Формы самостоятельной работы
Базовая самостоятельная работа может включать следующие виды работ:
· работа с лекционным материалом, предусматривающая
· проработку конспекта лекций и учебной литературы;
· поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников
· информации по индивидуально заданной проблеме курса;
· выполнение домашнего задания или домашней контрольной
· работы, предусматривающих решение задач, выполнение
· упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
· изучение материала, вынесенного на самостоятельную
· проработку;
· практикум по учебной дисциплине с использованием
· программного обеспечения;
· подготовка к лабораторным работам, практическим и
· семинарским занятиям;
· подготовка к контрольной работе и коллоквиуму;
· подготовка к зачету и аттестациям;
· написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по
· заданной проблеме.
Дополнительная самостоятельная работанаправлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.
Дополнительная самостоятельная работа может включать следующие виды работ:
· подготовка к экзамену;
· выполнение курсовой работы или проекта;
· исследовательская работа и участие в научных студенческих
· конференциях, семинарах и олимпиадах;
· анализ научной публикации по заранее определённой
· преподавателем теме;
· анализ статистических и фактических материалов по заданной
· теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе
· статистических материалов.
Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех видах самостоятельной работы по курсу с выделением базовой самостоятельной работы (БСР) и дополнительной самостоятельной работы (ДСР), в том числе по выбору.
Для успешного обучения вам нужно правильно планировать свой день (работу, отдых). От правильного планирования зависит результат вашей образовательной деятельности.
Контроль самостоятельной работы студентов
Контроль самостоятельной работы осуществляет преподаватель в аудитории в отведенные для этой цели часы. Формы проведения контроля определяются преподавателем. К ним относятся:
- собеседование;
- устный опрос;
- контрольная работа;
- проверка индивидуальных заданий;
- деловая игра;
- компьютерное тестирование;
- зачет по теме (разделу).
Результаты контроля самостоятельной работы учитываются для оценивания успеваемости студентов при текущем контроле. Большое значение для студента имеет самоконтроль. Важно не просто получить положительную оценку, но проявить полученные знания. На контрольных занятиях нужно оптимально организовать свою деятельность, правильно спланировать время. Например, рассчитать, сколько минут приходится на каждый вопрос теста при наличии какого-то количества вопросов и времени. Обязательно мобилизоваться, не отвлекаться на посторонние предметы. Ответ на вопрос не обязательно вспомнить, его можно логически вывести из имеющихся знаний.
Методические указания по изучению разделов дисциплины
Раздел 1 Введение: ключевые понятия делового общения
Объект, предмет, методы науки делового общения. Современный хозяйственный руководитель, любой администратор призван решать две важнейшие задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. В практике современного специалиста любого профиля постоянно возникают трудности, связанные с:
- неумением анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личность и индивидуальность;
- с недостаточным пониманием индивидуально-психологических особенностей партнеров;
- неумением построить процесс общения с коллегами и клиентами;
- неумением контролировать и управлять своими психическими состояниями;
- неумением преодолевать психологические барьеры.
Для преодоления этих трудностей необходимо владеть высокой психологической культурой. У многих выдающихся теоретиков и практиков менеджмента, известных юристов и т. д мы находим подтверждение этим словам.
«Все хозяйственные операции можно свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».
Ли Якокка
«Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Дж. Рокфеллер
«Судье, сверх терпения и самообладания, необходимы известные навыки и искусство, чтобы направлять на надлежащий путь показания свидетеля, не смущая последнего и не заметая и без того неясную тропинку рассказа».
А.Ф.Кони
Объектом дисциплины «Деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и деловых ситуаций.
Предмет этой отрасли – разнообразные процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп.
Деловое общение, являясь одной из многих прикладных отраслей тесно связано с такими отраслями, как психологическая, социальная и т. д. Из психологии деловое общение активно использует, прежде всего, основные принципы и категории. К принципам или исходным положениям психологии относятся:
1) принцип детерминизма – признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой;
2) принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;
3) принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.
Из этих принципов следует, что возможно целенаправленное воздействие на психику человека, ее совершенствование, в том числе и методами психологии. На этих принципах основаны практически ориентированные, профессиональные знания, которые могут обеспечить повышение эффективности той или иной формы хозяйственной деятельности.
Правильно организованное деловое общение, под которым понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, способствует установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между людьми. Как и всякая другая научная дисциплина, деловое общение опирается на определенный комплекс базовых понятий или категорий.
