Его тело и одежда чисты
Мусульманин, которого ислам хочет видеть образцом для людей, постоянно следит за своей чистотой. Он действует в соответствии с наставлениями Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), который побуждал людей совершать полное омовение и умащать себя благовониями, особенно по пятницам. Так, например, он сказал:
«Совершайте в пятницу полное омовение, мойте голову, даже если вы не осквернены, и умащайтесь благовониями.» (Аль-Бухари)
И он так активно побуждал людей к поддержанию чистоты тела с помощью купания, что некоторые имамы даже считают, что полное омовение для пятничной молитвы является обязательным. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Каждый мусульманин обязан совершать полное омовение один раз каждые семь дней, омывая свою голову и тело.» (Аль-Бухари и Муслим)
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) побуждал людей следить за чистотой полости рта и зубов. Мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сообщает, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) никогда не засыпал ночью или днём без того, чтобы, проснувшись, не почистить зубы перед совершением омовения. (Ахмад и Абу Дауд) Внимание, которое благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) уделял чистоте рта, доходило до такой степени, что он говорил:
«Если бы не было это трудным для моей общины, то я бы обязательно повелел использовать сивак (палочку из ветвей арака для очищения зубов) перед каждой молитвой.» (Аль-Бухари и Муслим)
Однажды госпожу Аишу, да будет доволен ею Аллаh, спросили о том, с чего начинал благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа), когда приходил домой, на что она дала такой ответ: "С зубочистки". (Муслим)
Известно также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) запрещал мусульманам досаждать друг другу любыми неприятными запахами.
Примером этого могут служить нижеследующие слова посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа):
«Пусть тот, кто поест лука, чеснока или лука-порея, не приближается к нашим мечетям, ибо, поистине, ангелам доставляет страдание то же, что и людям!» (Муслим)
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) побуждал людей следить за чистотой своей одежды. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллаh, сказал: «"Однажды посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), пришедший навестить нас и увидевший какого-то человека в грязной одежде, сказал:
Неужели он не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду?!» (Имам Ахмад и Ан-Наса'и)
Таким образом, благородный посланник неодобрительно отнёсся к появлению человека на людях в грязной одежде, поскольку он мог постирать или очистить её. Тем самым он дал понять каждому мусульманину, что одежда его всегда должна быть чистой, а его внешний вид — хорошим и приятным для глаз. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) часто говорил:
«Каждому из вас, по возможности, следует одевать по пятницам по две одежды не из числа тех, в которых он работает.» (Абу Дауд и Ибн Маджа)
Здесь Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) побуждает людей одеваться для пятничной молитвы как можно лучше. Упоминание о двух одеждах связано с тем, что некоторые сподвижники были очень бедны и имели только изар или одну накидку.
Таким образом ясно, что ислам побуждает всех своих последователей к поддержанию чистоты, о чём говорится во многих аятах Корана и хадисах, а это значит, что одна из его задач состоит в том, чтобы мусульмане постоянно следили за своей чистотой, одежды их распространяли аромат благовоний, а сами они — приятный запах чистого тела. Всё это было присуще посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), о чём сообщается в хадисе, приводимом имамом Муслимом со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллаh, который сказал: "Мне никогда не приходилось вдыхать аромата амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от посланника Аллаhа(мир ему и благословение Аллаhа).
Известно множество хадисов и других сообщений, в которых говорится о чистоте его тела и его одежды, а также о приятном запахе, исходившем от его тела, и благоухании его пота. Так, например, в одном из них говорится, что если Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) пожимал кому-нибудь руку, то после этого человек целый день ощущал приятный запах, исходивший от этой руки. В другом сообщается о том, что если он (мир ему и благословение Аллаhа) возлагал руку на голову кого-нибудь из детей, то после этого ребенка можно было узнать среди всех остальных детей по исходившему от него приятному запаху. А Аль-Бухари приводит слова Джабира, да будет доволен им Аллаh, сообщившего о том, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) проходил по дороге, каждый из проходивших следом узнавал об этом по приятному запаху, остававшемуся после него. В другом сообщении говорится о том, что, однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаhа), который лёг отдохнуть после обеда в доме Анаса, заснул и вспотел, мать Анаса (Умм Суляйм, мать Анаса, была близкой родственницей Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) принесла бутылочку и стала собирать в неё капельки его пота. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) проснулся и спросил: «Что это ты делаешь, о Умм Суляйм?" Она ответила: "Это твой пот, мы добавим его в наши благовония, ибо он пахнет как лучшие (из них)!» (Муслим)
Так разве мусульмане более всего не нуждаются в том, чтобы пользоваться наставлениями этого великого посланника?!
К числу его наставлений относится и веление следить за своими волосами, приводить их в порядок и украшать так, как это узаконено в исламе. Об этом говорится в хадисе, который Абу Дауд приводит со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, сообщая, что он сказал: "Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: