Выполнение контрольного задания по уроку 7
Вы закончили работу над уроком 7. Вы начали работать с объемным восприятием применительно к Технике быстрого чтения. Вы продвинулись еще на один шаг в Технике тренировки памяти на новом качественном уровне. Урок 7 является последним в части II, поэтому будьте особенно внимательны как при выполнении контрольного задания по уроку, так и при составлении отчета.
7.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори». Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130—150 стр. или 300 000 зн. Ориентировочное время на прочтение книги (I чтения) = 25 мин.
Прочитайте книгу в режиме «Сатори». Сделайте анализ прочитанного вами произведения. Зафиксируйте результаты чтения книги на бланке отчета по уроку № 7.
Не забудьте отметить скорость чтения книги в режиме «Сатори» на своем графике изменения скорости чтения книг в режиме «Сатори» (см. рис.8), по которому вы следите за своим . продвижением, после чего приступайте к выполнению следующего пункта контрольного задания урока 7.
7.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 6 для тренировки памяти. Переверните бланк отчета по уроку № 7, на обороте которого находится шестнадцатиячеечная матрица для теста.
На рис.38 изображена «Рабочая матрица № б для тренировки памяти». Созерцайте матрицу 5 сек. Закройте исходный рисунок и занесите символы, которые вы успели запомнить, в семь клеток шестнадцатиячеечной матрицы на вашем бланке.
Оцените свою работу, определив коэффициент запоминания, аналогично тому, как вы делали это на уроке 2 (см. п.2.5.2). Проставьте свой коэффициент запоминания рядом с заполненной вами рабочей матрицей № 6 на обороте вашего
бланка отчета по уроку № 7.
7.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту №4 «Сон и бодрствование». Вы неоднократно читали медитативный текст № 4 «Сон и бодрствование». Учитывая, что текст небольшой, мы предлагаем вам в этом же уроке ответить на контрольные вопросы по медитативному тексту № 4. Пишите только ваши ответы под порядковыми номерами соответствующих вопросов, возьмите для этой цели отдельный лист бумаги.
Вопросы по медитативному тексту № 4 «Сон и бодрствование»
1. Что является основой медитации по утверждению древних китайских философов?
2. Как вы понимаете выражение «жизнь есть сон»?
3. Какие страны упоминаются в тексте? 5. Что полезного для себя вы извлекли из текста? Теперь, когда вы выполнили контрольное задание по уроку 7, который является последним в части II учебно-методических материалов, подготовьте отчет по у року 7. Будьте, пожалуйста, особенно внимательны.
Отчет по уроку 7
1. Бланк отчета по уроку № 7, заполненный вами после прочтения книги в режиме «Сатори».
2. На обороте бланка отчета по уроку № 7 выполненный вами тест на заполнение фигур рабочей матрицы № 6 для тренировки памяти. Не забудьте проставить рядом с рабочей
Рис. 38. Рабочая матрица № 6 для тренировки памяти
матрицей № 6 подсчитанный вами коэффициент запоминания.
3. Лист с ответами на вопросы по медитативному тексту № 6 «Сон и бодрствование» под порядковыми номерами вопросов к тексту.
4. На отдельном листе (можно на обороте ответов по медитативному тексту № 4) кратко опишите в произвольной форме ваши успехи, ощущения, впечатления:
— удалось ли вам добиться объемного восприятия мандалы в тоннеле мнемониста?
— удалось ли вам добиться объемного восприятия текста в экране мнемониста, помещенном в тоннель мнемониста? Было ли в вас ощущение присутствия в кадре при работе с экраном мнемониста или при чтении значимой для вас информации?
Все материалы отчета по уроку 7 положите в конверт вместе с материалами отчетов по предыдущим трем урокам.
Вы выполнили контрольные задания по части II программы «Сатори». Просим выслать в наш адрес отчеты по всем четырем урокам: 4, 5, б, 7. Проверьте, на всех ли бланках отчетов по урокам указаны необходимые данные: ваши фамилия, имя, отчество и учебный номер. Не забудьте на конверте с вашими отчетами вверху слева также указать учебный номер. Не забудьте вложить пустой конверт с вашим домашним адресом.
Дорогой друг!
Позади остались две части программы «Сатори», наша программа приближается к своему завершению. Осталось всего три урока Техники тренировки памяти. Наверное, уже сейчас вы можете подвести предварительные итоги того, что дала программа «Сатори» для роста вашей интеллектуальной активности, насколько вы продвинулись в Технике тренировки
памяти. Поразмышляйте об этом.
