Создание биографических историй на основе прогулок и найденных предметов
В отличие от текстов-набросков создание биографических историй и дневниковых описаний на основе перипатетической практики ландшафтной арт-терапии, как правило, требует больших затрат времени. Благодаря этому достигается достаточно полное и всестороннее отражение в тексте разных аспектов внутреннего мира участников занятий. Задачи применения данной группы визуально-нарративных техник следующие:
• развитие и укрепление биографической памяти, умения перемещаться по шкале времени, формируя при этом целостное представление о своей жизни;
• укрепление личных границ и идентичности;
• повышение самоуважения на основе осознания ценности личного опыта и отношений в прошлом и настоящем;
• актуализация, отреагирование и осмысление жизненного опыта, чувств и представлений;
• понимание влияния семьи, культуры и среды обитания на текущий опыт, отношения с окружающими;
• нахождение внутренних источников силы, ресурсов, связанных с семейными отношениями, природой и культурой;
• активизация внутренней и внешней коммуникации.
Отдельные биографические описания могут «нанизываться» друг на друга, постепенно формируя «Книгу памяти» клиента. Если нет возможности для организации длительного визуально-нарративного процесса, ведущего к созданию такого развернутого текста, то участникам занятий могут предлагаться отдельные задания по созданию историй. Инструкции, используемые для создания историй по впечатлениям от прогулок, могут быть разными. В одних случаях можно предложить участникам занятий вспомнить какую-либо жизненную ситуацию (из прошлого или настоящего), подсказанную теми местами и объектами, с которыми они сталкиваются на своем пути. При этом они могут делать зарисовки и фотографии либо забирать с собой некоторые предметы в качестве триггеров, помогающих в создании биографического текста.
Написание биографических историй также предполагает ведение специального дневника с записями и фотографиями или зарисовками, созданными в ходе прогулок. Кроме того, в процессе работы отбираются различные предметы, связанные с личной историей участников занятий. Можно начать работу с подготовки специальной тетради или альбома, в котором будет описываться прошлый и текущий опыт участников занятий. Для сбора предметов пригодится мешочек или коробка.
Степень обстоятельности и объем описаний участники занятий определяют сами. Наряду с тетрадью и ручкой можно пользоваться диктофоном или видеокамерой. Участники рассказывают или записывают свои воспоминания, связанные с историей семьи, своими родственниками, событиями своего детства. Они также проводят генеалогическое исследование, выявляя свои родственные связи и происхождение, описывают моменты встречи с родственниками в разные периоды жизни. Постепенно формируется хронологическая структура рассказа. Иногда участники занятий в процессе выполнения подобной работы обращаются к своим родственникам, также прося их рассказать о том или ином событии, что помогает создавать описание. Описания проводятся в домашних условиях или во время занятий.
Определенное сходство с техникой «книга памяти» имеет техника «поток воспоминаний». Основное отличие заключается в том, что в последнем случае основной акцент переносится на работу с образами, а описания имеют менее регулярный и ограниченный по времени характер. Техника «поток воспоминаний» предполагает меньшую логическую связность в передаче событий, преобладание эмоционально-чувственного и интуитивного восприятия действительности.
Другими визуально-нарративными техниками, используемыми в процессе занятий ландшафтной арт-терапией и призванными укрепить новые личностные позиции клиента, являются:
• выбор предметов и организация из них ассамбляжа в сочетании с созданием текста в качестве своеобразного «напутствия» или «послания» самому себе; они могут передавать новое восприятие жизни и себя, новые жизненные цели и задачи развития;
• выбор предмета (предметов) и текста, заимствованного из художественной, философской литературы, поэтических сборников и иных источников и отражающего жизненное кредо автора, его позитивные, жизнеутверждающие, ресурсные представления о себе и мире.