Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов

  OD ED NP
  «с фиксацией на препятствии» «с фиксацией на самозащите» «c фиксацией на удовлетворении потребности»
Е Е' – В ответе подчеркивается наличие препятствия. Пример: «эта ситуация определенно фрустрирует меня (досаждает, беспокоит)». Встречается главным образом в ситуации с препятствием Е – Враждебность, порицание, направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Пример: «Пошел к черту», «Вы виноваты...» E.Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок е – Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Это Вам надо разрешить этот вопрос»
I' – Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно-выгодно полезная. как приносящая удовлетворение (или заслуживающая наказания). Пример: «Эта ситуация фактически – благодеяние (выгода)». В замаскированной форме: «Мне очень жаль, что я послужил причиной этого» I – Порицание, осуждение, направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности угрызения совести. Пример: «Это меня надо осуждать за то, что произошло». 1 Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Я виноват, но я сделал это не нарочно» i– Субъект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию. открыто признавая или намекая на свою виновность. Пример: «Я беру ответственность за исправление этой ситуации на себя»
М М' – Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию. Пример: «Эта ситуация не имеет никакого значения» М – Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведено до минимума, осуждение избегается. Пример: «Ничего, на ошибках учимся» т – Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать; или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Вопрос решится сам собой, стоит только нам немного подождать поговорить, подумать»

Общая таблица GCR для здоровых лиц

№ рисунка OD ED NP   № рисунка OD ED NP
M’E’            
  I          
        E’    
          E, I  
    i        
    e   E’   e
          I  
             
             
  E     M’    
             
  E m   M’    

Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетным фактор, которым был оценен ответ, принимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляется на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение.

Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. лист ответов испытуемого), цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный максимум для каждого случая – 24, и, исходя из этого, вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, M, ОD, ЕD, NР представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – б, М – 4, записываются Е > 1> М.

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов, независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем примере. Например, мы получили ОD – 10, ЕD –б, NР – 8. Записывается ОD > NР > ЕD.

1. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записывается, например, Е > Е' > М.

2. Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е м I в ситуациях «препятствия» и «обвинения». Сумма Е и 1 рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или '1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.

Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Подобное изменение имеет большое значение для понимании реакций фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем, после девяти иди десяти ситуаций, которые вызывают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу.

Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой указывают численную оценку тенденции, которая определяется знаком «+» (положительная тенденция) или «- « (отрицательная тенденция).

Формула вычисления численной оценки тенденции: (а-в):(а+в), где а – количественная оценка в первой половине протокола, в – количественная оценка во второй его половине.

Для того чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.

Анализируется пять типов тенденций.

Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в графе ОD. Например, фактор Е' появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5, и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор I' появляется в целом только один раз, фактор М' появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.

Тип 2-й. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, М.

Тип 3-й. Аналогично рассматриваются факторы е,i,т.

Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф.

Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распределение факторов в трех графах, не учитывая направления; например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначения 3) и б – по второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ЕD и NP.

Наши рекомендации