Глава 3 Результаты экспериментального исследования показателей надежности профессиональной деятельности сотрудников ОВД

Анализ и интерпретация результатов исследования

Данные результатов статистическо-математической интерпретации

Выводы исследования

Заключение

Профессиональная деятельность сотрудника ОВД принадлежит к разряду «сложных» профессий, предъявляющих очень высокие психологические и психофизиологические требования к сотрудникам.

Личность сотрудника органов внутренних дел отличается сложностью и многогранностью. Она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, который избрал профессию сотрудника органов внутренних дел в качестве одной из главных своих жизненных целей.

Формирование личности сотрудника ОВД – это сложный процесс превращения требований современного законодательства, соответствующих ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у лица, которое выбрало для себя работу в органах внутренних дел. Огромное значение в формировании личности сотрудника ОВД имеет учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет сложный комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности.

…..

Список использованной литературы

1. Акуленок, В.Н. Проблемы гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел. Криминологическая виктимология / В.Н. Акуленок. – Витебск: Вестник ВГУ, 2014. – С. 75-81.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – СПб.: Питер, 2002. – 756 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2000. – 326 с.

4. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб., Нева: 2004. – 375 с.

5. Бессонова, Ю.В. Ценностные предпосылки профессиональной надежности / Ю.В. Бессонова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Psihologia/10_94600.doc.htm

6. Бехтонов, В.М. Об профессиональном исследовании / В.М. Бехтонов. – СПб.: Энергия, 2002. – 355 с.

7. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М., 2001. – 288 с.

8. Болотова, А.К. Время и личность. Временные изменения феноменов личности / А.К. Болотова, В.Д. Бекренев. – М.: Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007, том 4. – №3. – С. 59-68.

9. Бондаренко, А.В. Профессиональная надежность / А.В. Бондаренко. // М.: Вестник МГУ, 2013. – С. 38-45.

10. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

11. Вдовиченко, О.В. О теоретических подходах к пониманию проблемы риска / О.В. Вдовиченко. // Наука и образование. – Одесса, 2001. – № 1. – С. 34-36.

12. Вдовиченко, О.В. Личностно-психологические детерминанты явления риска // Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях / Сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. аспирантов / О.В. Вдовиченко, А.Я. Чебыкин. – Смоленск, 2001. – С. 68-73.

13. Вогоров, З.Ф. Психология профессионального / З.Ф. Вогоров. – Омск: Омская ВШ МВД РФ, 2004. – 365 с.

14. Волков, А.А. Трансформации ценностно-смысловой сферы сотрудников милиции общественной безопасности как психологические барьеры в их успешной профессиональной самореализации / А.А. Волков // Вестник ИДНК «Экономика и управление народным хозяйством». – Ставрополь. – 2010. – № 2 (14). – С.125-128.

15. Герасимов, В.Н. Испытание должностью / В.Н. Герасимов. – М., 2001. – 318 с.

16. Еникеев, Е.Е. Юридическая психология / Е.Е. Еникеев. – М.: Норма, 2000. – 386 c.

17. Жирнов, О.А. Адаптация сотрудников ОВД в экстремальных условиях. Автореф. дис. канд. псих. наук / О.А. Жирнов. – Ярославль, 2014. – 193 с.

18. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.– 2-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.

19. Зелинский, А.Ф. Криминальная психология. Научно-практическое издание / А.Ф. Зелинский. – Киев: Юринком Интер, 2001. – 240 с.

20. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.

21. Капто, А.С. Профессиональная этика / А.С. Капто. – М.: Изд-во СКАГС, 2016. – 799 с.

22. Колодкин, Л.М. Социально-психологические аспекты отношений коллектива и личности в подразделениях ОВД // Психолого-педагогические проблемы идейно-политического воспитания личного состава ОВД, укрепления дисциплины и социалистической законности / Л.М. Колодкин. –М., 2005. – 368с.

23. Корнилова, Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений / Т.В. Корнилова. // Вопросы психологии, 1994. – № 6.

24. Корнилова, Т.В. О типах интеллектуальных стратегий принятия решений / Т.В. Корнилова. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1985. – № 3. – С. 11–24.

25. Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц.П. Короленко. – Л., 1978. – 271 с.

26. Куашева, Е.Р. Жизнестойкость и ценностно-смысловые предпочтения личности: согласованность и противоречия (на материале сотрудников органов внутренних дел) / Е.Р. Куашева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.vestnik.adygnet.ru/files/2011.3/1390/kuasheva2011_3.pdf.

27. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Акварель, 2004. – 456 с.

28. Маклаков А.Г. Психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2004. – 258 с.

29. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 389 с.

30. Мечитов, А.И. Восприятие риска / А.И. Мечитов, С.Б. Ребрик // Психологический журнал, 1990. – Т.11. – №3. – С.87.

31. Минская, B.C., Чечель, Г.И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения / В.С. Минская, Г.И. Чечель. – Иркутск, 1988.

32. Муравьев, И.В. Психологические особенности сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дис. канд. псих. наук / И.В. Муравьев. – СПб, 2015. – 186 с.

33. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. ид. центр ВЛАДОС, 2007. – 458 с.

34. Никифоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1996. – 176 с.

35. Носков, В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного службы БХСС / В.А. Носков. – СПб: Питер, 2003. – 378 с.

36. Об органах внутренних дел: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З: с изм. и доп.: текст по сост. на 19 июля 2016 г. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.

37. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/ / под ред. Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. – М.: МВД РФ, 2006. – 454 с.

38. Панкин, А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности / А.И. Панкин. – М., 1996. – 348 с.

39. Парогова, Е.В. Психология профессионального / Е.В. Парогова. – Минск: АВЕРСЭВ, 2002. – 248 с.

40. Пономарев, И.В. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел / И.В. Пономарев. – М.: Норма, 2008. – 396 с.

41. Поярков, С.Ю. Формирование профессиональной надежности правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России: Автореферат дисс. канд. пед. наук / С.Ю. Поярков. – СПб, 1997. – 118 с.

42. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 639 с.

43. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

44. Психология. Педагогика. Этика / под редакцией Ю.В. Наумкина. – М.: ЮНИТИ. 2002. – 288 с.

45. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

46. Рабочая книга для практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / под ред. Л.И. Уманского. – М., 2006.

47. Романова, В.А. Психическая деятельность в экстремальных условиях / В.А. Романова // Вопросы психологии. – 2014. – № 5. – С. 45-48.

48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. / С.Л. Рубинштейн. – М., 2006

49. Рыжаков, А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / А.П. Рыжаков. – М., 2003. – 420 с.

50. Сафронов, А.Д. Проблема риска в деятельности сотрудников МВД / А.Д. Сафронов. – М.. 1997. – [Электронный ресурс : http://ecsocman.hse.ru/cata1226/853/1231/010:SAFRONOV]

51. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: «Речь», 2002. – 256 с.

52. Столяренко, А.М. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 639 с.

53. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология / Ю.К. Стрелков. – М., 2001.

54. Стрижов, Е.Ю. Нравственно-психологический подход в оценке надежности личности / Е.Ю. Стрижов // Психология человека в современном мире: Мат-лы юбилейной научн. конф. 15-16 окт. 2009 г. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2009. – Т.6. – С. 312-319.

55. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учебное пособие / В.А. Толочек. – СПб: Питер, 2005. – 479 с.

56. Фатеев, Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органа внутренних дел / Н.М. Фатеев. – М., 2003. – 369 с.

57. Чуфаровский, Ю.В. Опрос как метод получения информации в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Юрист, 2008. – № 1. – С. 32-38.

58. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Право и закон, 1999. – 268 c.

59. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Феникс, 2004. – 386 с.

60. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология / Г.Г. Шиханцов. – М., 2008. – 380 с.

Приложения

Приложение А

Характеристика выборки исследования

имя возраст образование звание
Даниил А. высшее майор
Станислав А. высшее капитан
Алексей Н. высшее майор
Петр О. ср.специальное майор
Иван К. высшее майор
Виктор Н. ср.специальное майор
Степан У. высшее капитан
Александр А. ср.специальное майор
Александр Б. ср.специальное майор
Олег Н. высшее майор
Константин С. ср.специальное майор
Владислав Ц. высшее подполковник
Виталий Н. ср.специальное майор
Руслан П. высшее подполковник
Даниил Н. ср.специальное майор
Юрий М. высшее подполковник
Михаил Р. ср.специальное капитан
Никита В. ср.специальное майор
Даниил К. высшее подполковник
Сергей К. высшее майор
Павел Т. высшее подполковник
Степан М. высшее капитан
Роман В. высшее капитан
Владимир В. ср.специальное майор
Павел Н. высшее майор
Федор К. ср.специальное капитан
Степан З. высшее майор
Виктор А. высшее капитан
Дмитрий С. высшее капитан
Виталий А. высшее майор
Денис Л. ср.специальное майор
Святослав А. ср.специальное капитан
Роман Ж. высшее капитан
Артем Р. ср.специальное майор
Батыр Е. высшее капитан
Владимир П. ср.специальное капитан
Даниил В. высшее подполковник
Глеб М. высшее капитан
Марат Т. высшее подполковник
Макар В. ср.специальное майор
Степан М. высшее подполковник
Сергей В. высшее капитан
Константин И. ср.специальное майор
Илья А. высшее подполковник
Святослав Т. ср.специальное капитан
Тарас Л. высшее подполковник
Денис А. ср.специальное капитан
Владислав А. ср.специальное майор
Даниил Р. ср.специальное майор
Павел Ш. высшее майор