Итак, мы переходим к освоению части III программы «Сатори».
ЧАСТЬ III
Мы приступаем к изучению последней, третьей части Техники тренировки памяти. Мы надеемся, что вы успешно справились с четырьмя уроками второй части программы «Сатори», очень интересными и полезными в практическом плане. Особое внимание вы, наверное, уделили уроку 6, по значимости и насыщенности почти сравнимому с уроком 1. Навыки, приобретенные в части II Техники тренировки памяти, помогут вам в повседневной жизни и творческой деятельности.
Ваши знания о механизмах воздействия на память стали глубже и шире. Вы узнали о роли эмоциональных факторов воздействия на подсознание, о роли цвета и объемного восприятия в процессах памяти. Вы изучили алгоритм чтения художественных текстов, убедились, что основными средствами улучшения памяти являются тренировки. Мы дали вам инструменты воздействия на механизмы памяти, а научиться пользоваться ими — ваша задача. Вы убедились, что укреплять и развивать память можно так же, как мускулы — постепенно, путем выполнения и постоянного повторения простых упражнений.
А теперь переходим к уроку 8. Из него вы узнаете, какие
этапы проходит тренировка памяти, и в чем сущность каждого из них.
УРОК 8.
ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ
Содержание урока
8.1. Теория. Этапы тренировки памяти: 1-й этап; включение правого полушария; формирование невербальиого мышления. 2-й этап: активизация буферной памяти. 3-й этап:
формирование навыков эйдетического восприятия.
8.2. Методические материалы к уроку 8: Методические материалы урока I (см. п. 1.2 урока 1): Алгоритм трех этапов тренировки памяти. Окно мнемониста. Тоннель мнемониста. Таблицы Шульте—Сатори. Медитативный текст № 5 «Черный монах». Книга научно-популярного характера (объем книги 130-150 стр. или 300 000 зн.).
8.3. Упражнения.
8.3.1. Работа с алгоритмом трех этапов тренировки памяти.
8.3.2. Работа с окном мнемониста.
8.3.3. Работа с тоннелем мнемониста.
8.3.4. Тренировка с таблицами Шульте—Сатори.
8.3.5. Чтение и работа с медитативным текстом №5 «Черный монах».
8.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори» (см. п. 1.4 урока 1).
8.5. Выполнение контрольного задания по уроку 8.
8.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
8.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы №7 для тренировки памяти.
8.6. Отчет по уроку 8.
Мы приступаем к уроку 8 — первому уроку последней третьей части программы «Сатори». Нам очень хотелось бы, чтобы на оставшихся трех уроках вы отрабатывали те упражнения, которые вы изучили и которые мы постоянно рекомендуем выполнять, и проверяли их практическое воздействие. Еще раз обращаем ваше внимание: идея нашей программы заключается в том, чтобы путем комплекса упражнений эффективно воздействовать на механизмы мышления, на те интеллектуальные процессы, которые обеспечивают активизацию умственной деятельности, создают условия для творческого подъема, творческого озарения, т.е. того состояния, которое мы называем «сатори».
Напоминаем вам, что вторая ступень программы «Сатори» не заканчивает нашу программу интеллектуального развития. Мы надеемся, что вы продолжите самосовершенствование на третьей ступени «Ультра-Рапид».
Теория
Этапы тренировки памяти. Существуют три этапа тренировки памяти, которые можно представить в видеоалгоритма (рис.39).
1-й этап. Включение правого полушария. Формирование невербального мышления. О работе правого полушария головного мозга мы уже говорили на втором уроке. Напоминаем, что этот этап предполагает исключение механизмов, замедляющих, тормозящих чтение, и подавление артикуляции. Выстукивание ритма в программе «Доминанта 2000-го года» есть не что иное, как первый шаг в решении данной проблемы. Сейчас мы осваиваем новую ступень более активного воздействия на включение правого полушария.
Рис. 39. Алгоритм трех этапов тренировки памяти
Восприятие цвета, восприятие объема и др. — элементы, которые стимулируют деятельность правого полушария, развивают его.
Установлено, что правое полушарие связано больше с эмоциональными реакциями, чем левое. Правое полушарие преимущественно ответственно за творческую активность, оно ориентировано на интуицию, инстинкт, недосказанность, а левое полушарие — на языковое (речевое) общение. Вы уже включили в работу правое полушарие. Сеансы медитации с помощью цветной медитативной диаграммы «Мандала» при воздействии медитативной музыки помогают войти в состояние озарения, творческого подъема. И если вам расстаётся легко, радостно, значит, удалось смоделировать состояние «сатори». Необходимы длительные тренировки, чтобы сделать этот процесс непроизвольным. Необходимо вести поиски вхождения в состояние медитации, фиксировать моменты творческого подъема; описывать их, если они уже были.
