Принятие решений в условиях риска

Принятие решений в условиях риска характеризуется тем, что поведение среды имеет случайный характер, причем в этой случайности имеются закономерности стохастического типа. В общем случае это проявляется в том, что существует некоторая вероятностная мера, в соответствии с которой возникают те или иные состояния среды. Причем ЛПР имеет определенную информацию об этом. В наиболее простом случае это выглядит так: если множество состояний среды Принятие решений в условиях риска - student2.ru конечно, то есть Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то вероятностная мера на нем может быть задана вероятностным вектором Принятие решений в условиях риска - student2.ru , где Принятие решений в условиях риска - student2.ru , Принятие решений в условиях риска - student2.ru – вероятность наступления Принятие решений в условиях риска - student2.ru -го состояния среды.

Считаем, что оценочная структура ЗПР задана в виде оценочной функции. Целевая функция представлена в виде матрицы выигрышей Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

Такая ЗПР называется также «игрой с природой».

  состояния среды
Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru
Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru
Альтернативы Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru
Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru   Принятие решений в условиях риска - student2.ru   Принятие решений в условиях риска - student2.ru
Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru
Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru   Принятие решений в условиях риска - student2.ru   Принятие решений в условиях риска - student2.ru
Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru

Выбирая Принятие решений в условиях риска - student2.ru -ю альтернативу, получаем один из выигрышей Принятие решений в условиях риска - student2.ru с вероятностью Принятие решений в условиях риска - student2.ru соответственно. Таким образом, исходом является величина Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Следовательно, сравнение альтернатив и сводится к сравнению соответствующих им случайных величин. Для этого используется математическая ожидание Принятие решений в условиях риска - student2.ru и дисперсия Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Математическое ожидание показывает величину ожидаемого выигрыша, а дисперсия – величину риска. Часто используется не дисперсия, а среднеквадратичное отклонение (СКО): Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Получаем двухкритериальную задачу.

Чтобы получить представление о математическом ожидании, рассмотрим следующую ситуацию: группа сдает три экзамена.

  Среднее
Оценка
Отклонение -1 -1 -1
СКО

Результат: 4 Принятие решений в условиях риска - student2.ru 1.

Другой пример:

  Среднее
Оценка
Отклонение -1 -1
СКО

Подход А. Использование обобщенного критерия: Принятие решений в условиях риска - student2.ru где Принятие решений в условиях риска - student2.ru - некоторая постоянная, определяемая ЛПР. Этот критерий – взвешенная сумма М и Принятие решений в условиях риска - student2.ru с весами 1 и (- Принятие решений в условиях риска - student2.ru ). При Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru , что характеризует ЛПР как человека, не склонного к риску. При Принятие решений в условиях риска - student2.ru , наоборот, Принятие решений в условиях риска - student2.ru , что характеризует ЛПР как человека, склонного к рискую Если же Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то, следовательно, ЛПР безразличен к риску.

Таким образом, Принятие решений в условиях риска - student2.ru – субъективный показатель меры склонности к риску (показатель осторожности). Будем считать, что ЛПР не склонен к риску ( Принятие решений в условиях риска - student2.ru ). Тогда критерий М будет позитивным, а Принятие решений в условиях риска - student2.ru – негативным. Возьмем из множества альтернатив Принятие решений в условиях риска - student2.ru две альтернативы Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Тогда Принятие решений в условиях риска - student2.ru , Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

Возможны два случая:

а) Альтернативы Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru сравнимы по Парето.

Пусть Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Тогда Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru (причем хотя бы одно из этих неравенств является строгим) Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru > Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то есть Принятие решений в условиях риска - student2.ru > Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Таким образом, в этом случае независимо от меры склонности ЛПР к риску (от значения Принятие решений в условиях риска - student2.ru ) Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

б) Альтернативы Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru несравнимы по Парето.

Пусть, пример, Принятие решений в условиях риска - student2.ru > Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru > Принятие решений в условиях риска - student2.ru (больше ожидаемый выигрыш и больше риск). Тогда Принятие решений в условиях риска - student2.ru > Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Таким образом, Принятие решений в условиях риска - student2.ru , если Принятие решений в условиях риска - student2.ru ; Принятие решений в условиях риска - student2.ru , если Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

В многокритериальной ЗПР основная трудность – в выборе одной оптимальной альтернативы из множества Парето-оптимальных альтернатив. Она легко преодолевается, если Парето-оптимальные альтернативы проранжировать по предпочтению. Это можно сделать с использованием вышеприведенных формул.

Найдем Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru , где Принятие решений в условиях риска - student2.ru – множество Парето-оптимальных альтернатив ( Принятие решений в условиях риска - student2.ru > Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru > Принятие решений в условиях риска - student2.ru ).

