Проблема создания ювенальной юстиции

Аннотация: Данная работа посвящена раскрытию сущности ювенальной юстиции и ее проблемам на современном этапе. Систематизированы подходы к понятию ювенальной юстиции; исследованы правовые основы для ее создания, в том числе общепризнанные основные международные нормы; уделено внимание историческим аспектам ювенальной юстиции; выявлены проблемы создания, развития и перспективы ювенальной юстиции в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, несовершеннолетний, проблема, правонарушения, наказание, правосудие, социальный работник, потерпевший, колония, приют, тюрьма, преступник, социально-воспитательные учреждения.

Как особая система уголовного судопроизводства ювенальная юстиция возникла в конце XIX в. под влиянием идей гуманизма, развития личности, свободного воспитания. Идея о необходимости специальной защиты ребенка в ходе судопроизводства в России нашла свою реализацию лишь в начале XX в. К компетенции ювенальных судов были отнесены: все дела о преступлениях несовершеннолетних; дела о преступлениях взрослых, в которых несовершеннолетние выступали в качестве потерпевших; судебный надзор за исправительными учреждениями для несовершеннолетних правонарушителей.

В судах рассматривались дела трех категорий. Прежде всего, дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Затем дела, где несовершеннолетние были потерпевшими. И наконец, дела, связанные с беспризорностью, невыполнением родителями своих обязанностей, жестоким обращением с детьми и т.п.

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках.

Важный принцип существовавшего суда заключался в процедуре, когда каждое дело, прежде чем оно попадало на рассмотрение судьи, проходило через попечителя, который собирал по нему необходимые сведения, посещал несовершеннолетнего дома, знакомился с обстановкой его жизни, выяснял условия, способствовавшие совершению им проступка, беседовал с лицами, которые могли бы помочь исправлению подростка. Попечитель присутствовал на судебном разбирательстве и излагал судье полученные о несовершеннолетнем сведения. После приговора подросток находился под ответственным присмотром. Попечитель наблюдал за его поведением, помогал в разрешении социальных вопросов, беседовал, выдавал книги для чтения. При этом попечитель вел попечительскую книгу, в которую записывал свои наблюдения и выводы о поведении подростка. Еженедельно все попечители собирались на совещании у судьи, где обсуждались методы надзора и попечения, разбирались трудные случаи[122].

Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке».

«Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 процентов несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»[123].

Мировая ювенальная юстиция прошла долгий путь развития. Первый ювенальный суд был создан в Австралии, далее в Канаде, затем в Америке.

В России ювенальная юстиция просуществовала с января 1910 года до 1918 года. Декретами Советской власти от 17.01.1918 и от 04.03.1920 суды по делам несовершеннолетних были ликвидированы, ювенальная юстиция была упразднена и практически не получила дальнейшего развития в СССР.

В настоящее время, внедрение ювенальной юстиции в России обусловлено обязательствами, которые взяло на себя наше государство по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. При этом создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних было предусмотрено Концепцией судебной реформы 1991 г., принятой Верховным Советом РСФСР[124]. Однако в настоящее время как самостоятельная подсистема общего правосудия ювенальная юстиция в России отсутствует.

Отсутствие законодательных актов в области ювенальной юстиции привели к тому, что в ряде регионов России были предприняты самостоятельные попытки внедрения форм ювенальной юстиции в тех рамках, которые позволяет существующее законодательство. В порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции субъектов Российской Федерации апробируются опытные модели ювенальной юстиции. Внедрение ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки для организации действительно эффективной системы ювенальной юстиции в стране.

Как показали результаты мониторинга, проведенного Советом судей РФ[125], - ювенальные технологии используют в своей работе суды общей юрисдикции более 52 субъектов Российской Федерации.

Несмотря на положительные результаты внедрения системы ювенальной юстиции, есть сторонники и противники. Так, сторонники внедрения ювенальной юстиции считают, что она будет способствовать защите прав ребенка. Противники видят в специализированной судебной системе «попытку устранить последний барьер: барьер, который хоть кого-то еще удерживает от преступлений...», открыть шлюзы для «доносов на родителей и на педагогов, если те нарушают интересы ребенка...», «подавать на них в суд...», «сажать родителей за решетку», а последних лишить «права воспитывать своих детей в соответствии с их мировоззрением...»[126].

Мыцыков А.Я. оппонирует к противникам ювенальной юстиции, объясняя, что суд не может удержать подростка от преступления. Суд является последним звеном в системе институтов и структур, обязанных заниматься несовершеннолетними.

