Позы человека и его походка
Еще один элемент экспрессии — это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завершенной позы, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Перечисление отдельных элементов позы, например, «человек стоит, его голова наклонена вперед, руки опущены», мало что дает для ее понимания. Но если все движения тела объединить и зафиксировать на небольшой промежуток времени, то получится поза, символизирующая окончание беседы. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда.
Человеческое тело способно принять около тысячи различных устойчивых положений. В силу культурных, групповых традиций одни позы запрещаются, а другие закрепляются. Сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в присутствии стоящего партнера в нашем обществе не принято. На такие позы существует запрет, они классифицируются как вульгарные. Поэтому как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его поз свидетельствуют об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Например, в момент восприятия какой-то необычной информации человек может повернуться к соседу, приподнять плечи, наклонить голову вбок, показать пальцем на источник информации, удивившей его. Такие позы и сопровождающие их движения не запрещаются, но человек, использующий их, воспринимается как недостаточно воспитанный, его относят к «простолюдинам».
Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса. В повседневной жизни мы часто слышим: «он принял позу победителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т. д.
Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Замечено, что женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают расслабленную позу. Мужчины в этой же ситуации принимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны (217).
Смысл позы определяется ее рисунком. Однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. Так, большинством опрошенных нами людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» интерпретировалась как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру. А поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание.
Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В психологии невербального общения известны позы агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».
Наиболее распространенные позы в сочетании с другими элементами экспрессии описаны в книге А. А. Акишиной и др. (3). Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Исходя из имеющихся исследований, позы можно классифицировать на основе следующих критериев: 1) этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности); психофизиологические состояния (напряженная — расслабленная, активная — пассивная); по критерию соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); по критерию направленности позы (от лицом к лицу до спина к спине); на основе соответствия позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная).
Классификация поз предполагает анализ позы партнера. Поэтому позы чаще всего изучаются как важные компоненты невербальной интеракции. Исходя из этого, мы остановимся на рассмотрении поз, их психологической сути в третьей главе. Несмотря на эти особенности в изучении позы, они могут быть описаны и как экспрессивные элементы индивидуального невербального поведения. Например, поза приветствия: «опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться». Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить. Поза, выражающая неуверенность, нерешительность: «сесть на краешек сидения стула, чуть подавшись вперед». Во всем мире выглядит однообразно поза отдыха: «глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоняется назад».
В словаре эпитетов русского литературного языка (40) приводится около 70 определений позы, касающихся ее внешнего рисунка. Вот некоторые из них: античная, безобразная, грациозная, живописная, забавная, заученная, излюбленная, изысканная, милая, напряженная, небрежно-изящная, прекрасная, расслабленная, скованная, удобная, уродливая, элегантная и т. д. Исходя из этих определений, отражающих нюансы внешнего рисунка позы, следует, что она (поза) может быть расположена на шкалах, фиксирующих различные взгляды на нее. По критерию происхождения поза располагается на шкале «естественная — искусственная»; на основе критерия динамичности — на шкале «статичная — динамичная»; по критерию психофизиологическому на шкале «напряженная — расслабленная»; «энергичная — пассивная»; по критерию психологическому на шкале «психологически однозначная — многозначная»; на основе эстетического критерия на шкале «уродливая — прекрасная» и по критерию распространения на шкале «типичная — индивидуальная» и т. д. Из словаря эпитетов русского языка следует, что существует около 75 психологических значений позы, которые приводятся в произведениях русских писателей. В них говорится о позе, как о выражении состояния, настроения, черт характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая; наполеоновская; почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная и т. д. Богатство языка созвучно с богатством поз, которые может принимать человек, испытывая то или иное состояние, отношение. Но художник, писатель, создавая ту или иную позу и наделяя ее определенным психологическим значением, не претендует на научность своих наблюдений. Поэтому многие замечания о психологической специфике позы, имеющие место в художественнои литературе, не находят применения в современной психологии невербального общения. Парадокс заключается в том, что экспериментальная психология невербального общения, пренебрегая сведениями из художественной литературы, пренебрегая обыденным опытом, практически не добилась большего успеха, а порой ее данные выглядят более фрагментарными, чем описания писателями различных поз, или полностью совпадают с ними.