Назовем Принятие решений в условиях риска - student2.ru нижней границей несклонности к риску, а Принятие решений в условиях риска - student2.ru верхней границей несклонности к риску. Тогда всегда выполняется Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

Правила:

1) Если у ЛПР Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то для этого ЛПР ранжирование множества Парето-оптимальных альтернатив по обобщенному критерию должно совпадать с ранжированием по показателю ожидаемого выигрыша Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то есть более предпочтительней будет альтернатива с большим Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

2). Если у ЛПР Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то для этого ЛПР ранжирование множества Парето-оптимальных альтернатив по обобщенному критерию должно совпадать с ранжированием по показателю риска Принятие решений в условиях риска - student2.ru (есть более предпочтительной будет альтернатива с меньшим риском).

Показатель Принятие решений в условиях риска - student2.ru (мера склонности к риску) предлагается определять на основе психологических качеств ЛПР на основе наблюдения за тем, как ЛПР принимает решения в различных ситуациях.

Подход В. Использование отношений доминирования по Парето.

Пусть ЛПР не склонен к риску, тогда Принятие решений в условиях риска - student2.ru будет позитивным критерием, а Принятие решений в условиях риска - student2.ru –негативным.

Принятие решений в условиях риска - student2.ru Условие доминирование по Парето Принятие решений в условиях риска - student2.ru означает, что для альтернативы Принятие решений в условиях риска - student2.ru получается такой же (или больший) ожидаемый выигрыш, но с меньшим (или таким же) риском.

Окончательный выбор альтернативы производится из этого множества на основе неформальных добавочных соображений. При втором подходе производится сужение множества Парето с применением ранее изученных методов.

Пример: выбор варианта производимого товара.

Фирма может выпускать продукцию одного из следующих типов: зонты (З), куртки (К), плащи (П), сумки (С), шляпы (Ш), туфли (Т). Глава фирмы должен решить, какую продукцию выпускать предстоящим летом. Прибыль фирмы зависит от того, каким будет лето: дождливым (Д), жарким (Ж) или умеренным (У). Пусть ЛПР имеет информацию о вероятности наступления дождливого, жаркого или умеренного лета:

  Д (0,2) Ж (0,5) У (0,3)
З
К
П
С
Т
Ш

Ожидаемый выигрыш:

М(З)=80*0,2+60*0,5+40*0,3=58;

М(К)=58;

М(П)=57;

М(С)=56;

М(Т)=55;

М(Ш)=62,5.

Определим дисперсии (по формуле Принятие решений в условиях риска - student2.ru )

D Принятие решений в условиях риска - student2.ru (З)=6400*0,2+3600*0,5+1600*0,3-(58) Принятие решений в условиях риска - student2.ru =196;

D Принятие решений в условиях риска - student2.ru (К)=336;

D Принятие решений в условиях риска - student2.ru (П)=61;

D Принятие решений в условиях риска - student2.ru (С)=84;

D Принятие решений в условиях риска - student2.ru (Т)=100;

D Принятие решений в условиях риска - student2.ru (Ш)=231,5.

Среднеквадратичное отклонение:

Принятие решений в условиях риска - student2.ru ;

Принятие решений в условиях риска - student2.ru ;

Принятие решений в условиях риска - student2.ru ;

Принятие решений в условиях риска - student2.ru ;

Принятие решений в условиях риска - student2.ru ;

Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

  М Принятие решений в условиях риска - student2.ru
З
К 18,3
П 7,8
С 9,2
Т
Ш 62,5 15,2

Результат сводим в таблицу:

Парето-оптимальное множество – Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Из него выбирается одна альтернатива.

Найдем оптимальное решение с помощью обобщенного критерия: q(З)=58-14 Принятие решений в условиях риска - student2.ru ; q(С)=56-9,2 Принятие решений в условиях риска - student2.ru ; q(К)=58-18,3 Принятие решений в условиях риска - student2.ru ; q(Т)=55-10 Принятие решений в условиях риска - student2.ru ; q(П)=57-7,8 Принятие решений в условиях риска - student2.ru ; q(Ш)=62,5-15,2 Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

Найдем Принятие решений в условиях риска - student2.ru и Принятие решений в условиях риска - student2.ru :

Принятие решений в условиях риска - student2.ru = Принятие решений в условиях риска - student2.ru =0,16; Принятие решений в условиях риска - student2.ru = Принятие решений в условиях риска - student2.ru Принятие решений в условиях риска - student2.ru 3,8; Принятие решений в условиях риска - student2.ru = Принятие решений в условиях риска - student2.ru =0,74.

Принятие решений в условиях риска - student2.ru =min(0,16; 3,8; 0,74)=0,16; Принятие решений в условиях риска - student2.ru =max(0,16; 3,8; 0,74)=3,8.

