместных уси­лий.

Для осуществления желаемых изменений в традиционных тен­дерных ролях может потребоваться разнообразная психологическая поддержка, например акцентирование внимания на той выгоде, которая последует из подобного взаимодействия, а также на том, что проводимые изменения согласуются с задачей создания равно­правного общества.

Вместо того чтобы смотреть на мужчин и женщин как предста­вителей двух разных групп, людей надо поощрять к созданию об­щественных институтов, в которых никто никого не рассматривает как врага. Также важно, чтобы оба гендера при оценке поведения друг друга не прибегали бы к стереотипам, не считали проявление слабости фактом неизбежным, обусловленным врожденной пред­расположенностью. Вместо этого людям нужно фокусировать вни­мание на ситуационных причинах различий между тендерами, таких, как дифференцированная социализация и тендерная сегре­гация социальных ролей. Это даст нам большую надежду на изме­нения и будет направлять наши усилия на то, чтобы эти изменене-ния произошли как можно быстрее.

Суперординатная цель (Superordinate aim)

Цель, которая является общей для конфликтующих групп. Ее достижение требует от них совместных усилий и может послу­жить снятию конфликта.

Тендерные схемы сохраняют свое влияние и способность проти­востоять изменениям потому, что они черпают силы из трех источ­ников.

Во-первых, они являются социально вознаграждаемыми и, как уже отмечалось в главе 1, общество оказывает ощутимое давление, заставляя придерживаться этих схем. Во-вторых, представляется так, что частично самоуважение можно черпать из гендерной иден­тичности. В-третьих, наши гендерные стереотипы действуют в ка­честве схем и управляют процессами обработки информации таким образом, что наблюдаемое нами поведение интерпретируется в со­ответствии с нашими ожиданиями. °

Легко можно впасть в разочарование в отношении перспектив изменения тендерных стереотипов, осознав, что их подпитывают столь мощные источники. Но надежда, безусловно, есть. Девайн (Devine, 1989) установил, что мы способны сознательно изживать в себе стереотипы в тех случаях, когда знаем об их существовании. Проведение образовательных бесед с людьми по поводу гендерных стереотипов и напоминание о них в тех случаях, когда люди прибе­гают к подобным стереотипам, также помогает избавляться от ген­дерных предубеждений (Geis, 1993). Воздействие схем может быть в значительной мере снижено в тех случаях, когда люди начинают осознавать, каким образом схемы могут сделать их мышление пре­дубежденным, и когда они начинают задумываться о примерах, которые не укладываются в рамки схемы (Cross & Markus, 1993). Большое значение имеют и исследования, направленные на пре­одоление расовых предрассудков. Кук (Cook, 1985) полагает, что для преодоления предубеждений необходимо выполнение многих условий. В связи с тендерными стереотипами можно ожидать, что для исправления сложившейся ситуации необходимы частые кон­такты с людьми, которые не укладываются в рамки стереотипов, в условиях, обеспечивающих равный статус, а также наличие соци­альной информации, из которой становится ясно, что схемы дол­жны быть изменены. Подробнее о том, как этого можно добиться на практике, мы поговорим в главе 7.

РЕЗЮМЕ

Когнитивные категории, называемые также схемами, позволяют сокращать объемы информации, которые нам приходится обра­батывать. Информация, согласующаяся с нашими схемами, с большей легкостью воспринимается, накапливается и воспроиз­водится.

Тендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно тендеров. Тендерные схемы находятся «во взведенном состоя­нии» и всегда готовы к управлению процессами обработки ин­формации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.

Когда люди замечают обстоятельства, не укладывающиеся в их схе­мы, они могут создавать подкатегории, которые позволят им сохранить общие стереотипы, либо же просто классифицировать их как исключение из правил. Вообще для того, чтобы изменить схему, необходимо приложить немалые усилия.

Поскольку наши ожидания и стереотипы приводят к тому, что мы замечаем лишь случаи, подтверждающие то, во что мы уже верим, то между тендером и определенными навыками, способ­ностями или поведением могут возникать иллюзорные корреля­ции. Люди часто видят такие корреляции, основываясь на весь­ма редких, но ярких примерах.

Наши тендерные стереотипы могут влиять на то, как мы ведем себя по отношению к другим людям, которые, в свою очередь, начи­нают демонстрировать поведение, соответствующее нашим сте­реотипам. Это называется самореализующимися пророчествами.

Тендерная сегрегация в вопросах распределения социальных ролей и выбора друзей способствует тому, что мы начинаем смотреть на представителей другого пола как на нечто нам противополож­ное. Подчеркивание гендерных различий вносит вклад в форми­рование пристрастного отношения к своей группе и предубеж­денного к чужой и провоцирует возникновение конфликтов между тендерами.

Присущие нам от рождения тенденции обработки информации на­ряду с особенностями нашей культуры, в которой подчеркива­ются тендерные различия, частично ответственны за тендерную категоризацию. Кроме того, индивид может испытывать эмоци­ональную заинтересованность в том, чтобы видеть тендеры раз­личными, так как частично его социальная идентичность берет начало от гендерных категорий.

Сильная идентификация с группой может стать мощным источ­ником формирования чувства идентичности, а принижение достоинств других групп способно повысить самооценку и моти­вировать борьбу, направленную на достижение социальных пе­ремен. При этом конфликты между группами обычно возника­ют вследствие преувеличения групповых различий и ощущения угрозы агрессии, которая всегда сопровождает сильную иденти­фикацию и принижение чужих групп.

Наши рекомендации