Переходный возраст в жизни мужчины
Период взрослости.
Период взросления. Ранняя взрослость. (23-30 лет).
- диалектического мышления, гибкое использование интеллекта и развивающиеся смысловые системы.
Д. Левинсон жизненный путь мужчин:
· Соотнесение мечты и реальности
· Обретение наставника
· Построение карьеры
· Установление близких отношений- построение семьи
женщины из тех же 4 задач: особенно отличия в мужских и женских мечтах. Мужские мечты о будущем в основном связаны с работой, женские более раздроблены – стремление сочетать карьеру и замужество.
Второе отличие- женщины имеют наставников реже, чем мужчины.
30-летний рубеж представляет собой стрессовую ситуацию как для мужчин, так и для женщин.
v У мужчин сосредоточенность на карьере, работе не меняется,
v у женщин - изменение приоритетов, установленных в начале ранней взрослости: замужество и воспитание детей- профессиональные цели...
идеал семьи. - огромная сила воздействия на человека- стереотипы поведения родительских семей-стереотипов в виде ожиданий и требований (даже по отношению друг к другу).- любовная лодка разбивается о быт: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совместное проведение времени и тому подобное.
Создание семьи требует опыта устройства собственного Я в его психологическом пространстве: опыта осознания собственной концепции жизни, собственной Я-концепции и концепции другого человека.
Семья- это работа по созданию общего психологического пространства- не разрушает психологического пространства каждого человека- создается усилиями двоих.
- взаимодействовать друг с другом по поводу того, что они делают, на что направляют свои усилия.
Роль матери.
· стремление быть независимой, что учит ответственности, а без нее мать - не мать.
· готовность браться за любую работу и доводить ее до конца, а без работоспособности и терпения матери обойтись никак нельзя.
· убеждение, что семья нерасторжима, а любовь непреходяща, является сильным стимулом старания выходить из семейных конфликтов без потерь.
· учиться понимать друг друга без посредников - с этого и началась моя материнская школа
- смещение ролей жены и матери
- переживание, связанное с определением ею своего назначения.
Роль отца в семье - это роль кормильца.
Становиться отцом - это значит становиться носителем, моделью правильной жизни Психологические ловушки при освоении роли отца.
1) «ловушка простой цели» («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);
2) «ловушка ожидаемого долженствования», например, «Я тебе отец, поэтому ты меня должен любить и уважать»;
3) «ловушка нормальности», или «все, как у людей» - потенциальный отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;
4) «ловушка правоты силы», или «против лома нет приема» - отказ от всех возможных способов разрешения конфликтов, кроме силовых или связанных с демонстрацией силы;
5) «ловушка возраста» («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ничего не понимает, пусть мать с ним возится»).
6) «ловушка подарка» («Я ему все покупаю, что захочет...»).
7) «ловушка потребительства», или «в семье можно расслабиться». Чувства других членов семьи не учитываются;
8) «ловушка превосходства пола» - заведомый отказ от способов решения жизненных задач (женским) неизвестным способом;
9) «ловушка социальной ценности пола» («Мальчик себе всегда дорогу пробьет», «Мужчину везде на работу возьмут», «Меня любая подберет»).
10) «ловушка ревности к детям»
О ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ
(30-35 ЛЕТ)
Переходный возраст, к сожалению, для большинства людей - это половина прожитой жизни.
Что происходит в переходном возрасте для женщины: она достигает максимума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует себя сильной, источник этой силы - ее тело, его органическая, полноценная жизнь; это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия («Я могу, потому что у меня есть силы»).
В этом возрасте проходит испытание разумом сила материнских чувств. Это проявляется, в частности, в том, что психологическая дистанция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как пространственно (дети большую часть времени проводят вне семьи), так и содержательно. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их матери.
Психологическое пространство семейных отношений начинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.).
Одна из важнейших особенностей переходного возраста женщины: -надо уже и уметь строить поведение в соответствии со своей ролью. - психологическое пространство становится сложнее и шире за счет уже упоминавшихся чужих людей.
дети - она их учит неправильно, сейчас у детей другие правила.
чувства к мужу - надо учиться (заново, снова и так всю жизнь) проявлять свое чувство, чтобы оно жило.
Одна из психологических ловушек этого возраста состоит в соблазне уйти в собственные чувства.
Переживания женщины, основанные на ее чувствах и эмоциях, создают еще одну психологическую ловушку – ловушку участия, или, точнее, со-участия в жизни близких людей, о которых она постоянно думает.
Переходный возраст в жизни мужчины
1) отец-друг,
2) отец - судья,
3) отец - кормилец,
4)отец - психотерапевт,
5) отец - «нет дома».
Данная классификация отражает различную степень связи отца с членами семьи.
Интеллектуальные силы мужч - в освоении нового, в способности к сосредоточению.
Эмоциональная сила мужчины проявляется в его возможности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и управлять ими.
Социальная сила - его умение общаться с другими людьми, понимать их, сотрудничать с ними для достижения общих высоких целей. Незаменимость - нужность другим людям - это и есть проявление социальной силы.
Социальная сила человека невозможна без его материальной силы-духовной силы.
В переходном возрасте условиями, способствующими развитию рефлексии мужчины на содержание собственного мышления, являются:
- смена оценок близких людей за счет появления в психологическом пространстве большего числа чужих людей;
- необходимость осуществлять по отношению к подрастающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни;
- необходимость выстраивать отношения с собственным меняющимся телом и его свойствами;
- необходимость оценивать пройденный жизненный путь как его возможную половину (возможное несоответствие переживаний психологического и физического возраста).
Друзья.