Поведенческие аспекты контроля

С точки зрения поведенческих аспектов можно выделить два типа контроля:

1. Внешний контроль - когда его субъект и объект находятся в разных системах. На предприятии внешний контроль производится администрацией или специальными сотрудниками – контролерами.

Идея внешнего контроля основана на том, что люди лучше выполняют свои обязанности тогда, когда их деятельность находится под контролем руководства, и при этом точно знают, какое поощрение они получат за хорошую работу, и какое наказание – за плохую.

Проблема внешнего контроля заключается в том, что активность направлена не на само дело, а на то, что хотело бы видеть начальство. Ради этого забрасываются другие важные и нужные дела, блокируется информация, которая может поставить под сомнение те достижения, которые хотят показать начальству. Такое поведение называют ориентированным на контроль. Так, например, если ра­бота агента по сбыту оценивается только по объему реализа­ции, то он начнет агрессивно «навязывать» товар потребителям, не задумываясь о том, что так можно быстро насытить рынок, и дальнейшая деятельность организации может просто оста­новиться.

Другой отрицательный момент заключается в том, что сотрудники начинают выдавать искаженную информацию, манипулировать ею в свою пользу и тем самым, обесценивают всю процедуру контроля.

2. Внутренний контроль - когда его субъект и объект находятся в одной системе. Такой контроль предполагает, что исполнители сами следят за результатами своей работы и вносят, по мере необходимости, в нее изменения.

Система внутреннего контроля – система самоконтроля. Она основана на коллективном определении целей фирмы или подразделений. Поскольку в условиях самоконтроля внешние оценки используются для выяснения сути проблем и не влияют на заработную плату и доходы, то она направлена на то, чтобы подсказать, как лучше работать.

Виды управленческих решений и их классификация

Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и струк­туры решения создать простую и четкую их классификацию представ­ляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.

Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений. В обоб­щенном виде классификация управленческих решений представлена в таблице.

Объект управления

  • Маркетинговые
  • Производственные
  • Финансовые
  • Кадровые

Характер процессапринятия решения

  • Интуитивные
  • Основанные на суждениях
  • Рациональные

Количество альтернатив

  • Стандартные
  • Бинарные
  • Многоальтернативные
  • Инновационные

Сроки действия

  • Постоянные (о технике безопасности)
  • Длительного действия (должностная инструкция)
  • Периодические (ежеквартальные)
  • Краткосрочные (диспетчирование);
  • Разовые (о премировании)

Частота принятия решений

  • Единовременные
  • Циклические
  • Частые

Форма

  • Письменные
  • Устные

Содержание

  • Производственные
  • Социально-политические
  • Экономические
  • Организационные
  • Технические

Возможность автоматизации

  • Программируемые (связаны с большим объемом информации)
  • Поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация — в рамках частных задач)
  • Принимаемые на основе только логического обоснования
  • Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)

Время наступления последствий для объекта управления

  • Стратегические
  • Перспективные
  • Текущие
  • Оперативные
  • Стабилизационные

Наши рекомендации