Методы науки делового общения – это приемы и способы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами. Помимо традиционных методов: наблюдения, эксперимента и тестирования, к методам науки делового общения относятся:
- метод моделирования, который состоит в том, что создается теоретическая модель определенной деловой ситуации, которая воспроизводит ее самые существенные свойства и прогнозированные характеристики;
- метод системного анализа, применение которого позволяет рассматривать деловое общение как открытую, целостную, самоорганизующуюся систему, в которой обязательно присутствуют три основные подсистемы: сами деловые партнеры, межличностные отношения между ними и их деловые проблемы;
- метод анализа конкретных деловых ситуаций, суть которого состоит в том, что исследуются часто повторяющиеся в деловой практике конкретные ситуации и на их основе создаются матрицы коммуникативных навыков, техник и стратегий взаимодействия, используемые затем для упреждающей ориентации в ситуациях делового общения;
- метод деловых игр, особенностью которого является то, что по заранее заданному сценарию определенной деловой ситуации распределяются роли между участниками игры и осуществляется разыгрывание деловой ситуации с различной целевой направленностью.
На основе перечисленных выше методов уточняются и развиваются понятия и категории науки делового общения, отрабатываются средства, приемы, техники и технологии общения деловых партнеров.
Основные категории. Основная категория изучаемой дисциплины – психология личности. Под этой категорией понимается совокупность устойчивых психических качеств участников социальных, в том числе и деловых, взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Именно знание психологии личности помогут специалисту, работающему в системе «человек-человек», понять степень надежности партнера, способность его к сотрудничеству.
Вторая важнейшая категория изучаемого курса – общение. Именно в процессе общения обнаруживаются основные состояния и свойства личности, проявляется ее характер. В процессе общения с другими людьми происходит сложнейший процесс формирования личности.
Третья важнейшая категория – трудовая группа или команда. Деловая активность невозможна в современных условиях без соединения усилий нескольких или даже многих людей. Это возможно лишь при принятии общих правил, норм поведения, при выработке совместных целей. Современный специалист, особенно если в сферу его обязанностей входит руководство другими людьми, должен не только учитывать эти феномены, но и активно участвовать в их формировании.
С давних времен существуют определенные своды нравственных правил для врачей, учителей, представителей других профессий, имеющих дело с людьми. Обычно своды этих правил называют профессиональной этикой. Одной из важнейших форм профессиональной этики стала этика делового общения. Смысл правил и норм, объединенных в этике делового общения – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера.
Задачи курса. Деловое общение, опираясь на анализ психологии личности, процесса общения, рабочей группы, норм деловой этики, решает две основные проблемы:
- овладение методами диагностики, прежде всего умением анализировать собственные состояния, а также приемами описания особенностей других людей, включенных в деловое общение;
- выработка умений и навыков изменения, корректировки состояний того или иного субъекта путем применения специальных технологий.
На этой основе сформированные умения составляют залог успеха любых начинаний делового человека.
Теоретические предпосылки и основы науки делового общения. Деловое общение как особая область знания сложилась к середине ХХ века, когда со всей остротой встала проблема прогнозирования деловых отношений и делового взаимодействия, обусловленная, прежде всего объективными социально-экономическими причинами. Решающую роль в становлении теоретической основы науки «Деловое общение» сыграло развитие философско-этического и психологического знания.
В русле философско-этического знания сформировались ведущие этические традиции делового общения: восточная, западноевропейская и российская. Коротко остановимся на характеристиках этих традиций. Восточная традиция делового общения связана, прежде всего, с этическими учениями конфуцианства, буддизма и суфизма.
Этические идеи Конфуция характеризуют как теорию «управления людьми на основе добродетели». Главное место во взаимоотношениях между людьми Конфуций относит принципу «Жэнь» - человеколюбию. Служилые люди, по мнению китайского философа, должны руководствоваться принципом: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Конфуций подчеркивает первостепенное значение долга в общении: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде». Важное место в этой концепции занимает «путь золотой середины» - «самый высокий принцип добродетели». В общении с другими надо «держать два конца, но использовать середину», т.е. искать компромисс. Но на компромисс следует идти не ради него самого как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы, замечает Конфуций, и добавляет: «лицемерие – враг добродетели».
Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. Согласно основному нравственному закону буддизма, который проявляется как борьба между благородными свойствами человека и его дурными склонностями. Этичное, благородное поведение в общении с другими людьми включает «правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни». Правильная речь подразумевает воздержание ото лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, разъединяющего людей. Правильное действие – это воздержание от дурных поступков. Правильный образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество.
Особое место в восточной традиции занимает суфизм, который притягивал к себе людей, склонных к самостоятельному мышлению. Сущность развития личности в суфийской концепции заключается в стремлении к объединению людей. Истинное «Я» человека проявляется тогда, когда он начинает «с любовью открываться другим». Суфизм предлагает отказаться от такого поведения, которое разделяет людей, не выказывать недовольство по поводу ошибок других и не создавать неловких и трудных ситуаций в общении. Утверждая уважительное отношение к партнеру по общению, ориентированность на компромисс, восточная этическая традиция подготовила основы гуманистического делового общения.
