Беседа шестая. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРУШЕНИЯ СЕМЬИ

На первый взгляд кажется, что такой постановки вопроса вообще не может быть, однако, когда семье начинаешь уделять все больше и больше внимания, начинаешь осознавать, что в современном общество многое делается и для разрушения семьи. Об этом свидетельствует печальная статистика разводов, хронический алкоголизм большей части мужского населения, инфантильность и гедонистическая направленность молодежи и т. д.

Казалось бы, даже на государственном уровне осознают необходимость помощи семье (выдаются пособия по беременности, 3-х летний период отпуска по уходу за ребенком, единовременные выплаты и т. п.), но в то же время существует целый ряд еще не решенных проблем: низкая материальная обеспеченность многодетных семей, слабая законодательная поддержка родителей, воспитывающих детей, низкий уровень самосознания социума, относительно вопросов семьи и др.

Понятно, что ведущая роль в воспитании детей отводится родителям, но в силу их загруженности, эту непосильную ношу взяла на себя школа. В итоге, остается неразрешенным целый веер проблем. Одной из таковых выступает проблема полового воспитания. Остановимся на ней подробнее.

Половое воспитание – это процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств человека, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола(выделено мною)[13]. Сферу полового воспитания определяют не только сексуальные взаимоотношения, а взаимоотношения в семье, на работе, между друзьями, но главное – полезные для общества. Почему это важно? Потому что общество можно подорвать изнутри, формируя те или иные установки. Когда нация, государство начинает разрушаться изнутри, когда включается программа на самоуничтожение.

Как обстояло дело с половым воспитанием на Руси? Основная задача полового воспитания – достижение цели, что определяется соблюдением ряда критериев. Каковы эти критерии? 1) Разводимость. 2) Количество абортов. 3) Количество детей, от которых отказались живые родители (интернатовские дети). До 1917 года разводимость в России была 3%, абортов было единицы, а количество детских приютов было очень мало, причем только для осиротевших детей, т. к. большинство из них усыновлялись.

Любопытно отметить, что детские дома и интернаты стали появляться только после 1917 г., благодаря разработкам Исидоры Дункан и Александры Коллонтай, утверждавших, что надо создавать общие семьи, а детей отдавать – государству, чтобы оно их кормило и воспитывало.

На сегодняшний день разработано и утверждено достаточно большое количество разных программ по половому воспитанию детей, но при этом разводимость (а это критерий – прим. автора) не уменьшается, а наоборот даже увеличивается (на одни роды приходится по 3–4 аборта), кроме того, огромно и количество детей, являющихся социальными сиротами.

В дореволюционной России получила свое развитие наука педология, занимающаяся вопросами полового воспитания мальчиков и девочек. Однако, после революции педологию объявили лженаукой и все исследования в этом направлении были закрыты. Далее, в период ранней оттепели, в 1960-е годы стали вновь обращать внимание на половом воспитании детей и в советском государстве начали вводиться курсы по подготовке учащихся к семейной жизни. Детей ориентировали на семью, хотя и не говорили о духовной составляющей человека. В 1982 был разработан курс «Этика и психология семейной жизни», который позволял делать акцент на половое воспитание, а не на сексуальные отношения (чаще занятия проходили в вопросно-ответном ракурсе) [3].

Перелом произошел в годы перестройки, когда была внедрена в школы программа по сексуальному просвещению, которая включала в себя психологию, медицину, философию и даже астрологию с магией. Затем этот курс сменила валеология (включала основы оккультизма, идеи Акбашева[14]). Именно в послеперестроечные годы школа стала самой обширной экспериментальной площадкой (о чем раньше говорили в подворотнях, стесняясь, начали бесстыдно транслировать сами учителя – прим. автора), т. е. патология стала преподноситься как норма (кстати, в современной психологии дело тоже дошло до того, что у каждого норма своя – прим. автора).

А ведь исследования русского психолога проф. П. П. Блонского указывали на то, что в норме сексуальность должна просыпаться не раньше подросткового возраста. В основе сексуального воспитания должна стоять установка на семью, т. е. задействованы должны быть нравственные критерии [1]. Следует отметить, что наша современница проф. Т. А. Флоренская разработала программу «Психологию семейной жизни», основанную именно на современных достижениях психологической науки, а не сексологии, валеологии и тем более оккультизма, но, пока, к сожалению, эта программа реализуется не масштабно [4].