Принятие решений в условиях риска - student2.ru

По правилу ранжирования получаем:

1) Если для ЛПР Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то Ш Принятие решений в условиях риска - student2.ru З Принятие решений в условиях риска - student2.ru П. Оптимальная альтернатива – Ш.

2) Если для ЛПР Принятие решений в условиях риска - student2.ru , то П Принятие решений в условиях риска - student2.ru З Принятие решений в условиях риска - student2.ru Ш. Оптимальная альтернатива – П.

3) Если для ЛПР Принятие решений в условиях риска - student2.ru , например, Принятие решений в условиях риска - student2.ru . Тогда:

q(З)=58-14*2=30; q(П)=57-7,8*2=41,4; q(Ш)=62,5-15,2*2=32,1. Получаем П Принятие решений в условиях риска - student2.ru Ш Принятие решений в условиях риска - student2.ru З.

14. Оценка многокритериальных альтернатив – подход аналитической иерархии

Автор: Т. Саати. Analytic Hierarchy Process (AHP).

Данный подход широко известен в настоящее время. Типичная постановка задачи, решаемой этим методом, заключается обычно в следующем: дана общая цель решения задачи, Принятие решений в условиях риска - student2.ru альтернатив и Принятие решений в условиях риска - student2.ru критериев оценки альтернатив. Требуется выбрать наилучшую альтернативу.

Подход AHP состоит из ряда этапов:

1) Структуризация задачи в виде иерархической структуры с несколькими уровнями: цели – критерии – альтернативы.

2) ЛПР выполняет попарное сравнение элементов каждого уровня. Результаты сравнений переводятся в числа с помощью специальной таблицы.

3) Вычисляются коэффициенты важности для элементов каждого уровня, при этом проверяется согласованность суждений ЛПР.

4) Подсчитывается количественный индикатор качества каждой из альтернатив и определяется лучший из них.

В качестве примера рассмотрим ситуацию выбора места для постройки аэропорта. Критерии для оценки альтернатив таковы: C1 – стоимость постройки (желательно подешевле), C2 – расстояние до города (желательно, чтобы расстояние было меньше), C3 – минимальное шумовое воздействие (число людей, подвергающихся шуму, должно быть минимально). Эти критерии противоречивы. Например: постройка аэропорта вдали от города возможно потребует меньших затрат, но время поездки будет больше.

Структуризация.

Предположим, что предварительно выбрали четыре варианта (A,B,C,D). Тогда структура решаемой задачи будет выглядеть так:

A (180, 70, 10)

B (170, 40, 15)

C (160, 55, 20)

D (150, 50, 25)

Попарное сравнение.

При попарных сравнениях в распоряжение ЛПР дается шкала словесных определений относительной важности критериев. Каждому определению ставится в соответствие число в соответствии со шкалой относительной важности:

Уровни важности Числовая оценка
Равная важность
Умеренное превосходство
Существенное превосходство
Значительное превосходство
Очень большое превосходство

При сравнении элементов, принадлежащих одному уровню иерархии, ЛПР отражает свое мнение, используя одно из приведенных значений. В матрицу сравнения заносится соответствующее число. При желании ЛПР может использовать четные целые числа, выражая промежуточные значения.

Матрица сравнений критериев по важности:

Критерий C1 C2 C3 Собственный вектор Вес критерия
C1 2,47 0,65
C2 1/5 0,848 0,22
C3 1/3 1/3 0,48 0,13

Правило вычисления коэффициента важности: Принятие решений в условиях риска - student2.ru – собственный вектор по Принятие решений в условиях риска - student2.ru -му критерию, Принятие решений в условиях риска - student2.ru – матрица сравнения; вес критерия: Принятие решений в условиях риска - student2.ru . При этом Принятие решений в условиях риска - student2.ru .

На нижнем уровне иерархии сравниваются заданные альтернативы по каждому критерию отдельно. Сравнение по критерию C1:

Альтернатива A B C D Собственный вектор Вес
A 0,2 0,14 0,11 0,23 0,04
B 0,33 0,2 0,76 0,13
C 0,33 1,63 0,27
D 3,4 0,56

Сравнение по критерию C2:

Альтернатива A B C D Собственный вектор Вес
A 0,11 0,2 0,14 0,23 0,05
B 2,28 0,43
C 0,33 1,14 0,22
D 1,63 0,3

Сравнение по критерию C3

Альтернатива A B C D Собственный вектор Вес
A 3,4 0,56
B 0,33 1,63 0,27
C 0,2 0,33 0,76 0,13
D 0,11 0,14 0,2 0,23 0,04

Наши рекомендации