Проблема изучения позы заключается в том, что поза является сложным экспрессивным образованием, состоящим из движений различных частей тела, их сочетания и интенсивности выраженности. Поэтому она, как и вся экспрессия, «ускользает» от непосредственного анализа, для ее фиксации требуется использование технических средств, а затем поиск единиц ее анализа. И если технические вопросы решаются довольно легко, то представляет трудность выделение таких единиц анализа, которые бы были адекватны психологическому смыслу позы и не разрушали бы его.
В целом из экспериментальной психологии невербального общения известно, что позы могут выполнять следующие функции: расчленять поток речи на единицы, выражать состояние, отношение, статус человека, его качества личности и регулировать межличностные отношения в диаде и группе, возможно, и отношения между группами.
Выше мы отмечали, что позы человека оформляют его экспрессивный репертуар и влияют на другие элементы экспрессии. Например, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: «пристально оглядеть человека сверху — вниз или снизу — вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад». Но такие из элементов экспрессии, как жесты, мимика, могут быть рассмотрены вне позы человека. Наряду с ними существуют такие элементы экспрессии, которые теснейшим образом связаны с позой, — это движения ног и походка. Например, человек может топтаться на одном месте, т. е. стоя на одном месте (поза) переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу. Такие движения ног означают нерешительность. Поза мольбы о прощении, унизительная поза сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная поза сопровождается тем, что человек сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском языке есть такое выражение «шаркнуть ножкой». В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня «шаркнуть ножкой» — это проявить в шутливой форме услужливость.
Позы и походка придают осанку человеку. Вместе с этим существует традиция самостоятельного изучения походки как элемента экспрессивного Я личности. «Походка — лицо тела», — сказал Бальзак. Ему принадлежит один из первых трактатов, посвященных психологии походки человека, — «Теория походки» (16). В нем Бальзак вопрошал: «Разве нет ничего необыкновенного в том, чтобы заметить, что с тех пор, как человек научился ходить, никто не заинтересовался, почему он ходит, каким образом он ходит, может ли он научиться ходить лучше, какие движения он совершает во время ходьбы, нет ли способа заставить его ходить так, а не иначе, нет ли возможности изменить, изучить его походку; меж тем эти вопросы тесно связаны со всеми философскими, психологическими, политическими системами, какие существовали в мире» (16. С. 256). В перечне вопросов предлагается научная программа изучения походки человека в психологии, которая значительно отстала в этом вопросе от физиологии, рассматривающей бег и походку в связи с проблемами физиологии спорта
«Теория походки» — это произведение человека, который для изучения выбранного предмета использовал наблюдение и его разновидность — включенное наблюдение. Так можно было бы обозначить способы и приемы сбора информации о походке на современном языке. Несмотря на то, что «Теория походки» была впервые опубликована более ста пятидесяти лет назад (в 1833 году), ее можно назвать трудом, заложившим основы гуманитарного подхода к изучению экспрессии. Из своих наблюдений Бальзак сделал ряд выводов, которые, если не знать когда и кем сформулированы, звучат современно, порой новаторски по сравнению с некоторыми умозаключениями современных авторов. Вот, например, одно из них: «Взгляд, голос, дыхание, походка равно выразительны; но поскольку человек не в силах уследить за всеми четырьмя различными и одновременными выражениями своей мысли, ищите то, что говорит правду, и тогда вы узнаете все о человеке» (16. С. 269).
