Тема 3. Методы прикладных исследований в социальной психологии. Основные понятия: методология исследования, программа исследования, процедура исследования, качественные методы
Основные понятия: методология исследования, программа исследования, процедура исследования, качественные методы, количественные методы, качественно-количественные методы, эксперимент, наблюдение,
контент-анализ, опрос, социометрия, тестирование, аппаратно-технические методы, глубинное интервью, фокус-группа, проективные техники.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит специфика методологии социально-психологического исследования?
2. Что входит в содержание программы социально-психологического исследования?
3. Чем количественные методы прикладных исследований отличаются от качественных?
4. Данные о каких социально-психологических проблемах можно получить с помощью наблюдения, эксперимента, контент-анализа, фокус-групп, опроса, социометрии?
5. Что собой представляют проективные техники, какова их процедура?
Литература
Белановский С.А. Метод фокус-группы / С.А. Белановский. – М. :
Изд-во Магистр, 1996. – 272 с.
Голубков Е.П. Основы маркетинга : учебник / Е.П. Голубков – М. : Изд-во «Финпресс», 2003. – 688 с.
Горбатова Д.С. Практикум по психологическому исследованию : учеб. пособие / Д.С. Горбатова. – Самара : Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2006. –
272 с.
Дмитриева Е..В. Метод фокус-группы : Проблемы подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социол. исслед. - 1999. - №8. –
С.133-138.
Зборовский Г.Е. Прикладная социология / Г.Е. Зборовский. – М. : ГАЙДАРИКИ, 2004. – 437 с.
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент : учебник / Т.В. Корнилова – М. : Изд-во Московского гос. ун-та., 1997. – 256 с.
Крюгер Р. Фокус-группа. Практическое руководство / Р. Крюгер,
М.Э. Кейси; пер. с англ. – М. : Изд. Дом «Вильямс», 2003. – 256 с.
Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью / А.В. Матовская // Социол. исслед. – 2006. – № 3. – С. 104 – 112.
Мызников С.В. Социолингвистические факторы в социологическом опросе / С.В. Мызников // Эконом. и соц. перемены : Мониторинг обществ. мнения. – 2004. – № 1. – С.64 – 82.
Мягков А.Ю. Объяснительные модели эффекта интервьюера. Опыт экспериментального тестирования / А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева
// Социол. исслед. – 2006. – № 3. – С.85 – 97.
Левинсон А. Фокус-группы : эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) / А. Левинсон, О. Стучевска // Экон. и социал. перемены : Мониторинг обществ. мнения. – 2003. - №1. – С.46-55.
Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н.Нохрина // Социол. исслед. – 2005. – № 1. – С. 118 –126.
Сикевич З.В. Социологическое исследование : практическое руководство / З.В. Сикевич. – СПб. : Питер, 2005. – 320 с.
Солсо Р.Л. Экспериментальная психология / Р.Л. Солсо, М.К. МакЛин. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 272 с.
Шапарь Т.В. Методы социальной психологии / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 288 с.
Тема 4. Коммуникативная сторона общения
Основные понятия:коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, системы знаков: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, пространство и время коммуникации, визуальный контакт, ольфакторные сигналы; убеждение, манипуляция, ложь.
Контрольные вопросы
1. Какое место в межличностной коммуникации занимает речь и невербальные сигналы?
2. Назовите и охарактеризуйте эмоциональные функции речи.
3. Классифицируйте жесты и раскройте содержание каждого типа с примерами.
4. Какова роль пространства и времени организации коммуникации в общении?
5. В чем состоят результаты исследований визуальной коммуникации?
6. Каковы пути убеждения?
7. По каким признакам определяется ложная информация?
Литература
Андрианов М.С. Анализ процесса невербальной коммуникации как паралингвистики / М.С. Андрианов // Психол. журн. - 1995. – Т.16. - №3. – С.25-32.
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. — СПб. : Питер Пресс, 1997. — 214 с.
Вилсон Г. Язык жестов – пусть к успеху / Г. Вилсон, К. Макклафин. - СПб. : Питер, 2000. – 224 с.
Гласс Л. Я читаю Ваши мысли / Л. Гласс. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. – 251 с.
Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях / В.В. Знаков
// Психол. журн. - 1999. - Т.20. - №2. – С.34-46.
Красников М.А. Феномен лжи в межличностном общении /
М.А. Красников // Обществ. науки и современность. – 1999. - №2. - С. 176-185.
Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика : язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин. - М. : Новое литературное обозрение, 2004. – 281 с.
Лабунская В.А. Экспрессия человека : Общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 608 с.
Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М. : ООО «Издательство АСТ», 1998. – 222 с.
Попов С.В. Визуальное наблюдение / С.В. Попов. – СПб. : Изд-во «Речь» совместно с изд-вом «Семантика-С», 2002. – 320 с.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 2001. – 656 с.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века
/ Г.Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук, 2002. – 352 с.
Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений / С.И. Симоненко // Вопр. психологии. - 1998. - №3. - С.78-84.
Степанов С. Язык внешности / С. Степанов. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001 – 416 с.
Экман П. Психология лжи / П. Экман. – СПб. : Питер, 1999. – 272 с.