Цвет как декоративное средство композиции

Художественное произведение задумывает­ся автором с какой-то главной задачей, ей обычно служат все изобразительные средства. Задача эта индивидуальна в каждой картине. Мы чуть-чуть формализуем процесс и выделим некоторые задачи по техническим приемам: передача пространства; выделение цветом; объединение цветом; уравновешивание; статичность, монументальность; передача движения, динамичность; яркость, цветность; материальность; эмоциональная выразительность.

Передача пространства

«Воздушная пер­спектива (от лат. perspicio — ясно вижу) - чем дальше предмет находится от наблюдателя, тем слабее выявляется объем предмета — и свет, и тени сближаются друг с другом по цвету. В пейзаже дальний план из-за маски­рующего рассеивания света приобретает го­лубоватые или серовато-сиреневые оттенки, что, возможно, психологически объясняет иллюзию удаленности голубых тонов. Но дело не только в холодности дальних планов. Эф­фект пространства может быть передан и теп­лыми красками, если вдали будет закатное небо и удаляющиеся предметы как бы раство­рятся в золотистых тонах неба. Ближние предметы изображаются контраст­но и цветно, с удалением в глубину уменьша­ются четкость и разноцветность, чаще всего в сторону обобщения холодных тонов, хотя в некоторых случаях можно обобщать и теплые тона (пример заката)» [5; 9].

Выделение цветом

Это типичный колорит с цветовым ак­центом. Здесь не обязательно согласование с задачами передачи пространства, но во многих случаях именно выделение цветом помо­гает усилить ощущение пространственной глу­бины картины. Контраст может строиться цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. Колорит с цветовым акцентом отличает­ся от монохромного или полихромного коло­рита своеобразным ритмом цветовых пятен.

Объединение цветом

В монохромии объединение цветом проис­ходит автоматически. Если картина имеет боль­шое количество мелких деталей, то объединять тогда приходится или все поле композиции, или отдельные предметы, используя в первую очередь тон и насыщенность.

Этот композиционный прием чаще все и приводит к колориту теплому или холодному, нейтрально-серебристому или огненно-горячему, т. е. к бесконечному ряду.

Уравновешивание

Уравновешивание цветом композиции, что приводит к гармонии общего колорита работы.

Статичность, монументальность

Психология цвета предпочитает в свойстве неподвижности и тяже­сти темно-коричневый цвет и его оттенки, а из других цветов этому свойству отвечают неяркие, темные, сложные тона.

Передача движения, динамичность

Ассоциация с движением появляется при наличии контраст­ных цветов, при фактурной, неспокойной, не­гладкой композиции. Свободное расположение мотивов, столкно­вение больших и малых пятен, их диагональное решение — эти классические приемы в общем случае обеспечивают динамику изобра­жения. Не меньшее значение имеет открытость, незамкнутость ком­позиции. Изображение, стремящееся уйти за пределы поля, направляет взгляд вслед предметам, заставляет домысливать простран­ственную структуру, что создает динамику.

При динамике светлота палитры может быть любой, спектральность или ахроматичность красок тоже не очень влияют на дина­мичность, но есть одно обстоятельство, «ос­танавливающее» движение: сильный цвето­вой акцент. Это случается, конечно, не все­гда, но чаще всего при передаче движения цветовой акцент мешает, он стягивает ком­позицию к себе, замыкает ее вокруг себя. Если в картине нежелательна остановка и в то же время необходим цветовой акцент, обычно применяется простое действие: в поле изображения заставляют вспыхивать еще несколько небольших цветовых акцентов, что как бы рассыпает цвет в пространстве. Чем интерес­нее ритм контрастных по цвету и свету пя­тен, тем больше возможности создать дина­мику в работе.

Яркость, цветность

Эжен Делакруа, глава романтической шко­лы в живописи, Делакруа нашел главный принцип светотени: свет и тень лежат по разные сто­роны цветового круга, т. е. передаются дополнительными (противоположными) цветами.

Освещенная солнцем сторона — бело-желтая, тени — холодные сине-фиолетовые; освещенная (в комнате от окна) сторона — холодно-голубая, тени — теплые и горячие. Если к этому контрасту добавить и рефлексы, т. е. отра­женный от соседних поверхностей цвет, получится богатая многоцветная палитра с сильной контрастностью и энергией. Этот закон контраста применим и в декоративной живописи.

Материальность

С точки зрения цветопередачи общая закономерность передачи фактуры такова: в матовых и фактурных поверхностях наибольшее значение имеет локальный, соб­ственный цвет предмета. Для точной ее передачи прежде всего необходимо провести сравнительный анализ всех фактур. В декоративной композиции используется стилизация форм, разбивка по частям, по освещенным участкам предмета, способствующая декоративной передаче материальности.

Эмоциональная выразительность

Ассоциативность цвета тесно связана с пси­хологическими аспектами, рассмотренными ранее, но как средство компози­ции цвет значительно расширяет свои возмож­ности, давая художнику богатую шкалу тон­ких оттенков настроения.

Наши рекомендации