Билет 14 цвет в композиции костюма
Цвет является одним из важных информационных качеств предмета. Он более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека; в костюме это имеет особенное значение, поскольку при довольно стандартных современных формах костюма разнообразие моделей достигается применением тканей разных цветовых комбинаций.
Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет дает нам первые сигналы о его функциях, способствует выделению предмета из общей среды. Благодаря цвету, мы получаем первые представления об образе модели, предмета, знакомимся с их содержанием.
При уравновешивании цветов надо принимать во внимание особое свойство некоторых из них сильно привлекать внимание, т.е. их броскость. Наиболее броским цветом является красный. Броски вообще все насыщенные тона. Броскость цвета зависит не только от насыщенности, но и от цвета фона. Чем больше отличается данный цвет от своего фона, тем он становится более контрастным, и наоборот; так, белый цвет на белом совершенно пропадает (например, маскировочные белые халаты на снегу). Кроме того, разные цвета, помещенные на одном и том же фоне и в одной плоскости, производят впечатление одни более приближенных, другие более удаленных. Опыты показали, что цвета теплые насыщенные выступают вперед, а цвета холодные, малонасыщенные и ахроматические отступают назад. Но при этом надо иметь в виду, что даже теплые тона, если они очень темные, будут казаться отступающими по сравнению с холодными очень светлыми и интенсивными.
Большую роль в характеристике цвета играет фактура поверхности предмета, которая будет заметнее при достаточном и равномерном освещении и менее видной при недостаочном освещении. Из этого следует, что светлые цвета помогают выявлять фактуру поверхности, а темные ее скрадывают. Например, на белом и желтом фоне фактура ткани больше видна, чем на синем и черном. При интенсивных и ярких цветах, утомляющих глаз, фактура поверхности различается плохо. Так, в зависимости оттого, что является желательным — выявить природу материала или, наоборот, скрыть ее, целесообразно применять те или иные цвета.
Цвета всегда связываются в нашем сознании с теми или иными предметами, вещами, событиями. Эти связи, или ассоциации, могут быть общими для большого числа людей, отражая в себе коллективный опыт (например, зеленый цвет — растительность, голубой — небо и проч.), или индивидуальными, отражая личные воспоминания одного человека.
Влияние цвета на человека всегда является результатом сложного взаимодействия целого ряда причин. Нужно хорошо помнить, что цвета воздействуют не одинаково на всех людей, а находятся в зависимости от социальной и национальной принадлежности лица, а также от услоий, в которых воспринимается цвет. Один и тот же человек будет различно подходить к цвету различных предметов (книги, платья, здания и проч.).
Цветовое предпочтение является прямым следствием эмоционального воздействия цвета, а потому вопрос этот чрезвычайно многообразен. Цвета могут расцениваться с различных точек зрения. Красивый цвет на плоскости стены может быть нехорош для платья.
В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда любовь человека к цвету, красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим человеческий глаз.
Знакомство с научными данными о цвете помогает более сознательно работать над цветовым решением костюма.
чистые цвета быстро утомляют и перестают удовлетворять нас, особенно когда эти цвета занимают большую площадь. К чистым цветам мы прибегаем, когда нужно дать какое-нибудь яркое пятно, повышающее цветовую гамму костюма. При отделке вышивкой употребление чистых цветов большей частью уместно.
Сочетания цветов, усиливающие чистоту отдельного тона, тоже относятся к разделу оценки цвета изолированно. Кажущаяся насыщенность цвета повышается от соседства с контрастным цветом. Таковы сочетания синего с оранжевым, желтого с фиолетовым, красного с зеленым.
Гармоническим сочетанием считается сочетание яркого цвета с серым. При этом серый цвет оживляется и дает впечатление перламутровых переливов. Это можно объяснить тем, что глаз, уставая на ярком, видит на сером его допонительный цвет. Глаз движется, и серое наполняется этими переливами.
Основным правилом в выборе цветов в гармоническом сочетании является определение соотношения светлоты и насыщенности. В хорошо подобранном сочетании цветов устранение каждого отдельного цвета нарушает общую гармонию.
Гармония цветовой композиции костюма во многом определяется тем, насколько этот костюм сливается с образом человека, его индивидуальными колористическими особенностями, Цвет костюма должен обязательно учитывать эти нюансы и гармонировать с ними по принципу контраста или подобия. Цветом может быть выражена сезонность в одежде. Известно, что летние костюмы отличаются яркостью цветовых сочетаний, обилием светлых и белых цветов, гармонирующих с яркой зеленью, синим небом, морем, желтым песком и т.д. Зимний костюм основывается в своем композиционном решении на светлотных отношениях, сочетаниях темного и светлого, тяжелых, теплых цветов.
Цвет одежды играет немаловажную роль в возрастном различии. Для одежды детей характерны нежные и светлые пастельные цвета, подростки предпочитают более контрастные цвета, взрослым людям присуща одежда более сложных и пастельных цветовых сочетаний. На гармонию цветовых сочетаний влияет ритм.
С начала XIX столетия в связи с возросшим массовым производством изделий, с определенным принципом построения мужской одежды ярче проявляется различие в цвете мужской и женской одежды. Мужская одежда в большинстве случаев имеет темные сероватые цвета, женская намного пестрей, легче поддается влиянию моды. Цвет рабочей одежды зависит от условий производства и среды, количества работающих вместе людей, освещенности помещения, характера движения.
Цвет и фактура ткани должны гармонировать.
Если художник хочет повысить звучание какого-либо одного цвета, этот цвет нужно сочетать или с нейтральными (например, с светло-серыми), или с контрастными цветами. При этом необходимо учитывать распределение цвета по площади платья.
Цвет, цветовая гамма костюма чаще всего определяется, задается модой. Мода, каждый раз выделяя какой – то цвет или оттенок, определяет фаворита, но никогда не бывает категоричной и не отказывается от других цветов.
Цвет и рисунок материала. Все существующие цвета можно разделить на следующие цветовые ряды.
1. Ряд серых ахроматических цветов от белого до черного.
2. Ряд хроматических цветов - цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их промежуточные цвета.
К ряду двух дополнительных цветов относятся цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в спектральном круге диаметрально друг против друга.
3. Ряды от хроматических цветов к ахроматическим, например, от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному.
Свойства цвета в зрительном восприятии человека надо рассматривать в трех аспектах, как:
1. Физические свойства цвета определяются его цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.
2. Эмоционально-психологические качества цвета, связанные по ассоциации. Органы наших чувств воспринимают цвета в этом случае как успокаивающие, возбуждающие или угнетающие, радостные или печальные, холодные или теплые, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие.
Рисунок или орнаментация поверхности материала различается в зависимости от способа выработки ткани или ее отделки. В одном случае рисунок-орнамент делают посредством ткачества, в другом случае наносят при помощи печати, набивки. Орнаментация тканей чрезвычайно разнообразна. Элементы, составляющие рисунок-орнамент ткани, могут носить следующий характер: беспредметный (абстрактный), геометрический стилизованный, растительный, животный и предметный.
Цвет и орнаментация материалов имеют большое значение в моделировании одежды.
Неплохой сайт
http://www.liveinternet.ru/users/tata575/post394429370/