Прошлое не способно выжить в твоем присутствии

Вы упомянули о том, что думать или говорить о прошлом в отсутствие такой необходимости - это один из способов, при помощи которого мы избегаем настоящего. Однако кроме того прошлого, которое мы помним, и с которым, возможно, отождествляем себя, не существует ли в нас другого уровня прошлого, который лежит гораздо глубже? Я говорю о том неосознанном прошлом, которое обусловливает нашу жизнь, особенно о том опыте, который мы получили в раннем детстве, или, возможно, даже о потусторонних ощущениях. И потом, ведь существуют же наши культурные установки, которые вытекают из того, где мы живем географически, и в какой исторический период. Все эти вещи определяют то, как мы видим мир, как реагируем, о чем думаем, какие взаимоотношения имеем, то есть как мы живем свою жизнь. Каким образом мы смогли бы придти к осознанности в отношении всего этого, или же как нам от этого избавиться? Как долго это будет продолжаться? И даже если всё это у нас получится, то что тогда останется?

Что остаётся, когда исчезает иллюзия?

Нет нужды исследовать свое неосознанное прошлое, за исключением тех случаев, когда оно проявляется в текущий момент как мысль, как эмоция, как желание, как реакция, или как внешнее событие, которое с тобой происходит. Всё, что тебе нужно знать о своем неосознанном прошлом, это то, что настоящее вынесет его вон. Если ты копаешься в прошлом, то оно превращается в бездонную яму: чем больше в ней копаешься, тем больше его становится. Если ты полагаешь, что для того, чтобы осознать прошлое, или чтобы освободиться от него, тебе потребуется больше времени, иными словами, если ты думаешь, что будущее когда-нибудь освободит тебя от прошлого, то это заблуждение. Освободить тебя от прошлого может только настоящее. “Больше времени” никогда не освободит тебя от времени. Обрети доступ к силе момента Сейчас. Вот в чем ключ.

Что такое сила момента Сейчас?

Ничто иное, как сила твоего присутствия, сила твоей осознанности, свободная от мысленных форм.

Поэтому обращайся к прошлому из настоящего. Чем больше внимания ты отдаешь прошлому, тем больше ты его питаешь, тем вероятней, что ты строишь “себя” из него. Не пойми это неверно: внимание – это главное, это основа, но не для прошлого, которое уже минуло. Отдавай все свое внимание настоящему; направляй его на свое поведение, свои реакции, настроение, мысли, эмоции, страхи, и желания, как только они возникают в настоящем. Прошлое есть в тебе. Если ты можешь быть в достаточной мере присутствующим для того, чтобы отслеживать все эти вещи, но не критически или аналитически, а без суждений, тогда это будет означать, что ты взаимодействуешь с прошлым и растворяешь его силой своего присутствия. Ты не сможешь отыскать себя, отправляясь для этого в прошлое. Ты находишь себя, вступая в настоящее.

А разве не полезно вспомнить прошлое и, таким образом, понять почему мы делаем определенные вещи, почему определенным образом реагируем, или почему мы неосознанно создаем свои, особого рода драмы, стереотипы и модели взаимоотношений, и тому подобное?

Как только ты станешь более осознанным по отношению к своей настоящей реальности, то можешь неожиданно обрести внутреннюю способность проникновения в суть вещей, как, например, способность видеть то, почему твои обусловленные установки заставляют тебя действовать совершенно определенным образом; например, почему твои взаимоотношения строятся по определенному сценарию, а также ты можешь вспомнить и сопоставить то, что происходило в прошлом или увидеть эти установки яснее. Все это, конечно, здорово и может быть полезным, однако нисколько не приближает к сути. А сутью является твое осознанное присутствие. Именно оно растворяет прошлое. Это преобразующее вещество. Не стремись понять прошлое, но будь настолько присутствующим, насколько можешь. Прошлое не способно выжить в твоем присутствии. Оно может выжить лишь в твое отсутствие.

ГЛАВА ПЯТАЯ

СОСТОЯНИЕ ПРИСУТСТВИЯ

ЭТО НЕ ТО, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ

Вы все время подчеркиваете, что самое важное — это ощущение своего присутствия в происходящем. Мне кажется, что умом-то я вас понимаю, но я не уверен, доводилось ли мне когда-либо испытывать что-то подобное. Я все пытаюсь понять — это то, что я думаю или это что-то совсем другое?

Это не то, что ты думаешь! Ты не можешь думать о присутствии, а разум не способен его понять. Понимать присутствие означает быть в присутствии.

