Характера, предопределяющие уровень конфликтности
Кризисное общество неизбежно провоцирует у людей вспыльчивость, раздражительность и агрессивность, склонность к насильственным методам решения конфликтных ситуаций. Исследования Чикагского национального института показали, что в 1992 г. было зарегистрировано 110 тыс. случаев насилия на рабочем месте. По самым скромным подсчетам, убытки от них составили около 4,2 млрд. долл. Самыми высокими темпами растет число убийств и нанесения тяжких телесных повреждений. Они сопровождаются оскорблениями и угрозами в адрес работодателей со стороны уволенных или не получивших повышение работников.
Жертвами насилия часто становятся непосредственные начальники и сотрудники отделов кадров. Совершению таких преступлений способствуют жестокость и авторитарное управление на рабочем месте. Работники, совершившие преступление, утверждают, что не сам факт увольнения переполняет чашу их терпения, а то, как "жестоко" это было сделано.
В то же время закомплексованность, выработанная авторитарной воспитательной системой в нашей стране, приводит к пассивности, бездействию, неспособности преодолеть препятствия и справиться с фрустрационным состоянием.
В зарубежных исследованиях широко распространен при изучении личностного потенциала опросник Басс - Дарки, содержащий восемь субшкал агрессии[11]:
1) физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
2) косвенная агрессия - агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки) и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу);
3) раздражительность - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
4) негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов";
5) обида - зависть или ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
6) подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношениюк людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред;
7) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);
8) чувство вины - убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).
Итак, формы проявления агрессия весьма разнообразны. Чем более завуалированным является применяемый вид агрессии, тем меньше агрессивности усматривает ее носитель в своих действиях, тем труднее окружению вовремя дать его действиям правильную оценку.
Человек, ведущий себя пассивно, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. Он беззащитен перед сильными и наглыми требованиями других. В напряженных (конфликтных) ситуациях он занимает позицию "ведомого". Неудачи приводят к снижению самооценки и уровня притязаний. При критике оппонента он начинает каяться и извиняться, берет на себя его грехи и промахи, особенно если оппонент - его руководитель. Иногда он пытается овладеть ситуацией при помощи интриги, что в сущности является одной из форм скрытой агрессии.
Таким образом, для установления позитивных отношений к другим людям, выработки адекватной самооценки и конструктивного решения возникающих проблем необходимо качество, которое является как бы золотой серединой между агрессивностью и пассивностью. Это качество получило название ассертивность.
Ассертивность позволяет личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их реализации. Это умение оптимально реагировать на критику, замечания и решительно говорить "нет" себе и окружающим, когда это необходимо. Для ассертивного поведения характерно спокойствие, уравновешенность. Речь такого человека выразительна, темп речи равномерный. Взгляд открытый, не бегающий. Создается впечатление, что ему несвойственна напряженность и натянутость.
В работе с персоналом, особенно с управленческими кадрами выработка ассертивности стала одним из главных направлений в зарубежной психологии. Развить у себя ассертивность можно и без посещения специальных занятий. Для этого необходимо настроить себя на изменение линии поведения, не бояться возражать, уметь просить других об одолжении, не испытывая при этом чувства вины и неловкости. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру.
Контрольные вопросы:
Какова связь потребностей личности с конфликтным поведением?
Какова мотивация участия в конфликте у людей, относящихся к различным психологическим типам?
Конфликтные типы и сценарии их поведения.
Определение стресса взаимосвязь стресса и конфликта.
Можно ли повысить стрессоустойчивость? Назовите способы выработки устойчивости к стрессам.
Определение агрессивности и ассертивности как важнейших черт характера, предопределяющих уровень конфликтности.
Компоненты агрессивности.
Чем характеризуется ассертивное поведение личности?
Какие еще личностные особенности влияют на конфликтное поведение?