Структура и динамика деятельности
Деятельность человека имеет следующую структуру. Она состоит из отдельных действий, каждое из которых соответствует определенной, частной цели. Действие, в свою очередь, может быть выполнено различными способами, и способ выполнения действия носит название операция. Между деятельностью, действиями и операциями могут осуществляться взаимные переходы. То, что раньше в структуре деятельности представляло собой действие, может превратиться в отдельную, самостоятельную деятельность. Это обычно происходит, когда цель действия становится настолько значимой для человека, что у него возникает новая важная потребность, связанная с данной целью и направленная на достижение именно этой цели.
Могут иметь место и переходы обратного характера: когда деятельность превращается в действие. Это обычно случается, когда прежние, актуальные потребности становятся менее значимыми для человека, его деятельность распадается и действия, которые раньше были направленными на удовлетворение старой потребности, начинают использоваться для удовлетворения новых потребностей.
В динамике развития деятельности человека действия и операции, входящие в ее состав, могут переходить одно в другое. До тех пор, пока человек сознательно контролирует какие-либо внутренние процессы или внешние движения, преследующие осознаваемую цель, совокупность этих процессов и движений является для него действием. Однако как только человек перестал контролировать эти процессы и движения и подчинил их достижению иной цели, они превращаются для него в операции, то есть в способы выполнения новых действий. Точно так же, если некоторая операция, будучи осознанной, стала приводить человека к достижению определенной, сознательной цели на пути удовлетворения потребности, можно говорить о том, что эта операция психологически стала для человека самостоятельным действием.
В структуре любой деятельности можно выделить ее внутренние и внешние компоненты. В качестве внутренних компонентов деятельности обычно выступают связанные с ней и регулирующие ее психические процессы, а также движения, совершаемые внутри организма и тоже принимающие участие в деятельности. В роли внешних составляющих деятельности обычно выступают движения, осуществляемые скелетными мышцами и наблюдаемые извне. И здесь, как в общей структуре деятельности, могут наблюдаться взаимные переходы внешних компонентов деятельности во внутренние и обратно: внутренних составляющих деятельности во внешние ее компоненты. Поясним сказанное на конкретных примерах. Допустим, что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста разучивает счет. Вначале он учится пересчитывать предметы с помощью пальцев рук, затем — соединять вместе и пересчитывать их, разъединять и вновь пересчитывать. В данном случае мы имеем дело с освоением элементарных математических действий в виде практических действий с реальными материальными предметами, то есть с представленностью деятельности в ее внешней форме. Затем, когда эти действия хорошо освоены и могут быть заменены внутренними действиями с символами, представляющими количество предметов, — числами, когда ребенок научается выполнять те же самые действия с символами в уме, мы имеем дело с переходом соответствующей деятельности из внешней ее формы во внутреннюю. Данный процесс в психологии получил название интериоризации деятельности.
Примером перехода внутренней деятельности во внешнюю ее форму может быть следующий. У человека, который умел хорошо считать в уме, в результате ранения или заболевания оказались серьезно нарушенными мозговые процессы, связанные со способностью считать в уме, и остались лишь некоторые фрагменты этой деятельности. В этом случае для восстановления полноценной деятельности требуется ее полностью перевести во внешнюю форму и сформировать вновь. Этот процесс получил название экстериоризации деятельности. Экстериоризация деятельности может происходить и частично, в случаях, когда соответствующая ей внутренняя деятельность встречается с определенными трудностями или же неправильно сформирована. В данном случае экстериоризация деятельности помогает преодолению препятствий, возникших на пути деятельности, или ее коррекции.
Умения и навыки
Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности.
Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством (например, какую-либо операцию). Они включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом – это сознательно контролируемые части деятельности.
Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навык – это автоматизированный компонент действия.
Развитие и совершенствование деятельности можно представить как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.
Согласование навыков происходит тогда, когда 1) один из навыков служит средством лучшего усвоения другого; 2) система движений обоих навыков соответствуют; 3) когда конец одного навыка является фактическим началом другого.
Интерференция возникает тогда, когда 1) система движений одного навыка противоречит другому; 2) при переходе от одного навыка к другому приходится ломать структуру движений, переучиваться; 3) система движений одного навыка частично входит в систему движений другого, как следствие происходит искажение движения; 4) начало и конец обоих навыков не состыкуются.
Умения, в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, находящихся под сознательным контролем.
Основное качество умений заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений (навыков, операций, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменным конечный результат.
Умения и навыки делятся на типы: 1) двигательные, 2) познавательные, 3) теоретические, 4) практические.
Третий элемент в освоении деятельности – привычка. Отличается от умений и навыков тем, что представляет собой непродуктивный элемент деятельности, негибкая и часто неразумная часть деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.
От навыка отличается тем, что может в определенной степени сознательно контролироваться, а от умения тем, что не всегда является разумной и полезной.