Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Для эффективной организации практики студентов в филиале назначается руководитель учебной практики от кафедры.
В его обязанности входит:
· методическое руководство практикой студентов; определение и конкретизации заданий в соответствии с программой обучения и в зависимости от специфики принимающей организации;
· предоставление консультаций студентам-практикантам;
· обеспечение проведения вводного и других видов инструктажа на все виды работ, выполняемых студентами;
· контроль соблюдения правил охраны труда на рабочих местах студентов в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами;
· постоянный контроль выполнения студентами программы практики;
· по окончании практики проверка наличия у студентов необходимых документов.
Руководитель практики должен:
· определить места проведения практики, договориться об условиях работы студентов с руководителями учреждений и организаций;
· распределить студентов по рабочим местам;
· составить расписание прохождения практики;
· согласовывать проведение практики с представителем принимающей организации, назначенным для работы со студентами-практикантами.
Каждый студент должен максимально использовать отведенное для практики время, качественно выполнить все задания, предусмотренные программой практики.
При прохождении практики студент обязан:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой;
- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;
- изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
Студенту, проходящему практику в организации, для выполнения самостоятельной работы, необходимо ознакомиться:
- с целями, задачами организации;
-с задачами, стоящими перед сотрудниками службы персонала или менеджера по персоналу;
-с организацией и планированием деятельности службы персонала;
-с административными правилами и распорядком рабочего дня;
Для этого практикант должен изучить:
-устав организации (учреждения);
- положение о службе персонала;
-штатное расписание и функциональные обязанности специалистов службы персонала;
-внутренние документы службы персонала;
-нормативные акты, которыми руководствуются специалисты в практической
деятельности.
Если студент испытывает трудности при самостоятельной работе над заданиями, он может проконсультироваться с наставником от учреждения, а также с руководителем практики от кафедры в часы консультаций. Для этого студентам рекомендуется систематически выписывать на полях дневника все интересующие его вопросы. При этом студент должен чётко формулировать вопросы, в которых он испытывает затруднения. За консультацией следует обращаться своевременно.
Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями практики от факультета, также в начале учебного года по итогам практики проводится отчетное собрание, на котором каждый студент защищает свой отчет по практике. В отчет включаются результаты выполнения типовых заданий по учебной практике.
Примерная структура основной части отчета.
Основная часть отчета содержит скорректированные формулировки всех обязательных заданий и сведения о логических этапах их выполнения.
Приведем пример того, как можно представить результаты альтернативных заданий для учебной практики.
Задание 1.
Структура организации может быть представлена в виде схемы с комментариями, касающимися деятельности основных структурных подразделений организации и их взаимодействия между собой. Особое внимание уделить роли службы персонала в структуре организации, ее основным функциям и задачам.
Задание 2.
Описать все документы, используемые в работе службы персонала или менеджера по персоналу, перечислить документы, предъявляемые при проверке, например, комитетом по охране труда. Описать специализированные компьютерные программы, используемые в работе службы персонала или менеджера по персоналу.
Задание 3.
Изучение должностных инструкций может быть представлено как подробное реферирование должностных инструкций и их анализ.
Продемонстрировать случаи несоответствия между должностными инструкциями и реально выполняемой работой. Попытаться понять возможные причины такого несоответствия.
9.1 Методические указания по написанию и оформлению отчёта по практике
По окончании практики студент обязан сдать руководителю практики Филиала оформленные отчётные материалы с отзывом о его работе, подписанным руководителем принимающей организации или её подразделения и заверенным печатью.
В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчётности студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением. В качестве отчётных материалов о прохождении практик выступают:
1. Направление на практику. В бланке «Направление на практику» необходимо заполнить графы: тема, задание (перечень работ), организация (место прохождения практики), сроки начала и окончания практики, продолжительность практики, навыки (приобретённые за время практики).
2. Отчёт о прохождении практики, составленный по утверждённой форме.
Текст отчёта по практике набирается в формате Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; поля: левое – 3,0 см, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,0 см; абзац – 1,25 см (отчёты в рукописном виде не принимаются). Страницы отчёта нумеруют арабским цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в центре нижней части листа (выравнивание от центра) без точки в конце номера.
Объём отчёта для учебной практики должен быть – 5-7 страниц (формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).
Текст отчёта должен включать следующие основные структурные элементы.
Введение:
· Цель, задачи, место, дата начала и продолжительность практики;
· Перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.
Основная часть:
· Описание организации работы в процессе практики, сведения об организации, в которой проходила практика (название, основные задачи, структура, функции подразделения, где практиковался студент и т.д.);
· нормативная база организации и подразделения, в котором проходила практика (федеральные и региональные правовые акты, внутренние регламентирующие документы);
· характер деятельности, которую осуществлял практикант (должностные обязанности, содержание работы и т.д.);
· индивидуальное задание студента-практиканта, его содержание и порядок выполнения;
· описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики.
Заключение:
· необходимо описать профессиональные навыки и умения, приобретённые за время практики; обобщить опыт работы;
· сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя пройдённой учебной практики.
Отчёт может быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.
Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но не засчитываются в объём работы.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.
Цифровой материал должен быть оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчёте непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчёта. Таблицы следует нумеровать арабским цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчёта. Номер следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку с её номером через тире.
Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
3. Дневник практиканта. Вдневнике освещаются следующие вопросы:
· сведения об организации, в которой проходила практика (название, основные задачи, структура, функции подразделения, где практиковался студент и т.д.);
· нормативная база организации и подразделения, в котором проходила практика (федеральные и региональные правовые акты, внутренние регламентирующие документы);
· характер деятельности, которую осуществлял практикант (должностные обязанности, содержание работы и т.д.);
· индивидуальное задание студента-практиканта, его содержание и порядок выполнения;
4. Отзыв - характеристика о прохождении практики студентом составляется руководителем организации, заверяется заверяется печатью организации и подписью руководителя. Для составления характеристики используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом. Отзыв – характеристика оформляются на бланке.
Все оформленные отчётные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности (см. приложение):
1. Титульный лист;
2. Направление на практику,
3. Отзыв-характеристика;
4. Отчёт о практике;
5. Дневник прохождения практики;
6. Приложения.
10. Формы отчётности по итогам учебной практики
В период прохождения практики студент обязан:
· полностью выполнять программу практики и работы, предусмотренные индивидуальным заданием;
· приобретать умения, навыки, компетенции по будущей специальности;
· строго соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка принимающей организации;
· выполнять указания руководителей практики от Филиала и принимающей организации;
· нести ответственность за выполняемую работу и её результаты.
Текущий контроль прохождения практики производится в следующих формах: ведение дневника по практике, выполнение индивидуальных заданий/практических работ.
Промежуточный контроль по окончании практики производится в форме защиты отчёта по практике.