В те же 1990-е гг. Российская Ассоциация Планирования Семьи (РАПС) при поддержке Минздрава и Минобразования России запускает курс «Половое воспитание школьников». РАПС – филиал международной федерации планирования семьи («Лига по контролю над рождаемостью»), которая во всем мире работает с задачей снижения рождаемости в странах третьего мира, чьи идеи еще приветствовал сам Гитлер. Основательницей этой организации является Маргарет Зангер, которая сама вступала в неоднократный брак из-за денег, считая семью «дегенеративным институтом». Программа РАПС была внедрена в 15 регионах России, затронула Украину и Беларусь, причем рассчитана такая дисциплина на изучение с 1 по 11 классы. В программе предлагается снятие чувства стыдливости (стыд – это основа скромности – прим. автора), раскрываются правила безопасного секса, выстраиваются иные системы отношений (родителей именуют воспроизводителями) и т. п.

В России было проведено общественное расследование, которое показало, что итоги, прописанные в программе РАПС, сработали с обратным эффектом: резко возросли сексуальные сбои, количество венерических заболеваний, подростковых беременностей и преступлений на сексуальной почве. Министерством образования РФ было принято решение о прекращении финансирования данной программы... [5].

Подобную программу, названную в Америке как «Обучение контрацепции», США запретили в 1994 г. С 1997 г. в США внедряется программа «Целомудрие в добрачных отношениях» в которой было провозглашено, что брак – это основа процветающего общества[15].

Следует четко различать, что половое воспитание и сексуальное просвещение – не одно и то же. Пол – понятие гораздо более емкое и глубокое, чем секс, т. к. включает все виды отношений. Если с детьми говорить только о сексуальных отношениях (застрять в этой плоскости), то каковы же будут последствия?

Исследования показывают, что «…нас ждет повышение частоты и ухудшение протекания нервно-психических заболеваний, новая волна криминализации общества. Подобное увлечение отвратит людей от нормальной любви, с детства превратит их в импотентов и гомосексуалистов, для других послужит причиной выпадения романтической стадии в сексуальных отношениях»[16].

Другие исследования свидетельствуют, что «растабуирование сакрального (т. е. говорим открыто о том, о чем в нашей культуре не принято говорить) пусть даже в угоду безупречной логике не может пройти бесследно. При широком обсуждении запретных тем, размывается представление о норме (ненормальный человек – тот, у которого нет нормы – прим. автора). Если подобного рода программы, игнорирующие культурные особенности нашего менталитета внедряются, то идет разрушение фундаментальных основополагающих иерархических отношений взрослого и ребенка»[17].

Все эти программы направлены не на помощь семье и ребенку, а на формирование внесупружеских и антиродительских установок: живите в разврате, не создавайте семьи и не рождайте детей! В некоторых программах так и прописано: «уроки по снятию ложного стыда». Стыд[18] – это признак, внешнее проявление совести. А Совесть – это голос Божий. Именно такими манипуляциями со словами, перекраиванием их первоначального смысла и осуществляется манипуляция сознанием, ведется, так называемая «информационная война». Особая роль при этом отводится именно средствам массовой информации.

Различают три основных потока информации, на которых основывается деятельность любых СМИ[19]:

1. Достоверная государственная информация. До обывателя чаще всего не доходит, в силу ее конфиденциальности и особой важности; является абсолютно достоверной.

2. Основная информация. Ее цель – коротание времени, чтобы не оставалось никакого времени на размышления и семейное общение. Это «информационный шум», представляющий собой основной поток информации.

3. Моделирующая сознание информация. Носит заказной характер, создающий определенные настроения в обществе (скандальные репортажи о катастрофах, производстве, науке и т. п.; реклама товаров и услуг и т. д.). Причем очень часто, человек, воспринимающий такую информацию, даже не задумывается о происходящем.

Достаточно обратить внимание на то, как сейчас формируется образ мужчины и женщины посредством телевизионной рекламы. У рекламы выделяют два уровня[20]: 1) информация о товарах и услугах; 2) информация, навязывающая стиль поведения, оформления себя. Именно через второй уровень реализуется установка, воздействующая на мировоззрение человека, перестраивающая его мышление. Поразительно, но даже через рекламу можно перестраивать любые отношения!