В целом ювенальная политика государства по отношению к малолетним преступникам должна быть направлена не только на их исправление, но и на защиту от пагубного влияния преступной среды[127].

В теории уголовного производства понятие ювенальной юстиции учеными рассматриваются по разному.

Так, ряд ученых, в частности Э.Б. Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы (не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции)[128].

В соответствии с другим подходом ряд авторов во главе с В.Д. Ермаковым предлагает включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей[129].

Таким образом, – группа указанных авторов во главе с В.Д. Ермаковым подошла к понятию «ювенальная юстиция» более широко и с социальным уклоном. Этими авторами был предложен проект Федерального закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации», в который они включили «совокупность правовых механизмов, медико-социальные, психолого-педагогические и реабилитационные, а также иные процедуры и программы, предназначенные для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций»[130].

Также этими учеными были включены в систему ювенальной юстиции ювенальная прокуратура и адвокатура, служба квалифицированных психологов и социальных работников и иные специалисты, а также специальные воспитательные и пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних[131].

В.Д. Ермаков представляет систему ювенальной юстиции как совокупность таких элементов, как «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, ювенальные органыследствия и дознания, суды по делам семьи и несовершеннолетних, ювенальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, приемные семьи, кураторские центры, реабилитационная служба для несовершеннолетних, коллегии адвокатов, правозащитные общественные организации, занимающиеся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних»[132].

Большинство авторов указывают на то, что центральным звеном ювенальной юстиции является суд. [133] [134]

В настоящее время в России сложилось два подхода к ювенальной юстиции и, соответственно, к установлению внешних границ системы ювенальной юстиции, то есть к определению того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов. В отличие от России, понятие «ювенальная юстиция» во всем мире связывается с ее главным звеном – судом по делам несовершеннолетних, что позволяет рассматривать данное понятие как правосудие.

Очевидно, что необходимость введения специальных ювенальных судов является насущной потребностью. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно основываться не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей. Задача ювенальной юстиции должна состоять в том, чтобы обеспечить максимально щадящую и формализовано - процедурную систему судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики несовершеннолетних, а также реализовать гибкую систему уголовно-правовых мер воздействия, преимущественно не связанных с лишением свободы. Должна иметь место ранняя профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних, что является проблематичным.

В результате детального анализа ситуации с внедрением в России ювенальной юстиции можно сделать вывод о том, что главной проблемой ювенальной юстиции в настоящее время является отсутствие четкой концепции на уровне правительства РФ. Это подтверждает разобщенность и несогласованность, а поэтому низкую эффективность разноведомственных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Список литературы:

1. Молокова, Г.С. Возрождение ювенальной юстиции в России // Бюллетень управления судебного департамента в Иркутской области. Иркутск, 2004. – № 21. – С. 7.

2. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии / Э.Б. Мельникова. – М.: Дело, 2000. – С. 12.

3. О Концепции судебной реформы в РСФСР : Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 44. – Ст. 1435.

4. Родителей в отставку // Даниловский благовестник, М.– 2009. – С. 28

5. Михайлова, А., Аносов, М. Проблемы ювенальной юстиции // ЭЖ-Юрист. – 2012. – № 21. – С. 15.

6. Карнозова, Л.М. Уголовная юстиция и гражданское общество. Опыт парадигмального анализа. М.: Р. Валент, 2010. – 480 с.

7. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция / Э.Б. Мельникова. – М.: Норма, 1999. – С. 21.

8. Ермаков, В.Д. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации» / В.Д. Ермаков, М.З. Ильчиков, Е.А. Абросимова, А.С. Автономов, Н.Л. Хананашвили: авторский проект. – М. – 1999. – С. 8-11.

9. Тетюев, С.В. Ювенальные суды: какими им быть в России // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. – № 2(7). – С. 28.

10. Мартинович, И.И. В Беларуси созрели предпосылки создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. – 2002. – № 8. – С. 49.

11. Ермаков, В.Д. Указ.соч. С. 23.

12. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Указ.соч. – С. 15.

13. Галкин, А.. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. – 2002. – № 7. – С. 16.

Арлашина В.И.,

студентка 4 курса группы С6404 Юридической школы

Дальневосточного Федерального Университета

Научный руководитель: Заровнева Галина Степановна

профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики

Дальневосточного Федерального Университета

Наши рекомендации