Напишите конспект по теме «Личность» по одному из учебников «Общая психология»
3.2. Раскройте основные понятия по теме «Личность»
- индивид;
- личность;
- человек;
- индивидуальность;
- субъект - субъектное отношение;
- личностный подход;
- индивидуальный подход;
- эндопсихическая организация личности;
- экзопсихическая организация личности;
- интраиндивидная подструктура личности;
- интериндивидная подструктура личности;
- метаиндивидная подструктуры личности;
- персонализация;
- потребность быть личностью;
- психоаналитические теории личности;
- экзистенциалисткие теории личности;
- активность личности;
- деятельность личности;
- направленность личности;
- фрустрация;
- самоосознание и самосознание;
- самооценка;
- уровень притязаний;
- самоотношение;
- психологическая защита;
- концепции развития личности;
- биогенетическая и социогенетическая теории развития личности;
Проведите тестирование самого себя по нескольким методикам (тестам) и
Сделайте анализ полученных результатов (рефлексия).
Напишите реферат по одному источнику из списка рекомендуемой литературы
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменко В. И. Психология характера подросткового возраста.- Киев: КГПИ, 1974.
Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.
Анастази А. Психологическое тестирование.- М.: Педагогика, 1982.
Асмолов А.Г.Личность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984.
Бассин Ф.В. О силе "Я" и психологической защите. Ж. Вопросы философии, 1969.
Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990.
Выготский Л. С. Проблемы развития психики. — Собр. соч., Т. 3. - М.: Педагогика, 1983.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, - М., 1988.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1987.
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - М., 1982.
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: МГУ, 1982.
Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
Ладанов И.Д. Психология менеджмента. - М., 1996.
Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. - М.: Наука, 1968.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения, Т. 1. - М.: Педагогика, 1983.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983.
Луков Г.Д., Платонов КК. Психология. - М.: Воениздат Минобороны СССР, 1964.
Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь, 1988.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М., 1986.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы - Л., I960.
Общая психология- М.: Просвещение.- 1986.
Общая психология. Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
Немов Р.С. Общие основы психологии - М., 1994.
Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., Педагогика, 1984.
Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. / Под ред. К. М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981.
Психология индивидуальных различий. Тексты.- М., 1982.
Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Т.2.,1989.
Рудик П.А. Психология. - М.: Изд. Ф. и С., 1958.
Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. - М., 1979.
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии - М., 1982.
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 1986.
Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1974.
Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М.: Педагогика, 1974.
4. MЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
4.1.Определение уровня самооценки личности[СТОЛЯРЕНКО]
Для работы выдается бланк самооценки личности
N1 | Качества | N2 | d | d |
Уступчивость Смелость Вспыльчивость Настойчивость Нервозность Терпеливость Увлеченность Пассивность Холодность Энтузиазм Осторожность Капризность Медлительность Нерешительность Энергичность Жизнерадостность Мнительность Упрямство Беспечность Застенчивость |
Первая инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите (проранжируйте) эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе N1, слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку «1» - слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повторяться
Когда выполните это задание, загните или прикройте левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны».
Вторая инструкция: «В графе 2 справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как Вы считаете, присуще Вам в наибольшей степени. Оценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».
Для завершения: а) работы отогните или раскройте левую часть бланка;
б) начиная с верхней строки, из оценки стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа;
в) результат запишите в графе d;
г) возведите его в квадрат и этот результат запишите в графе d 2;
д) сложите все значения квадратов;
е) запишите внизу этого столбика полученную сумму;
ж) помножьте полученную сумму на 0,00075;
з) из единицы вычтите полученное произведение.
В итоге Вы определили коэффициент ранговой корреляции, который может иметь значение от + 1 до - 1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции + 1, тем выше самооценка личности и наоборот.
Идеальная самооценка равна 0,5 , что бывает редко.
Самооценку до 0,65 принято считать нормативной, но, например, для профессиональных спортсменов характерна высокая самооценка в пределах 0,62- 0,85.
Завышенная самооценка может свидетельствовать о некритичном отношении человека к самому себе и служить конфликтогенным фактором.