Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в.
Во второй половине XX века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка, подтвердили важность общества для конструктивного развития личности. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Э. Эриксон подробно проанализировал этот процесс в книге, посвященной религиозному реформатору XVI в. Мартину Лютеру. Анализ биографий выдающихся людей, представленный в книгах Э. Эриксона, показывает, что каждый человек в переходный период от детства к взрослости стоит перед проблемами своего времени и должен совершить выбор – обрести чувство идентичности. Идентичность - одно из центральных понятий современной возрастной психологии и многозначно по своему значению.
Существует несколько определений этого понятия. Так, согласно словарному определению, идентичность - это одинаковость, схожесть, тождество, единообразие.
В теории Э. Эриксона идентичность - это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития. Это субъективное переживание: я тот же самый. Другое его определение. Идентичность - это самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь - это итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений, которое можно выразить словами: «Я – часть групповой общности».
Третье определение идентичности, встречающееся в работах А. Маслоу, Х. Когут и др.: идентичность - идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации.
Еще одно определение: идентичность - это итог согласования двух линий развития личности - индивидуальной и социальной. Это гармония «Я-образа» и «Я, реализованного в социальной роли». Здесь существенное значение имеет подтверждение индивидуального варианта идентичности с референтным окружением. Как пишет Э. Эриксон, только в том случае, если идентичность подтверждается другими, она реальна и для самого индивида. Или, другими словами: «Мы узнаем себя по отражению в зеркале, каковым всегда являются другие люди».
Наконец, последнее, но не окончательное определение. Идентичность - текущее переживание «Я-целостности», интегратор новообразований в самосознании.
По отношению к психологии подростка, понятие «идентичность» включает в себя такие характерные черты этого возраста, как открытие, нахождение и подчеркивание своего «Я», самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение, которые были выявлены и описаны исследователями в первой половине ХХ в. Однако существенное различие состоит в том, что в настоящее время многими авторами подчеркивается не столько биологическая, сколько социокультурная детерминанта развития личности в подростковом возрасте.Развивая идеи Э. Эриксона, американский психолог Дж. Марсиа (Марша) выделил четыре варианта развития идентичности в подростковом возрасте:
· неопределенная идентичность характеризуется тем, что человек еще не приобрел четких убеждений и не пережил кризис идентичности;
· предрешенная идентичность характеризуется тем, что подросток выбирает свой жизненный путь не самостоятельно, а под влиянием других людей, чаще всего - родителей;
· психосоциальный мораторий состоит в том, что подросток переживает кризис самоопределния и выбирает из многочисленных вариантов развития свой собственный путь;
· зрелая идентичность означает, что кризис завершен, и человек с полной ответственностью переходит к самореализации в практической деятельности.
Исследования широкого круга проблем из жизни современных подростков, включающих в себя одиночество, «образ Я», дружбу, отношения к противоположному полу, детско-родительские отношения, участие в широких социальных группах, показали, что различные проблемы достигают своего пика на разных стадиях подросткового возраста. Так, например, по данным Дж. Коулмена, гетеросексуальные отношения вызывают максимальное чувство тревоги в 11 лет, страх отвержения группой сверстников наиболее велик у 15-летних, а конфликты с родителями достигают своего максимума в 17 лет. Ко времени окончания школы подростки демонстрируют все большую обеспокоенность своим будущим.
Таким образом, разнообразные изменения в подростковом возрасте переживаются не одновременно, что позволяет подростку постепенно решать различные задачи, встающие перед ним на этом этапе жизненного пути.