Приложение Б

Вопросы теста по методике Р. Кеттелла

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше чем была раньше:

да; трудно сказать; нет;

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

да; иногда; нет;

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

бандитом; святым; тучей;

4. Когда я ложусь спать, то:

засыпаю быстро; когда как; засыпаю с трудом;

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

пропустить вперёд большинство машин; не знаю; обогнал все идущие впереди машины;

6. В компании я представляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории:

да; иногда; нет;

7. Мне важно, чтобы во всем окружающем не было беспорядка:

верно; трудно сказать; неверно;

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть:

да; иногда; нет;

9. Я бы скорее занимался:

фехтованием и танцами; затрудняюсь сказать; борьбой и баскетболом;

10. Меня забавляет несоответствие между тем, что люди делают и что они потом рассказывают об этом:

да; иногда; нет;

11. Читая о каком-нибудь происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

всегда; иногда; редко;

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:

верно; не знаю; неверно;

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

верно; не знаю; неверно;

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приёмов:

верно; не знаю; неверно;

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

верно; иногда; нет;

16. Думаю, что я менее чувствительный и менее возбудимый, чем большинство людей:

верно; затрудняюсь ответить; неверно;

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

верно; когда как; неверно;

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раздражения к моим родителям:

да; не знаю; нет;

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

моим хорошим друзьям; не знаю; нет;

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный» это:

небрежный; тщательный; приблизительный;

21. У меня, как правило, хватает энергии, когда мне это необходимо:

да; трудно сказать; нет;

22. Меня больше раздражают люди, которые:

своими грубыми шутками вгоняют людей в краску; затрудняюсь ответить; создают неудобства, когда они опаздывают на условленную встречу со мной;

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

верно; когда как; неверно;

24. Я думаю, что:

можно не все делать одинаково тщательно; затрудняюсь сказать; любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за неё взялись;

25. Мне обычно приходится преодолевать смущение:

да; иногда; нет;

26. Мои друзья чаще:

советуются со мной; делают то и другое; дают мне советы;

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

да; иногда; нет;

28. Мне нравится друг:

интересы которого имеют деловой и практический характер; не знаю; который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь;

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твёрдо верю:

верно; затрудняюсь сказать; неверно;

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

да; не знаю; нет;

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, я бы предпочёл:

играть в шахматы; затрудняюсь сказать; играть в городки;

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

да; затрудняюсь сказать; нет;

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

да; трудно сказать; нет;

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

да; иногда; нет;

35. Мне бывает трудно признать что я не прав:

да; иногда; нет;

36. На предприятии было бы интереснее:

работать с машинами и механизмами, участвовать в основном производстве; трудно сказать; беседовать с людьми, заниматься общественной работой;

37. Какое слово не связано с двумя другими:

Луна; воздух; солнце;

38. То, что в некоторой степени отвлекает моё внимание:

раздражает меня; нечто среднее; не беспокоит меня совершенно;

39. Если бы у меня было много денег, то я:

позаботился бы о том, что бы не вызвать к себе зависти; не знаю; жил бы, не стесняя себя ни в чём;

40. Худшее наказание для меня:

тяжелая работа; не знаю; быть запертым в одиночестве;

41. Люди должны больше, чем они это делают сейчас, соблюдать нравственные нормы:

да; иногда; нет;

42. Мне говорили, что ребёнком был я:

спокойным и любил оставаться один; трудно сказать; живым и подвижным и меня нельзя было оставить одного;

43. Мне нравилась бы практическая работа с различными установками и машинами:

да; не знаю; нет;

44. Думаю, что большинство свидетелей на суде говорят правду, даже если это нелегко для них:

да; трудно сказать; нет;

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:

верно; затрудняюсь сказать; неверно;

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

верно; не знаю; неверно;

47. Я никогда не чувствовал себя таким несчастным, чтобы хоте- лось плакать:

верно; не знаю; неверно;

48. В музыке я наслаждаюсь:

маршами в исполнении духовых оркестров; не знаю; скрипичным соло;

49. Я бы скорее предпочёл провести два летних месяца:

в деревне с одним или двумя друзьями; затрудняюсь сказать; возглавляя группу в туристическом лагере;

50. Усилия, затраченные на составление планов:

никогда не лишни; трудно сказать; не стоят этого;

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают меня:

верно; не знаю; неверно;

52. Когда мне всё удаётся, я нахожу эти дела мелкими:

всегда; иногда; редко;

53. Я предпочёл бы скорее работать:

в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и всё время быть среди них; затрудняюсь ответить; работать в одиночестве, например, архитектором, который разрабатывает свой проект;

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

лесу; растению; листу;

55. То, что я делаю, у меня не получается:

редко; время от времени; часто;

56.В большинстве дел я:

предпочитаю рискнуть; когда как; предпочитаю действовать наверняка;

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:

скорее всего, это так; не знаю; думаю, что нет;

58. Мне больше нравится человек:

большого ума, будь он даже ненадёжен и непостоянен; трудно сказать; со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам;

59.Я принимаю решения:

быстрее, чем многие люди; не знаю; медленнее, чем большинство людей;

60. На меня большее впечатление производят:

мастерство и изящество; трудно сказать; сила и мощь;

61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству:

да; нечто среднее; нет;

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

да; не знаю; нет;

63. Я предпочитаю:

сам решать вопросы касающиеся меня лично; затрудняюсь ответить; советоваться с моими друзьями;

64. Если человек сразу не отвечает на мои слова, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

верно; не знаю; неверно;

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

на уроках; не знаю; читая книги;

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

верно; иногда; неверно;

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, то я стараюсь:

заняться другим вопросом; затрудняюсь сказать; ещё раз пытаюсь решить этот вопрос;

68. У меня возникают сильные эмоции (тревога, гнев, приступы смеха и т.д.) казалось бы, без определённых причин:

да; иногда; нет;

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

верно; иногда; неверно;

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

да; иногда; нет;

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,4,0,5,… - будет:

10; 5; 7;

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определённой причины:

да; иногда; нет;

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:

да; иногда; нет;

74. Я живу сегодняшним днём в большей степени, чем другие люди:

верно; трудно сказать; неверно;

75. На вечеринке мне нравится:

принимать участие в интересной деловой беседе; затрудняюсь ответить; отдыхать вместе со всеми;

76. Я высказываю своё мнение независимо от того, кто меня слушает:

да; иногда; нет;

77. Если бы я мог перенестись в прошлое то больше бы хотелось встретиться:

с Колумбом; не знаю; с Пушкиным;

78. Я вынужден сдерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

да; иногда; нет;

79. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

да; трудно сказать; нет;

80. Работая в магазине, я предпочёл бы:

оформлять витрины; не знаю; быть кассиром;

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

сразу же думаю: "У него плохое настроение"; не знаю; беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил;

82. Многие неприятности происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворитель- ные способы решения этих вопросов:

да; иногда; нет;

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

да; иногда; нет;

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

да; иногда; неверно;

85. Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большинство людей:

верно; не знаю; неверно;

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной:

верно; иногда; неверно;

87. Бывает, что всё утро я не хочу ни с кем разговаривать:

часто; иногда; никогда;

88. Мне бывает скучно:

часто; иногда; редко;

89. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин., отмеренных по точным часам, то эти часы:

отстают; идут правильно; спешат;

90. Люди говорят, что мне нравится всё делать своим оригинальным способом:

верно; иногда; неверно;

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны:

да; иногда; нет;

92. Дома в свободное время я:

отдыхаю от всех дел; затрудняюсь ответить; занимаюсь интересующими меня делами;

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:

да; иногда; нет;

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой:

да; затрудняюсь сказать; нет;

95. Мне кажется, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

да, в большинстве случаев; иногда; нет;

96. Мне кажется, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

да; не знаю; нет;

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

натуралистом и работать с растениями; не знаю; страховым агентом;

98. Я подвержен суевериям и беспричинному страху по отношению к некоторым вещам, например, к определённому животному, местам, датам:

да; иногда; нет;

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

да; трудно сказать; нет;

100. Я предпочитаю игры:

где надо играть в команде или иметь партнёра; не знаю; где каждый играет за себя;

101. Ночью мне снятся фантастические и нелепые сны:

да; иногда; нет;

102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

да; иногда; нет;

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:

да; иногда; нет;

104. Какое слово менее связано с другими:

думать; видеть; сломать;

105. Если мать МАРИИ является сестрой отца АЛЕКСАНДРА, то кем является АЛЕКСАНДР по отношению к МАРИИ: двоюродным братом; племянником; дядей.