Какие же уровни задаются в рекламе? Женщина чаще всего преподносится с определенными стандартами фигуры. Самое интересное (это часто видно среди современных девушек), что эти модели совершенно одинаковы: это либо стеклянный взгляд, либо сексуально-озабоченный, либо осатаневший. Можно ли себе представить хранительницу тепла домашнего очага с холодным, стеклянным взглядом?

К сожалению, современная реклама строится по законам рекламно-порнографического жанра, играет на низменных страстях и рассчитана, в первую очередь, на мужскую аудиторию. Женщина преподносится в образе сверхсамки. Могут ли здесь возникнуть мысли о семье?

Следует отметить, что даже иностранные граждане стали утверждать, что у нас столько красивых женщин, но одеты они все, в основном, как проститутки. Но ведь в сознании 16 – 20 летних девушек формируется представление, что они одеты на мировом уровне!

В отношении мужчин, в рекламе преобладает образ, включающий оценивающий, раздевающий взгляд. Кроме того, некоторые, даже отечественные, рекламные ролики, демонстрируют вовсе туповатых, женоподобных, ищущих только удовлетворение низменных потребностей мужчин. И такие образы копируют современные подростки. Это, так называемые, гомосексуальные милашки, нарциссы у зеркала (с макияжем), идеальные парни нового миллениума… По замечанию некоторых экспертов, сейчас готовится «всеобщая сексуальная дебилизация страны».

Кто в этом заинтересован? Кто финансирует РАПСовские и подобные им программы? Почему молодежь не хочет идти в армию, растить крепких и ответственных детей, а предпочитает труду – отдых с пивом, семье – многочисленные сексуальные сожительства?

Как отмечают специалисты, нынешний век, это не век открытых военных конфликтов, а век информационных войн. Даже представители КГБ не раз отмечали, что в Беларуси со стороны иностранных держав еще не было не испытано ни одной современной технологии по дестабилизации обстановки, за исключением открытых военных действий [2]. Более того, некоторые военные специалисты обращают внимание на ряд принципов уничтожения противника[21]:

1. Уничтожайте все хорошее, что есть в стране противника.

2. Подстрекайте молодежь против стариков.

3. Сковывайте волю противника песнями и музыкой.

4. Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.

5. Посылайте женщин легкого поведения, чтобы дополнить разложение.

Еще в 1945 г. Аленн Даллесс[22] (его образ внимательный зритель мог заметить в телесериале «Семнадцать мгновений весны») отмечал следующее: «…человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых «творцов», которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом – всякой безнравственности. Будем вырывать духовные корни, опошлять, уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Будем драться за людей начиная с детского возраста. Главную ставку будем делать на молодежь. Станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это сделаем».

В Меморандуме национальной безопасности США говорится следующее: «Другие страны, в которых есть прирост населения, оцениваются как враги США, как потенциальный противник. Задача внешней политики США – снижение численности населения в странах третьего мира» (теперь понятной становится деятельность РАПС – прим. автора).

Так формируется человек нового поколения, без корней, без связей, как скот, сексуально озабоченный, подобно свинье – вляпаться в грязь и обо всем забыть (кстати, у свиньи даже глаз физиологически не приспособлен подняться к небу – прим. автора). Начинать надо с себя. Хотя бы начать думать о другом человеке (это в первую очередь относится к любителям покурить). Каждый на своем уровне должен делать все, что ему по силам, понимая, что идет информационная демографическая война. Некоторые вещи надо осознать и начать им сопротивляться.

В заключении хотелось бы отметить. Посмотрите на глаза императорской семьи: в них отражается их душа, устремленная к небу. Это то, что сейчас в людях всячески уничтожается. Начать надо с себя, не искать виноватых, не соседей перекраивать, не детей поучать, но стать примером для одних и образом, к которому захотелось бы потянуться для других. Все в наших руках!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения, т. 2. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.

2. Лисичкин В. А., Шелепин В. Н. Третья мировая информационно-психологическая война. М., — 1999.

3. Монахиня Нина (Крыгина). Тепло домашнего очага. Цикл аудиобесед.

4. Флоренская Т. А. Этика и психология семейной жизни: Программа курса для учащихся 10–11 классов. / http://www.vob.ru/public/bishop/obraz_vest/1999/program/2_4.htm

5. Экспертное заключение об организации РАПС / http://www.zavet.ru/deti/raps2.htm

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели духовные и психологические основания семьи. Что же выступает в качестве таких оснований? В качестве духовного фундамента важно заложить принципы, данные нам Богом: «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2,24)..