Попробуй провести небольшой эксперимент. Закрой глаза и скажи себе:

- “Интересно, какая мысль мне сейчас придет в голову? ”.

Теперь будь очень внимательным и жди прихода следующей мысли. Будь чутким как кошка, которая караулит мышь возле ее норы. Какая мысль собирается из нее выбежать? Попробуй сделать это прямо сейчас.

Ну и как?

Ждать пришлось довольно долго.

Вот именно. Когда ты находишься в состоянии глубокого присутствия, то ты свободен от мыслей. Ты спокоен, и в тот же миг - в высшей степени бдителен. Стоит твоему осознанному вниманию опуститься ниже определенного уровня, как в твою голову тут же врывается мысль. Стоит ментальному шуму возобновиться, как спокойствие улетучивается. И ты снова попадаешь во власть времени.

Некоторые мастера Дзэн проверяли степень присутствия своих учеников в происходящем, подкрадываясь к ним сзади и внезапно нанося удар палкой. Удар весьма впечатляющий! Если ученик был чуток и бдителен и находился в состоянии полного присутствия, то есть если использовать аналогию, с помощью которой Иисус Христос описывал это состояние, - "чресла его были перепоясаны, а лампада зажжена", - то он мог вовремя заметить подкрадывающегося сзади учителя и либо встретить удар блоком, либо увернуться от него. Если же удар достигал цели, это означало, что ученик был погружен в свои мысли, иначе говоря, находился в состоянии отсутствия и неосознанности.

Если твои корни уходят в глубину твоей сути, то тебе будет намного легче сохранять присутствие в повседневной жизни. В противном случае, разум, имеющий невероятную инерцию, потащит тебя за собой словно бурная река.

Что вы имеете в виду под фразой: "уходят в глубину твоей сути"?

Это означает вот что: жить в своем теле целиком и полностью, жить так, чтобы некоторая часть твоего внимания всегда оставалась направленной на внутреннюю энергию собственного тела. Иными словами, постоянно ощущай свое тело изнутри. Осознанное чувствование тела удерживает тебя в состоянии присутствия. Это твой якорь в моменте Сейчас (См. Главу 6).

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ "ОЖИДАНИЯ"

Состояние присутствия можно сравнить с ожиданием. Христос в своих притчах нередко пользовался аналогией ожидания. Такое ожидание не является обычным ожиданием, для которого характерна скука и беспокойство, что уже само по себе отрицает настоящее, о чем я уже говорил. Это не то ожидание, во время которого твое внимание сфокусировано на некоторой точке в будущем, и при котором настоящее воспринимается как нежелательное препятствие, мешающее тебе получить то, что ты хочешь. Существует качественно иной тип ожидания, требующий от тебя абсолютной чуткости восприятия. В любой момент может произойти все что угодно, и если ты не абсолютно пробужден, если твой внутренний покой не абсолютен, ты упустишь этот момент. Именно о таком ожидании в свое время говорил Христос. В этом состоянии всё твое внимание сосредоточено на настоящем моменте. Его совсем не остается на абстрактные мечтания, думы, воспоминания и предвкушения. В нем нет напряжения, нет страха - есть лишь живое, чуткое присутствие. Ты присутствуешь всем своим Бытием, каждой клеточкой своего тела. Это состояние едва ли оставляет место для того “тебя”, у которого есть прошлое и будущее, или если хочешь – персонификация. В действительности ты только теперь становишься собой, причем это намного глубже, чем когда-либо прежде. Можно сказать, что только сейчас ты по-настоящему являешься самим собой.

- “Будь подобен слуге, ожидающему возвращения своего господина”, - говорит Иисус. Слуга не знает, в котором часу придет его хозяин. Поэтому он все время находится в состоянии бодрствования, неусыпной бдительности, чуткого внимания и покоя, чтобы не прозевать момент прибытия господина. В другой притче Иисус рассказывает о пяти беспечных (неосознанных) женщинах, которым не хватает масла (осознанности) для того, чтобы поддерживать огонь в своей лампаде (оставаться присутствующей), и поэтому проглядевших своих женихов (момент Сейчас) и не пришедших к свадебному пиру (просветлению). Эти пять женщин противопоставляются пяти другим, мудрым женщинам, в чьих лампадах было достаточно масла (осознанности).

Даже авторы Евангелия не вполне понимали смысл этих притч, а потому первые разночтения и искажения вкрались в них ещё при написании. Последующие ошибки в толковании привели к полной утрате истинного смысла. Это притчи не о конце света, а о конце психологического времени. Они указывают на трансцендентность эгоистичного разума и на возможность жить в совершенно новом состоянии сознания.

Наши рекомендации