2-й этап. Активизация буферной памяти. Что такое буферная память? Из урока 2 вы уже знаете, что различают три типа зрительной памяти: иконическую, кратковременную и долговременную (см. рис.11). Как только мы воспринимаем какую-либо информацию, срабатывает механизм иконической памяти. Информация в виде образа-иконы поступает в буферную память и мгновенно запечатлевается. Затем происходит обработка информации в кратковременной памяти. Именно на этом этапе идет интенсивный обмен информацией с рабочим буфером: известно или неизвестно об этом, читал или не читал, знаю или не Знаю и т.д. И только то, что попадает в долговременную память, подлежит воспроизведению.
Таким образом, буферная память — это промежуточный элемент между типами памяти и, к сожалению, у большинства людей работает слабо. А между тем поступившая в виде начальных ростков информация, будучи незакрепленной, может исчезнуть, уйти из нашего сознания. Надо активизировать работу буферной памяти, продлить процесс запечатления.
Средством активизации буферной памяти является прежде всего работа с окном мнемониста, работа с тоннелем и помещенным в него экраном мнемониста. Именно эти упражнения в значительной степени активизируют нашу буферную память.
Мы как бы фиксируем, как бы продлеваем мгновения, в которые запечатлевается то, что воспринято.
3-й этап. Формирование навыков эйдетического восприятия. Что такое эйдетизм, мы с вами достаточно подробно рассмотрели в уроке 1 (см. п.3.1). Эйдетизм (от греческого слова эйдос — «вид, образ») — способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и восприятию чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Это разновидность образной памяти, выражающаяся в сохранений наглядных образов предметов после окончания и воздействия на органы чувств. Вся информация, которая воспринимается глазами из окружающего мира, запечатлевается у эйдетика как бы на экране внутреннего взора, обращенном внутрь мозга. И когда нужно что-то вспомнить, бегающий луч нашего внутреннего (мысленного) взора сканирует и считывает все, что на этом экране запечатлелось.
Для того чтобы хорошо работала память, считают специалисты,нужно уметь воспринимать окружающую действительность всеми пятью органами чувств: должны быть качественными слуховое, зрительное и тактильное (осязательное) восприятия, обоняние и вкус. Есть люди, которые очень плохо различают запахи (это, в основном, курильщики), проверьте себя. У некоторых людей с запахом связаны определенные воспоминания: вспоминая запах, они сразу вспоминают действие, событие, текст, образы.
Мы рекомендуем вам на 3-м этапе тренировки памяти постепенно формировать у себя навык эйдетического восприятия. Если у вас иногда возникает ситуация эйдетического восприятия: бросили взгляд — и до мельчайших подробностей можете изложить содержание того, что увидели — не пугайтесь этого, удерживайте контроль над состоянием, знайте, что такие моменты в процессе занятий по нашей Технике тренировки памяти возможны. Англичане говорят: «Заранее предупрежденный — заранее вооруженный». Мы вас предостерегаем от чрезмерного увлечения этим состоянием и говорили об этом еще на уроке I. Следите за своими ощущениями, держите ситуацию под контролем, если вас что-то беспокоит, прекратите упражнения. Мы работаем сразу на трех уровнях, с тремя состояниями одновременно: физическим, эмоциональным, интеллектуальным, т.е. ваши занятия сбалансированы, гармоничны, и негативных последствий быть не может. Еще раз подчеркиваем: вы сами управляете своими эмоциями, своей психикой; сами входите в любое состояние и сами же выходите из любого состояния без ущерба для себя. Мы продолжаем работать с эйдетическим восприятием и в программе «Ультра-Рапид».
Таковы три этапа тренировки памяти. Мы проходим эти этапы, ориентируясь на комплекс упражнений. Одним из таких, казалось бы, несложных упражнений является тренировка с таблицами Шульте—Сатори. Эффект, достигаемый этими тренировками, достаточно подробно освещен в уроке 6 (см. п.6.3.6), но, помимо этого, тренировка с таблицами Шульте—Сатори является важным шагом на пути формирования эйдетического восприятия. Мы рекомендуем вам уделить должное внимание этому упражнению. . .