Освобождение изначальных стереотипов
От искажений
В традиции механизмом освобождения от ранних страхов и зависимостей являются возрастные инициации и ритуалы, а также разные виды телесных практик; в современном обществе такой механизм утрачен.
Сложность освобождения для современного человека обусловлена, во-первых, тем, что все искажения надежно вытеснены и для их обнаружения требуется владение тонкими техниками выслеживания, а во-вторых, тем, что в искажение данного стереотипа уже вложена гигантская энергия – так, что врожденные ресурсы (изначальные стереотипы) блокируются не только в тонком плане, на уровне картины мира и убеждений, но и на уровне физического тела.
Телесные структуры особенно энергоемки. Они как формируются, так и трансформируются медленно и трудно. Поэтому в терапевтической практике необходим столь же мощный источник энергии для отмены запрета – только после этого человек будет способен проявлять в жизни тот уровень силы, который для него естественен по его предназначению. Таким источником могут служить разные виды жесткого физического стресса, позволяющие активизировать связанную в блоках энергию.
Важно, что при этом терапевтическое воздействие (жар или растяжки) субъективно воспринимается как жесткое именно потому, что запускает память о пережитых ранее стрессах, вытесненную в телесные блоки. Оно является стрессовым лишь до тех пор, пока в теле существует эта память, и после ее трансформации воспринимается как вполне переносимое и эмоционально нейтральное – так же, как и сама память о пережитых стрессах.
Можно говорить о том, что при данном подходереализуется не энергия жара или другого дискомфорта, а энергия собственного негативного опыта,энергия сильнейших в жизни переживаний,а лабораторный дискомфорт – лишь средство, помогающее получить к ним доступ.
Снятие телесных блоков высвобождает огромную энергию. Нельзя дать этой энергии рассеяться, как это происходит во многих телесно-ориентированных подходах. Необходимо с большой точностью направить эту энергию на трансформацию соответствующих фрагментов картины мира.Именно эта цель достигается с помощью синхронной медитации, где трансформация картины мира осуществляется синхронно с телесной разблокировкой.
Здесь важен принцип, являющийся сутью системного подхода к личности:
· нельзя изменить поведенческий стереотип, не освободившись от его телесного аналога, инаоборот–
· нельзя избавиться от телесного дискомфорта или симптомов болезни, пока не изменились соответствующие стереотипы поведения и мышления.
Для того, чтобы каждому телесному стереотипу однозначно сопоставить поведенческий стереотип (или наоборот), мы используем одну из техник выслеживания, которая описана в главе 2.
Каждая сессия работы в фитосауне требует владения двумя типами навыков и технологий:
· навыка выслеживания состояний, соответствующих поведенческому стереотипу или телесному дискомфорту (практика выслеживания);
· навыка и технологий трансформации энергии этих состояний (синхронная медитация, обязательно включающая телесный уровень).
Первый тип включает технологию выслеживания глубинных страхов и ограничивающих стереотипов (на уровне эмоций, убеждений и мотивов поведения), а также выяснение, как они представлены в теле и ощущениях, и как они формировались в течение жизни (т.е. осознание ключевых эпизодов).
Второй тип включает энергетическую работу с этими эпизодами, приводящую к трансформации соответствующих стереотипов – как телесных и эмоциональных, так и поведенческих. В результате картина мира корректируется, поведенческие стереотипы становятся более адекватными и эффективными, исчезают страхи, а тело становится более здоровым (исчезают телесные блоки и конкретные симптомы болезни).
Следует отметить, что вся описанная выше практика имеет дело с тремя категориями страха.
- Социальные страхи, приобретенные в течение сознательной жизни.
- Детские страхи, приобретенные в первые месяцы и годы жизни.
- Самые сильные и плохо осознаваемые страхи, усвоенные до момента рождения, во внутриутробном периоде (их мы будем называть «страхи, принесенные с собой»). Эти трансперсональные страхи, как правило, почти не осознаются, т.к. человек привык жить с ними с первых моментов своего появления на свет, и они воспринимаются как объективная реальность, свойственная этому миру.
Страхи третьего типа (трансперсональные) являются самыми энергоемкими, и их трансформация дает самые интересные практические результаты. Она может рассматриваться как модификация практики стирания личной истории. Обучение методам трансформации страхов третьего типа является одной из основных задач энергетического подхода.