Для западноевропейской традиции делового общения с самого начала характерна борьба двух противоположных тенденций: гуманистической и прагматично-улитаристской. Первая тенденция, более близкая к восточной этической традиции, утверждала принципы гуманистического делового общения. Свое начало она берет с античной философии, в которой человек выступал как высшая ценность. Особый интерес представляют диалоги Платона, в которых собеседники демонстрируют свое искусство общения в споре, в дискуссии, в постижении истины. Стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми было присуще и этике Аристотеля. Реально добродетель проявляется в поступках людей, в «образе их действий», как «известного рода середина» между такими принадлежностями порока, как «избыток и недостаток».
Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время. Особенно интересно продолжены конфуцианские идеи о первенстве долга перед выгодой в работах И.Канта, определившего любого человека как «цели самой по себе». Такое рассмотрение исключает использование одним человеком другого в качестве средства для достижения каких-либо целей. На основе этих положений Кант формулирует моральный закон общения как «практический императив»: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли формируется прагматично-утилитаристская тенденция, которая связывает деловое общение с жестким прагматизмом, расчетом, выгодой любой ценой. Эта тенденция развивалась в контексте политических и экономических теорий.
Помимо знаменитых постулатов итальянского мыслителя ХVI века Н.Макиавелли о том, что политика и мораль непересекающиеся плоскости и потому для завоевания политической власти все средства оправданны, это и многие экономические теории конца ХVIII – начала ХIХ века.
Созданный классиками политической экономии А.Смитом, Д.Рикардо, Дж. Миллем образ «экономического человека» руководствовался в своей хозяйственной деятельности только одним мотивом – экономической выгодой. Принцип экономической выгоды был возведен на уровень нормативной ценности. В маржиналистских экономических теориях «экономический человек» еще более очищается от «посторонних» моральных принципов, становясь «максимизатором полезности». Он не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых взаимоотношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.
Практически неизменным остается «экономический человек» и в неоклассических теориях экономистов начала ХХ века. В социологических западноевропейских теориях можно найти смягченную критику прагматично-утилитаристского подхода. Так Огюст Конт считал главным в постиндустриальном обществе достижение стабильности и гармонии. Гармонию он понимал как «согласованное взаимодействие личностей» и «наилучшее сочетание их интересов», присутствующее в любой деловой деятельности, связанной с общением людей – экономической, политической, духовной.
Э.Дюркгейм, как и И.Кант полагает, что поступать морально – это значит исполнять свой долг. Но, в отличие от Канта, он считает всякий долг конечным, ограниченным другими обязанностями. И потому «нравственность не может повелевать сверх меры промышленными, торговыми и тому подобными функциями, не парализуя их…»
Но наиболее резкой критике прагматично – утилитаристская модель деловых отношений была подвергнута в российской философской и социологической мысли. Особенно полно эта критика присутствует в экзистенциальной философии Н.Бердяев. Индивидуализму «экономического человека» Бердяев противопоставляет такое межличностное общение, которое строится на основе духовной общности людей, искренности и солидарности их интересов и намерений. Для характеристики такого общения он вводит термин «коммунион» взамен термина «коммуникация», который характеризует, по мнению Бердяева, лишь различные типы информационного сообщения между людьми.
В социологических теориях П.Лаврова и Н.Михайловского также отстаивались идеи общественного блага, социальной справедливости и солидарности. В становлении науки «деловое общение» решающую роль сыграли психологические предпосылки. Они сформировались на основе фундаментальных (общая психология, психология личности, социальная психология) и специальных (психодиагностика, психология профессиональной деятельности, экономическая психология, организационная психология) психологических теорий. Развитие общей психологии позволило более четко обосновать предмет психологической науки и определить ее основные понятия и категории, методы и функции. С отдельными направлениями в развитии общей психологии Вы уже познакомились в курсах «Психология и педагогика».
Структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, деятельностный подход выделили блоки психических процессов, которые участвуют в деловом общении. Персонологические теории, в которых доминируют три направления: психодинамическое, социодинамическое и интеракционистское, обосновали роль структуры личности в деловом общении. Они также установили влияние социальных детерминант на межличностные отношенные отношения и определили значение деятельности и когнитивных факторов в деловых отношениях.
Определение понятия «общение». Общение – основная форма человеческого бытия. Оно лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств Люди, легко вступающие в контакт и умеющие располагать к себе, скорее вызовут у нас симпатию, чем замкнутые.
Таким образом, мы можем сказать, что общение, в самом общем виде, не только форма жизнедеятельности, не только способ объединения людей, но и способ развития человека. Нет таких психических явлений, свойственных человеку, которые, так или иначе, не были бы включены в процесс общения. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает в том, что оно выступает способом передачи форм культуры и общечеловеческого опыта.
Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. Психологический смысл общения заключается в том, что в ходе него внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей. Это может происходить преднамеренно и непреднамеренно, добровольно или невольно, осознанно или неосознанно.
Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Значимость этой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
- нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
- наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
- становка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
- ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
- обсуждение интересующей проблемы;
- решение проблемы;
- завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Структура и функции общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.