Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)

__________________

__________________

__________________

__________________

Какова эффективность (основ­ные критерии эффективности) и цель работы

__________________

__________________

__________________

__________________

Что является предметом труда (над чем работают)

__________________

__________________

__________________

Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

На ос­новании чего делается работа (нормативная и производственная документация)

__________________

__________________

Каковы конкретные критерии оценки труда __________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Какая необходима квалификация ___________________________________________________

__________________

__________________

__________________

При помощи каких средств выполняется работа _______________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

В каких условиях выполняется работа _______________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Какова органи­зация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и от­дыха)

__________________

__________________

__________________

__________________

Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)

__________________

__________________

__________________

Какова интенсивность труда ________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Какова степень опасности и ответственности труда ____________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности) ___________

__________________

__________________

__________________

Какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)

__________________

__________________

__________________

__________________

Какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты

__________________

__________________

__________________

2. Разработайте программу профотбора (профессия по выбору)

Программа профотбора для ______________ ( указать профессию)

№ п\п Мероприятие Содержание
   
   
   
   

3. С учащимися каково возраста, на ваш взгляд, должна начинаться профориентационная работа. Обоснуйте.__________________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

4. Предложите систему мероприятий для начальной школы, призванную познакомить детей с миром профессий.__________________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

5. Как вы считаете, насколько целесообразна и оправдана подобная деятельность____________

__________________

__________________

Семинарское занятие 6

ТЕМА: Динамика работоспособности. Функциональное состояние человека
втруде, принципы и методы их диагностики и коррекции

Базовые понятия

Состояние_________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Психическое состояние _____________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

Функциональное состояние _________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

Утомление ________

__________________

__________________

__________________

__________________

Работоспособность _________________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Монотония _______

__________________

__________________

__________________

__________________

Рефлексологический метод __________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Психофармакологические средства __________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Психодиагностика функциональных состояний _______________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Эффект активного отдыха __________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Релаксационные упражнения _______________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Вопросы для обсуждения

1. Понятие функционального состояния. Виды функциональных состояний.

2. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника?

3. Диагностика функциональных состояний, ее основные принципы.

4. Регуляция функциональных состояний.

Литература

1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.

2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 2004. 304 с.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.

4. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.

5. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.

Задание для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу.

№ п\п Вид функционального состояния Диагностика Профилактика
           
         
     
     
     
       

2. Сделайте дизайнерский проект комнаты психологической разгрузки на предприятии.

   

Семинарское занятие 7

ТЕМА: Психологические особенности труда в условиях организации

Базовые понятия

Организация ______

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Организационная культура _________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Коллектив ________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Руководитель _____

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Лидер организации ________________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Менеджер по персоналу ____________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Паблик Рилейшнз (ПР) _____________________________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Вопросы для обсуждения

1. В чем суть организации?

2. Назовите основные компоненты организационной культуры.

3. Что такое лидер организации (по сравнению с лидером группы или коллектива)?

4. Назовите главные цели аттестации.

5. Чем вызвана необходимость командообразования в организациях?

Литература

1. Кабаченко Т.С. Психология управления: В 2 ч. М.: Российское педагогическое общество. 2005. 323 с.

2. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.

3. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии: Личность и организация. М.: Тривола, 2006. 112 с.

4. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.

5. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. 423 с.

Задание для самостоятельной работы

1.Познаомьтесь с результатами опроса, приведенными ниже (информация взята с сайта http://news.rambler.ru/10738234/).

Как живется россиянам в коллективе? Часто ли они ссорятся и что становится причиной ссор, если таковые случаются? Способны ли пожертвовать своими интересами ради коллектива? Два интернет-портала по поиску работы провели небольшие исследования, попросив работающих россиян ответить на эти и другие вопросы. Мужчины ссорятся с коллегами чаще.

Всероссийский опрос, проведенный порталом по поиску работы Joblist.ru показал, что постоянно ссорятся с коллегами на работе только 6% россиян. Большинство (41%) ссорятся с коллегами только пару раз в год, а каждый четвертый опрошенный (24%) утверждает, что вообще не ссорится с коллегами.

Выяснилось также, что 78% наших сограждан ссорится с коллегами только из-за рабочих вопросов, а вот личные отношения становятся причиной ссор в 33% случаев. Причем, 47% россиян ссорятся с коллегами без свидетелей, а вот 41% предпочитает выяснять отношения прилюдно.

Россияне, которые не ссорятся с коллегами, объясняют свою миролюбивость хорошей выдержкой (44%) и отсутствием поводов (41%). А вот каждый пятый считает, что ссориться с коллегами вообще бесполезно.

Стоит отметить, что мужчины ссорятся с коллегами чаще, чем женщины (84% против 66%). В каждом десятом случае (9%) ссоры доводили работников до штрафа или выговора.

Коллективизм — это миф

Еще один опрос, который был проведен сайтом Job.ru показал, что большинство работников избегают крайностей в отношении с коллективом. Более двух третей (75,63%) пользователей, принявших участие в опросе, заявили, что готовы жертвовать своими интересами во имя коллектива в разумных пределах, то есть пока личные интересы не будут затронуты слишком сильно.

Более 15% в той или иной мере заявили, что не собираются подчиняться мнению большинства: около 7% позиционируют себя отдельно от остальных, «сами по себе», чуть более 8% принципиально отказываются поступаться своими интересами.

Значительно меньше оказалось тех, кто готов пожертвовать своими интересами ради коллектива — суммарно таковых оказалось чуть менее 9%. При этом 7,17% опрошенных подчиняются интересам коллектива из боязни противопоставлять себя большинству, и лишь 1,79% готовы поступать так из соображений выгоды.

Результаты опроса показывают, что распространенный в советские годы стереотип о коллективизме россиян во многом является мифом, — считает шеф-редактор Job.ru Андрей Рябов. Точно таким же мифом является и то, что россияне живут по принципу «каждый за себя».

«Люди редко вписываются в идеальные образы, чаще всего они руководствуются элементарным здравым смыслом, а не какими-то идеалами коллективистского или индивидуалистского толка. Отечественные работники сохраняют разумный баланс между эгоизмом и альтруизмом, подчиняюсь коллективу только тогда, когда это не противоречит их базовым интересам, что является вполне разумной тактикой», — полагает Андрей Рябов.

Выразите свое отношение к прочитанному__________________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

2. Разработайте «культурный» устав организации. Запишите основные положения.

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Наши рекомендации