Приложение В

Текст опросника «Уровень субъективного контроля»

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:

-3 – не согласен полностью

-2 – не согласен частично

-1 – скорее не согласен, чем согласен

+1 – скорее согласен, чем не согласен

+2 – согласен частично

+3 – согласен полностью»

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного обстоятельства, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10. Мои отметки и школе чаще зависели от случайных обстоя­тельств (например, от настроения учителя), чем от моих соб­ственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случаи или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семенных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моей болезни или болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто думаю, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию детей часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда трудно было понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» – с обратным знаком.

Ключ

Шкала «+» «–» Σ
Ио 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43  
Ид 12; 15; 27; 32; 36; 37 1; 5; 6; 14; 26; 43  
Ин 2; 4; 20; 31; 42; 44 7; 24; 33; 38; 40; 41  
Ис 2; 16; 20; 32; 37 7; 14; 26; 28; 41  
Ип 19; 22; 25; 31; 42 1; 9; 10; 24; 30  
Им 4; 27 6; 38  
Из 13; 34 3; 23  

2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Стены «Сырые» баллы
Ио интервал Ид интервал Ин интервал Ис интервал Ип интервал Им интервал Из интервал
от до от до от до от до от до от до от до
-132 -14 -36 -11 -36 -8 -30 -30 -5 -12 -7 -12 -6
-13 -3 -10 -7 -7 -4 -11 -8 -4 -1 -6 -5 -5 -4
-2 -6 -3 -3 -7 -5 -4 -3 -3 -2
-2 -4 -1 -2 -1 -1

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Количественно и качественно показатели УСК можно интерпритировать по семи шкалам, сравнивая результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Приложение Г

Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)

Инструкция: «Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение. Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение. Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов»

Тестовый материал

1. Я часто не уверен в собственных реше­ниях.

2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с тру­дом заставляю себя встать с постели.

4. Я постоянно занят, и мне это нравится.

5. Часто я предпочитаю «плыть по тече­нию».

6. Я меняю свои планы в зависимости от об­стоятельств.

7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.

8. Непредвиденные трудности порой силь­но утомляют меня.

9. Я всегда контролирую ситуацию настоль­ко, насколько это необходимо.

10. Порой я так устаю, что уже ничто не мо­жет заинтересовать меня.

11. Порой все, что я делаю, кажется мне бес­полезным.

12. Я стараюсь быть в курсе всего происхо­дящего вокруг меня.

13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

14. Вечером я часто чувствую себя совершен­но разбитым.

15. Я предпочитаю ставить перед собой труд­нодостижимые цели и добиваться их.

16. Иногда меня пугают мысли о будущем.

17. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.

18. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.

19. Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.

20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.

21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.

22. Я люблю знакомиться с новыми людьми.

23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не уме­ет видеть интересное.

24. Мне всегда есть чем заняться.

25. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.

26. Я часто сожалею о том, что уже сделано.

27. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.

28. Мне трудно сближаться с другими людьми.

29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно.

30. Если бы я мог, я многое изменил бы в про­шлом.

31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.

32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.

33. Мои мечты редко сбываются.

34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни.

35. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.

36. Порой я мечтаю о спокойной размерен­ной жизни.

37. Мне не хватает упорства закончить начатое.

38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бес­цветной.

39. У меня нет возможности влиять на нео­жиданные проблемы.

40. Окружающие меня недооценивают.

41. Как правило, я работаю с удовольствием.

42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.

43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.

44. Друзья уважают меня за упорство и не­преклонность.

45. Я охотно берусь воплощать новые идеи.

Обработка результатов теста. Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Ключ к тесту жизнестойкости.

  Прямые пункты Обратные пункты
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Средние и стандартные отклонения общего показателя.

Нормы Жизне­стойкость Вовле­ченность Контроль Принятие риска
Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39  

Приложение Д

Наши рекомендации