Самостоятельная работа по теме. 1. В представленных текстах (приложение 1) выделить понятие психологии как отрасли науки, ее существенные характеристики
1. В представленных текстах (приложение 1) выделить понятие психологии как отрасли науки, ее существенные характеристики. Указать, к какой отрасли психологии может быть отнесено данное определение.
2. В представленных высказываниях (приложение 2) выделите предмет психологического исследования, соотнесите его с отраслью психологии.
3. Используя выдержки работы Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (приложение 3) дайте определение общей психологии.
Итоговый контроль знаний.
1. Из данных понятий построить ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему:
Психика, знание, отражение, сознание, психологическая наука, общая психология.
2. Выбрать слова, которые обозначают психические явления:
Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Тесты:
1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
1) группу людей.
2) индивида.
3) психические заболевания.
4) закономерность протекания всех психических процессов.
2. ПО КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
1) медицинскую психологию.
2) психологию труда.
3) сравнительную психологию.
4) социальную психологию.
5) военную психологию.
6) юридическую психологию.
3. ЗАДАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.
2) систематизация научного знания психологии, формулирование наиболее общих принципов науки.
3) разработка методов исследования возникновения, развития и бытия психических процессов, состояний, свойств.
4) изучение познавательной и практической деятельности человека.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫСТУПАЮТ:
1) фактором, объединяющим категориальный аппарат в 3 группы: психические процессы, психические состояния, психические свойства (особенности личности).
2) фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки.
3) основой теоретической и экспериментальной психологии.
4) в виде теоретических принципов, которых придерживается психологическая наука.
5. НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И СПСИХОЛОГИЧЕКОЙ НАУКИ:
1) прикладная наука формирует академическую психологию.
2) академическая психология создает прикладные отрасли психологии, психологическую практику.
3) прикладные отрасли заимствуют у академической психологии объективно-научные методы.
4) академическая психология заимствует у прикладных отраслей опыт работы с клиентами.
Задачи:
1. Как бы Вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:
1) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения.
2) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии.
3) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии. в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом.
2. Известномунемецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Как можно понимать данный афоризм?