Понимание духовной природы брака и семьи, значимости семейной иерархии, почитания детьми своих родителей, важ­ности истинной безусловной любви, хранение семейных тради­ций и т. д. – все эти моменты являются теми краеугольными кам­нями, на которых выстраивается прочное здание брака и гармоничной семьи.

А что такое гармонияв семье? Иерархичное сочетание духов­ного, душевного и телесного уровней во взаимоотношениях суп­ругов и детей с приоритетом духовного – жертвенности, способности к самоотдаче. Если каждый член семьи каждый день хоть чуть-чуть будет преодолевать свой эгоизм, изначально заложен­ный в нашей ветхой и страстной природе, делать шаг навстречу другому, наверное, в наших семьях значительно меньше будет конфликтов, ссор и непонимания.

А что же выступает в качестве психологических оснований се­мьи?Те психологические аксиомы, которые всем так хорошо известны, но почему-то часто забываются: умение общаться, гра­мотно разрешать конфликты, выражать свои эмоции, понимать причинно-следственные связи происходящего в семье, истин­ные причины неблагополучия и т. д. Знание всех этих нехитрых закономерностей может значительно улучшить отношения чле­нов семьи между собой и предотвратить множество ненужных проблем.

Гармоничное сочетание духовного и душевного (психологи­ческого) оснований в семьях – залог духовного и душевного здо­ровья, как супругов, так и детей! Остается только совсем немно­го – эти основания понять и применить их к себе и своей жизни. У каждого человека всегда есть выбор, по какому пути ему идти

Следует отметить, что данный материал был апробирован со студентами разных курсов и факультетов БНТУ. Впоследствии, на 1 курсе ФЭС было проведено анкетирование (оно проводилось как до начала, так и после проведения курса занятий). Выборка до курса составила 58 человек (32 юношей и 26 девушек), и 60 человек после курса (33 юношей и 27 девушек).

Распределение ответов оказалось следующим:

Таблица 1.

Результаты анкетирования студентов 1 курса ФЭС БНТУ до прослушивания материала «Психология семейных отношений»

1. Что вы ждете от курса психологии семейных отношений?
новых знаний нетрадиционных подходов расширение представлений о психологии в целом другое
55,2% 29,3% 13,8% 1,7%
 
2. На момент изучения курса у вас уже имеется
представление, как устраивается семейная жизнь понимание ответственности семейных отношений знания, по преодолению семейных неурядиц затрудняюсь ответить
15,5% 62,1% 3,5% 18,9%
 
  1. Что для вас является ценностью?
жизнь семья любовь другое затрудняюсь ответить
51,7% 27,6% 12,0% 3,5% 5,2%
 
  1. Каковы, по-вашему, основные мотивы создания семьи?
любовь продолжение рода жизненная необходимость изменение социального статуса материальная обеспеченность другое затрудняюсь ответить
75,9% 6,8% 5,2% 1,7% 1,7% 5,2% 3,5%
 
  1. Каковы ваши семейные ценности? (укажите)/результаты ранжирования/
любовь взаимопонимание уважение доверие ответственность
 
  1. Что, по-вашему, есть любовь? (укажите)/результаты ранжирования/
чувство самопожертвование привязанность быть вместе состояние души
 
  1. Ваше отношение к добрачным половым отношениям?
отрицательное положительное нейтральное затрудняюсь ответить
13,8% 41,4% 36,2% 8,6%
 
  1. Был ли у вас опыт сексуальной жизни?
да нет
63,8% 36,2%
 
  1. Какому жениху (невесте) вы отдали бы предпочтение?/результаты ранжирования/
умный добрый здоровый надёжный красивый богатый молодой опытный затрудняюсь ответить
 
  1. Сколько детей вы хотели бы иметь?
одного двух трёх четырёх
10,3% 48,3% 34,6% 6,8%
                                                   

Если обратить внимание на ответы студентов, то у большинства из них (62,1%) имеется представление и возможно понимание ответственности семейных отношений. Также весьма показательным является факт, что для большинства респондентов приоритетными остаются ценности жизни (51,7%) и семьи (27,6%).

