Тема 20. Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства
Эмоции и чувства человека.
Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».
Функции эмоций: приспособительная, сигнальная, оценочная, регуляторная, коммуникативная и др.
Основные характеристики эмоций: качественные характеристики, динамика протекания эмоций, динамика внешнего выражения эмоций.
Виды эмоций.
Аффект.
Конкретные эмоции.
Чувства.
Настроения.
Страсть.
Стресс.
Высшие чувства.
Нравственные (этические) чувства.
Интеллектуальные (познавательные) чувства.
Эстетические чувства.
Практические чувства.
Физиологические основы эмоций.
Физиологические механизмы эмоций.
Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.
Психологические теории эмоций.
· Проблема эмоций в 18-19 вв. Концепции И.Ф.Гербарта, В. Вундта.
· Концепция происхождения эмоций Ч.Дарвина.
· Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.
· Активационная теория Линдсея-П.В.Симонова.
Терминологический тезаурус: эмоции, чувства.
Основная литература
1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
3.Немов Р.С. Психология. - М., 1997. - Т.1.
4.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.
Дополнительная литература
1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
2.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.
3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
Тема 21. Эмоционально-волевые процессы. Воля
1.Общая характеристика волевых действий.
2.Психологические теории воли.
· Проблема воли в работах античных философов. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения.
· Экзистенциализм как «философия существования».
· Подход И.П.Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А.Бернштейна.
· Психоаналитические концепции воли.
Физиологические механизмы волевого действия.
· Физиологические основы воли.
· Апраксия и абулия.
· Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий.
3.Структура волевых действий.
4.Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия.
5.Решительность и процесс принятия решения.
6.Борьба мотивов и исполнение принятого решения.
7.Волевые качества человека и их развитие.
8.Основные качества воли.
9.Основные этапы и закономерности формирования воли.
10.Роль сознательной дисциплины в формировании воли.
11.Значение игры в развитии воли у ребенка.
Терминологический тезаурус: воля.
Основная литература
1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
3.Немов Р.С. Психология. - М., 1997. - Т.1.
4.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.
Дополнительная литература
1.Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Академия, 2002.
2.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.
3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4.Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.
5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996.
Тема 22. Воображение
1.Сущность воображения:
· Роль воображения в жизни человека.
· Воображение и вдохновение.
· Воображение и представления.
· Воображение и проблемная ситуация, воображение и мышление.
2.Физиологические основы процессов воображения.
3.Функции воображения.
Активизация мышления.
Управление состояниями.
Регуляция познавательными процессами.
4.Основные приемы создания новых образов.
Агглютинация.
Гиперболизация.
Схематизация.
Заострение.
Типизация и др.
5.Виды воображения.
Классификация по результатам: воссоздающее и творческое воображение.
Классификация по способам активности: активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное воображение.
Классификация по предмету, материалу деятельности: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное) воображение.
Классификация по виду деятельности: художественное, техническое, музыкальное воображение и др.
6.Воображение и творчество.
Терминологический тезаурус: воображение, представление.
Основная литература
1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
3. Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.
4. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. - Т.1.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
Дополнительная литература
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
Тема 23. Память
1.Определение и общая характеристика памяти.
2.Процессы памяти.
· Запоминание.
· Cохранение.
· Воспроизведение.
· Узнавание.
· Забывание.
3.Виды памяти.
Классификация по характеру психической активности: моторная, образная, вербальная, эмоциональная.
Классификация по продолжительности сохранения материала: кратковременная, долговременная, оперативная.
Классификация по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.
4.Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти.
Кривая Эббингауза.
Магическая формула Миллера.
Эффект Зейгарник.
«Параллелограмм» Леонтьева.
Реминисценция.
5.Формирование и развитие памяти.
Терминологический тезаурус:память.
Основная литература
1.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
2. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. - Т.1.
3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
Дополнительная литература
1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
2. Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.