Поведенческие аспекты контроля
С точки зрения поведенческих аспектов можно выделить два типа контроля:
1. Внешний контроль - когда его субъект и объект находятся в разных системах. На предприятии внешний контроль производится администрацией или специальными сотрудниками – контролерами.
Идея внешнего контроля основана на том, что люди лучше выполняют свои обязанности тогда, когда их деятельность находится под контролем руководства, и при этом точно знают, какое поощрение они получат за хорошую работу, и какое наказание – за плохую.
Проблема внешнего контроля заключается в том, что активность направлена не на само дело, а на то, что хотело бы видеть начальство. Ради этого забрасываются другие важные и нужные дела, блокируется информация, которая может поставить под сомнение те достижения, которые хотят показать начальству. Такое поведение называют ориентированным на контроль. Так, например, если работа агента по сбыту оценивается только по объему реализации, то он начнет агрессивно «навязывать» товар потребителям, не задумываясь о том, что так можно быстро насытить рынок, и дальнейшая деятельность организации может просто остановиться.
Другой отрицательный момент заключается в том, что сотрудники начинают выдавать искаженную информацию, манипулировать ею в свою пользу и тем самым, обесценивают всю процедуру контроля.
2. Внутренний контроль - когда его субъект и объект находятся в одной системе. Такой контроль предполагает, что исполнители сами следят за результатами своей работы и вносят, по мере необходимости, в нее изменения.
Система внутреннего контроля – система самоконтроля. Она основана на коллективном определении целей фирмы или подразделений. Поскольку в условиях самоконтроля внешние оценки используются для выяснения сути проблем и не влияют на заработную плату и доходы, то она направлена на то, чтобы подсказать, как лучше работать.
Виды управленческих решений и их классификация
Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.
Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений. В обобщенном виде классификация управленческих решений представлена в таблице.
Объект управления
- Маркетинговые
- Производственные
- Финансовые
- Кадровые
Характер процессапринятия решения
- Интуитивные
- Основанные на суждениях
- Рациональные
Количество альтернатив
- Стандартные
- Бинарные
- Многоальтернативные
- Инновационные
Сроки действия
- Постоянные (о технике безопасности)
- Длительного действия (должностная инструкция)
- Периодические (ежеквартальные)
- Краткосрочные (диспетчирование);
- Разовые (о премировании)
Частота принятия решений
- Единовременные
- Циклические
- Частые
Форма
- Письменные
- Устные
Содержание
- Производственные
- Социально-политические
- Экономические
- Организационные
- Технические
Возможность автоматизации
- Программируемые (связаны с большим объемом информации)
- Поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация — в рамках частных задач)
- Принимаемые на основе только логического обоснования
- Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)
Время наступления последствий для объекта управления
- Стратегические
- Перспективные
- Текущие
- Оперативные
- Стабилизационные