Что касается определения основных мотивов для создания семьи (подавляющее большинство 75,9% указало на любовь), то следует отметить, что такой выбор обусловлен возрастом респондентов (18 лет), а также чрезмерной романтизацией семейных отношений. Это подтверждают и последующие ответы, связанные с указанием семейных ценностей.

Весьма интересно распределение ответов относительно понятия любовь. Большинство первокурсников это воспринимают как чувство, некоторые как привязанность[23], но часть студентов (8 предпочтений) воспринимают любовь как самопожертвование.

Особое внимание следует обратить на отношение студентов к добрачной половой жизни. Большинство (41,4%) относится положительно, инфантильную позицию занимает тоже значительное количество респондентов (36,2%), а против всего лишь высказывается 13,8%. Впрочем, такое распределение является вполне закономерным, т. к. 63,8% первокурсников уже имело опыт сексуальной жизни (против 36,2% не имевших такого опыта).

Примечательно, что при выборе спутника/спутницы жизни студенты делают ставку как на внешние (красивый, здоровый), так и на внутренние (умный, добрый, надежный) качества партнера. К сожалению, встречались студенты, которые стремились увидеть в своем избраннике/избраннице полный набор перечисляемых характеристик, что свидетельствует об их социальной незрелости и чрезмерной романтизации (долгие поиски идеала: принца на белом коне или принцессы с прекрасными манерами) представлений о семейной жизни.

Ответы на последний вопрос анкеты также наглядно демонстрируют уже наметившиеся в нашей республике тенденции к рождению 3–4-х детей, что выглядит весьма оптимистично, хотя бы на уровне мотивов.

После проведенного курса занятий по психологии семейных отношений, проходившего в виде лекций и бесед (всего было проведено 4 занятия), со студентами, с целью изучения их мнения, было организовано дополнительное анкетирование. Результаты анкетирования приведены ниже:

Таблица 2.

Результаты анкетирования студентов 1 курса ФЭС БНТУ после прослушивания материала «Психология семейных отношений»

1. Оправдал ли ваши ожидания прослушанный курс?
в полной мере частично не оправдал затрудняюсь ответить
55,0% 40,0% 3,3% 1,7%
 
2. Изменилось ли ваше восприятие семейных отношений после прослушанного курса?
изменилось в лучшую сторону изменилось в худшую сторону не изменилось, осталось прежним затрудняюсь ответить
70,0% 1,7% 18,3% 10,0%
 
3. Изменились ли ваши мотивы создания семьи?
да, изменились нет, не изменились затрудняюсь ответить
33,3% 56,7% 10,0%
 
4. Изменились ли ваши ценности после прослушанного курса?
да, изменились нет, не изменились затрудняюсь ответить
40,0% 48,3% 11,7%
 
5. Как вы думаете, повлияет ли прослушанный курс на ваше восприятие добрачных половых отношений?
да нет другое затрудняюсь ответить
31,6% 40,0% 6,7% 21,7%
             

Судя по ответам, рассматриваемый курс оказался полезным и в той или иной степени оправдал ожидания студентов. Положительным является тот факт, что у подавляющего большинства (70%) изменилось восприятие семейных отношений в лучшую сторону.

Большая часть студентов (56,7%) по-прежнему остались приверженцами собственных мотивов создания семьи, однако треть студентов, после прослушанного курса заявили о том, что их мотивы изменились. Естественно, что такие изменения обусловлены переосмыслением собственной жизненной позиции, затрагивают самооценку и характеризуют внутреннюю работу над своей системой ценностей (40% положительных ответов).

Любопытно распределение ответов на последний вопрос анкеты: почти вся аудитория заняла одну из трех позиций относительно изменений восприятия добрачных половых отношений; при этом число колеблющихся остается достаточно высоким (21,7%).

Относительно высокие показатели по позициям «неизменности мнения» скорее всего, обусловлено спецификой возраста респондентов, техническим складом ума, не имением (либо ограничением) представления о духовной составляющей нашего бытия.

Однако цифры говорят сами за себя. Конечно же, рассмотренный подход не претендует на уникальность, однако становится вполне очевидным, что материал по психологии семейных отношений, снабженный духовной составляющей, является серьезным подспорьем для укрепления института семьи. Об этом свидетельствуют и отзывы студентов:

«Очень понравился диалог с аудиторией (с нами), ценю и разделяю ваши духовные ценности, спасибо за смелое благовестие; замечаний даже и не могу придумать… спасибо. Ваши лекции заставили еще раз задуматься о личной ответственности в построении взаимоотношений в будущей семье»

студентка гр. 111152

«Побольше бы таких увлекательных лекций, благодаря этому курсу я много нового узнала и сделала для себя вывод, что в некоторых ситуациях я не правильно себя веду»

студентка гр. 108136

«Огромнейшее спасибо за Вашу миссию! Я в восторге от лекций, на которых просто отдохнула душой. Спасибо за то, что Вы открыто проповедуете христианские ценности. Очень жаль, что заочное отделение не имеет возможности прослушать полный курс. Пусть Господь укреплеят Вас и помогает Вам во всем! Спаси Бог!»

Ольга, студентка-заочница.

«Большое спасибо за то, что вы делаете! Все ваши слова имеют искренний отклик в сердцах большинства ваших студентов. Мы часто после Ваших лекций обсуждаем между собой услышанное, перевариваем, обдумываем. Вы несёте свет и добро. Спасибо Вам огромное человеческое! Ведь никто из преподавателей ни в школе (!), ни после неё не обсуждал с нами такие необходимые темы, как создание семьи и её ценности, духовный мир человека, вера в Бога. Честно говоря, даже сложно описать словами, какую бурю эмоций, мыслей, побуждений Вы оставляете. Вы не просто читаете лекции, Вы делаете большой вклад в просвещение наших душ. Низкий Вам поклон!»

студентка ФЭС

В заключении хотелось бы особо выделить книгу кандидата психологических наук Е. А. Морозовой «Гармония в семье и браке», которая посвящена актуальной проблеме создания и сохранения семьи. По мнению доктора психологических наук Е. К. Веселовой, указанная монография охватывает широкий круг вопросов семейных отношений, на которые автором даются ответы с точки зрения православной антропологии. Примечательно, что книга может быть использована в различных учебных курсах, посвященных семье и браку, а её прочтение поможет каждому в решении личных проблем.

[1] данные приводятся по России и Беларуси

[2] В социологическом плане 3% – это случайность, погрешность.

[3] Эмпатия – сопереживание, развитая эмоциональная сфера.

[4] См. Муди. Жизнь после жизни, а также Сабом М. Воспоминания о смерти.

[5] Психологически алкоголь способствует увеличению самооценки, помогает избегать проблем (на данный момент) и как следствие у большинства мужчин возникает алкогольная зависимость.

[6] Промискуитет – (от лат. promiscuus — смешанный, общий), предполагаемая стадия ничем не ограниченных половых отношений.

[7] Имеются в виду исследования психолога С. И. Голод

[8] Социологи отмечают, что пик разводов среди молодых браков приходится к 25–30 годам.

[9] Старец Паисий Святогорец. Слова. Семейная жизнь. Т.4.

[10] Это позволяют определить проективные методики, например «Пятна Роршаха». Интерпретация пятен может разительно отличаться: одни, глядя на пятно, говорят о том, что здесь люди они дерутся, другие же на то же самое могут заметить, что здесь люди танцуют.

[11] По этому поводу существует огромное количество различных точек зрения, но все они сводятся к одному: ребенку наиболее полезно материнское молоко. Более подробную информацию следует получить именно (!) у специалистов по грудному вскармливанию.

[12] Неверный (по Ожегову) – тот, кому нельзя верить, предатель.

[13] Определение дано по Колосову

[14] Кстати, в России педагогика Акбашева находится под официальным запретом (см. сайт Министерства образования РФ).

[15] Бюджет США выделяет на эту программу 150 млн. долларов.

[16] Исследования проф. Шевченко, зав. каф. детской психиатрии и психотерапии РМАПО.

[17] Исследования психологов И. Медведевой и Т. Шишовой из Центрального Фонда социальной помощи семьи и ребенку

[18] А. Даль. Словарь русского языка

[19] По исследованиям генерал-лейтенанта Н. С. Леонова, д-ра истор. н., проф. МГИМО.

[20] Исследования психолога Фуко.

[21] Су Ин Дзы, китайский мыслитель, VI в. до н. э.

[22] Идеолог холодной войны, директор ЦРУ с 1953 по 1961 г.

[23] Привязанность (по К. Льюису) – самый неразумный вид любви.

Наши рекомендации