Поведенческие аспекты контроля

Люди являются неотъемлемым элементом контроля. Следовательно, при разработке контроля менеджер должен учитывать поведение людей.

Правильно организованный контроль очень важен иво многом зависят от искусства менеджера. Он должен быть достаточно требователен, чтобы подчиненные всегда чувствовали ответственность за свои действия и решения. И в тоже время по-настоящему умелый менеджер знает» что непрерывно контролировать своих подчиненных вредно: они теряет самостоятельность, инициативу и начинают верить, что без менеджера не смогут сделать ни шагу.

Есть сферы деятельности, где контроль намеренно де­лают видимым. Например, бухгалтер знает о том, что его работа будет проверяться ревизором, рабочие на производ­ственной линии знают, что изготовленные детали пройдут проверку в отделе технического контроля, перепроверяются работа банковских служащих и других. Наглядность контроля имеет цель оказать воздействие на поведение сотрудников, сконцентрировать их усилия, чтобы предотвратить ошибки в работе и направить на достижение целей организации.

Менеджеру следует учитывать побочные эффекты контроля. Один, такой эффект — срыв в поведении людей. Это бывает в случае слишком частого» проведения контроля.

Другой эффект можно назвать «поведением, ориенти­рованным на контроль». Люда понимают, что, их достиже­ния и ошибки в областях, где руководство установило стан­дарты и осуществляет контроль, служат основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому под­чиненные обычно хотят «хорошо выглядеть» при проверке. Исследованиями выявлена тенденция сотрудников всячес­ки поддерживать работу в тех областях, где проводятся из­мерения, и снижать усилия там, где измерения не проводят.

Специалисты в области менеджмента дают рекоменда­ции по повышению эффективности контроля:

• установить осмысленные стандарты, воспринимае­мые сотрудниками;

• обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;

• устанавливать жесткие, но достижимые стандарта избегать чрезмерного контроля;

• вознаграждать за достижение стандарта.

Итак, мы рассмотрели менеджмент с точки зрения реализации важнейших функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Менеджерское искусство — это высокая степень мастерства в осуществлении этих функ­ций. Для эффективного их осуществления необходимы свя­зующие процессы, такие как принятие решений и комму­никация. Как принимаются управленческие решения — это предмет изложения следующей главы.

Наши рекомендации