Проблема переживания старости в философском осмыслении, или Формула счастливой старости
Изменение возрастной структуры населения в сторону его постарения — отличительная черта современной эпохи — сделало важным философское переосмысление старости как одного из этапов человеческого бытия. Важнейшей задачей человечества во все времена было стремление «оздоровить» старость, предупредить наступление беспо-мощности и даже повысить жизненную активность пожилого человека. Причем огромная роль в решении этой задачи всегда отводилась сохранению «деятельной стрости», продолжению общественно полезного труда и физической активности, т.к. непреложным правилом остается то, которое гласит: чтобы старость была счастливой она должна быть активной. В этом нет никакого сомнения. Работа вообще является альфой и омегой жизнестойкости человека, да и гуманистический подход в философии, с успехом реализуемый современной методологией науки, всегда делал акцент на том, что труд должен обеспечивать не только средства существования, но и «игру физических и духовных сил». Иначе говоря, сверхзадачей любой человеческой деятельности всегда является развитие личностного потенциала, а сверхзадача прохождения человеком его жизненного пути — поиск деятельности, отвечающей требованию личностного саморазвития.
С одной стороны, современные условия таковы, что с наступлением старости человек чаще всего переходит в разряд пенсионеров по возрасту и, как правило, утрачивает постоянную связь с общественным производством, однако как член общества он не может быть исключен из поля общественной жизни. Концептуально идентичным профессиональной трудовой деятельности может быть общение. Общаясь, люди обогащают друг друга интеллектуально, в общении идеал личностного саморазвития становится гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее. Но следует понимать, что общение выполняет свои социальные функции личностного развития лишь в том случае, если освящено духовностью — бездуховность в общении нередко приводит к социальной дезадаптации личности. В этом смысле в наилучшем положении оказывается человек, который всю сознательную жизнь посвятил служению какой-либо идее и в старости нашел ее подтверждение. Еще лучше, если значимость этой идеи признается не только самим пожилым человеком, но и еще какой-то группой людей. Конечно, далеко не всем выпадает на долю быть вдохновителем идеи, служащей на благо человечеству, да и не имеет, в нашем случае, принципиального значения масштабность идеи.
Весьма разумной тактикой в реализации стратегии старения является приспособление. Приспособление, или адаптация (от лат. adaptatio — «приспособляю») к старости требует от человека переоценки смысла своей жизни, предполагает отход от определенной деятельности, (что может быть связано и с завершением профессиональной деятельности, и с ее ограничением, и с другими причинами), отказ от некоторых дел, соизмерение своих действий с физиологическими возможностями организма. Эта вынужденная перестройка всего образа действий и привычной жизни требует аккумуляции всех душевных сил человека с целью формирования позитивного мировосприятия, расценивания происходящих изменений как среды для развития новых возможностей, реализации новых интересов, включенности в новую деятельность. Именно в этом сочетании приспособления и умения перестроить свою жизнь кроется сущность искусства старения. С полным основанием можно сказать, что умение это не дается как дар небес, ведь такое понятие, как «жизнь» само по себе тесно связано с понятием «учеба», их нельзя отделить друг от друга: «Век живи — век учись», — гласит народная мудрость. Жизнь — это учеба в самом широком смысле этого слова, и, как всему в жизни, человеку необходимо учиться стареть правильно. Многочисленные наблюдения позволяют прийти к такому, на первый взгляд, удивительному выводу: удается не стареть именно тем, кто не хочет стареть! Думается, об этом небесполезно помнить и в молодом, и в преклонном возрасте, ибо эта жизненная позиция воспитывается и подтверждается самим человеком в течение повседневной жизненной практики и годами приобретаемого опыта.
С точки зрения диалектического материализма, старение — это биологическая и онтологическая закономерность, которая обусловлена предшествующими этому периоду этапами детства, отрочества, юности, т.е. всей предшествующей жизнью человека. Как бы парадоксально это ни звучало, но старение действительно начинается с первого дня рождения и продолжается до самой смерти. В этом контексте старость — это обязанность, которую надо выполнить. И выполнить ее надо с пользой для других, но и не в ущерб себе. Старость неизбежна, но можно сделать очень многое для того, чтобы оставаться и в пожилом возрасте духовно и физически молодым. Нужно только, чтобы человек научился правильно строить свою жизнь. И даже если полностью опровергнуть поговорку «Старость — не радость» все же не удается, то уж добавить радости собственной старости — задача вполне выполнимая для каждого сознательного в своем стремлении человека.