Из разнообразных работ известно, что походка имеет ряд характеристик: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы (25). Исходя из общих и индивидуальных характеристик походки, на основе ее рисунка и размера шага, говорят о походке: бесшумной, грациозной, деревянной, легкой, красивой, парящей, плывущей, порывистой, танцующей, упругой, устойчивой, элегантной, энергичной и т. д. В соответствии с возрастом человека выделяют походки: малыша, подростка, юношескую и старческую походку. По половому критерию выделяют походки: мужскую и женскую. На основе профессионального критерия описаны походки моряка, топ-модели, балерины, «воровская» походка и т. д. С точки зрения статуса человека говорят о походке «начальника», «хозяйственной» походке («человек проходит как хозяин...л — слова из известной песни) или о поступи Командора, или изрекают: «поступь выдала им богиню». С психофизиологической точки зрения походка представлена через ее ритм, темп, амплитуду движений, силу давления на поверхность: походка быстрая, медленная, неторопливая, сильная, твердая и т. д. В психологическом плане походка обычно трактуется в связи с состояниями, отношениями, чертами характера человека: уверенная, виноватая, властная, вкрадчивая, гордая, ленивая, печальная, смиренная, трусливая, смелая, подхалимская и т. д.
Ходит Спесь надуваючись, С боку на бок переваливаясь, Ростом Спесь аршин с четвертью, Шапка та на нем во целу сажень...
А. К. Толстой
В обыденном сознании характер походки связывается с физическим, психическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человеке. В экспериментальной психологии невербального общения изучены темпо-ритми-ческие характеристики походки человека и их связь с возрастом, полом, состоянием, типом темперамента. Эти параметры походки легко зафиксировать, их изучение носит объективный характер. Психологические ньюансы походки трудно поддаются фиксации, и в этом плане походка как элемент экспрессии не отличается от других ее составляющих. Но, несмотря на это, немногочисленные данные, обыденный опыт, художественная литература раскрывают психологическую и социально-психологическую суть походки человека, показывают влияние на нее групповых и культурных традиций (неторопливая, величественная, горделивая походка царя, лидера, начальника, вожака). В контексте с соответствующей позой походка несет информацию о статусе человека, о его состоянии.
Манера походки, ее стиль во многом определяется одеждой, а та в свою очередь модой. Усваивая стиль одежды, человек приобретает соответствующую ему походку. В этой связи можно говорить о «моде» на походку. Но учитывая тот факт, что из всех элементов экспрессивного поведения походка имеет наиболее тесную связь с темпераментом человека, соответственно, с его темпо-ритмическими характеристиками, заданными типом нервной системы, ее не так просто изменить. Возможно, выбор стиля одежды осуществляется на основе походки, а не наоборот.
Походка, как и другие элементы экспрессии, рассматривается в совокупности со всем экспрессивным репертуаром человека. Кроме позы, которая важна при ходьбе, уделяется особое внимание положению рук во время ходьбы. Г. Ниренберг и X. Калеро (129) приводят в своей книге сведения о том, как воспринимаются люди, отличающиеся характеристиками походки и движениями рук во время ходьбы. Они пишут, что если человек ходит быстро, размахивая руками, то он целеустремленный и решительный. Тот, кто всегда держит руки в карманах при ходьбе — критичен и скрытен, ему нравится подавлять других людей. Человек, находящийся в подавленном состоянии, волочит ноги, руки держит в карманах, голова у него опущена, глаза смотрят вниз. Люди, занятые решением какой-либо проблемы, ходят медленно, голова опущена, руки сцеплены за спиной. Самодовольные и заносчивые люди ходят с высоко поднятым подбородком, двигают руками энергично, ноги у них словно деревянные. Они идут впереди других людей, на некотором расстоянии от них. Г. Ниренберг и X. Калеро отмечают, что данные особенности походки в сочетании с проксемикой, позой, движениями рук позволяют определить безошибочно, кто лидер в конкретной группе.
Походка человека в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции и поэтому на ее основе можно говорить об устойчивых индивидных характеристиках человека, о его психомоторной активности. В целом, походка выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта, о чертах его личности), регулирует пространство общения, выполняет функцию социальной стратификации и т. д.